Тофиг Зульфугаров: Азербайджан и Турция имеют достаточный потенциал для доминирования в постконфликтной ситуации

Тофиг Зульфугаров

Тофиг Зульфугаров

8 ноября 2022
# 18:30

Сегодня Азербайджан празднует вторую годовщину победы в 44-дневной войне 2020 года.
О новых сложившихся геополитических реалиях, о заинтересованных в Южном Кавказе игроках, о вызовах, которые принимает официальный Баку, и о многом другом экс-глава МИД Азербайджана Тофиг Зульфугаров рассказал в интервью для Vesti.az.    

- Как изменилась геополитическая ситуация в регионе после Второй карабахской войны? 

- Вы абсолютно правы, когда говорите, что геополитическая ситуация изменилась. Еще до войны 2020 года были как естественные усилия, которые изменили геополитическую ситуацию, так и те, которые предпринимала непосредственно азербайджанская внешняя политика на протяжении долгого периода времени. 

Азербайджан, яляясь активным актором этих изменений, постоянно развивался как государство и с обретением независимости, и после 1994 года. 

Развитие коснулось всех сфер -  экономической,  политической и военной. Расширяя оборонные возможности официальный Баку выстраивал систему взаимоотношений с соседними странами в области многостороннего сотрудничества и пр. 

Азербайджан все это время, по кирпичикам, закладывал основу, на которой и были реализованы все те задачи, которые ставил перед собой. 

То есть в основе победы 2020 года лежит политика Азербайджана в области добычи и эксперта энергоресурсов и его активная роль в ряде международных организаций, где он налаживал систему поддержки для своей политики, продолжая доносить до международной общественности реалии этого конфликта. 

Например, выстраивание союзнических отношений с Турцией – это долгий процесс. В его основе партнерства лежат сотни подписанных за период независимости документов. Это создание огромного количества горизонтальных связей между государственными структурами, а также идеологическая работа. 

Азербайджан в отличие от многих постсоветских государств обеспечивал поступательное развитие союзнических отношений не только с вышеперечисленными странами, но и с Турцией.  Этнически и конфессионально близкая нам страна, не будем забывать, является одной из важнейших стран западного лагеря, учитывая членство в НАТО и вторую по численности армию. И обратите внимание,  что в принципе такое сотрудничество было воспринято всеми, включая и российское руководство, положительно.

Например, членство или расширенные отношения Украины с НАТО являются поводом и причиной антиукраинской пропаганды России. Но отношения Азербайджана со страной НАТО, Турцией, воспринимаются нормально и естественно. В этой связи хочется напомнить высказывание Владимира Путина о том, что Азербайджан – это независимая страна, и в праве выбирать своих союзников и друзей так, как хочет. А это результат развала Советского Союза. 

Подобной  констатации из уст президента России я не слышал в отношении ни одного государства постсоветского пространства. И в принципе это высказывание, на мой взгляд, лучше всего показывает, как Азербайджан добился изменения геополитического расклада в регионе и вокруг себя. 

Важный фактор, приведший к победе – это и нейтрализация негативного воздействия России на армяно-азербайджанский конфликт. Это тоже долгая история, в рамках которой в России произошла отрицательная динамика отношения к Армении. Если раньше она была форпостом, то ближе к 2020 году Армению уже называли чемоданом без ручки. 

Это и сотрудничество с Грузией, которое повышалось и наполнялось большим содержанием, включая использование  важного для нас транзитного государства. 

Или выстраивание отношений в треугольнике Азербайджан-Грузия-Турция. А если мы возьмем Каспий, то это взаимоотношения со странами каспийского бассейна.  

Многоплановая, концептуальная работа и привела к такой геополитической ситуации, что, отвечая на очередную провокацию армянской стороны Азербайджан использовал свое право на отпор агрессора в условиях, когда его право на использование силы никем не ставилось под сомнение. 

- То, что Вы перечислили выше позволило Азербайджану уже до войны стать лидером на Южном Кавказе. Но, согласитесь, никто не знал о возможностях его Армии! И уже по окончании Второй карабахской войны Азербайджан сделал сюрприз, предстал во всей красе военной мощи. Как вы это прокомментируете?

- Давайте к этому вопросу тоже подойдем с точки зрения вашего предыдущего вопроса. 

Дело в том, что если мы возьмем геополитические реалии на Южном Кавказе, то их можно охарактеризовать таким образом – прозападная Грузия, пророссийская Армения и Азербайджан, который выстраивал свою политику на основании такого элемента баланса, в котором присутствовало экономическое доминирование Запада. 

В области внешнеполитической надстройки Азербайджан всегда выдерживал сбалансированную, хотите назовем равноприближенную или равноудаленную позицию по отношению к Западу и России.  Мы знаем, что тенденция конфронтации России с Западом возникла достаточно давно. И поэтому проведение равноудаленной работы требовало со стороны Азербайджана искусной политики. Я соглашусь с вами, что результат 2020 года, то есть, победа азербайджанской армии стала сюрпризом для многих. 

Это и подготовка вооруженных сил, способных выполнять задачу в особо сложных условиях. Это и то, что отмечали зарубежные специалисты - новые тенденции, элементы в тактическом использования. К ним они отнесли ударные группы специального назначения, которые дистанционно обеспечивались артиллеристской поддержкой и многое другое, что стало удивительным для многих. 

Мы удивлялись и восхищались тактической подготовкой вооруженных сил, а также группы спецназа. Доказательством служит штурм города Шуша. И главное, надо отметить, управление этими силами, которое было на очень высоком уровне. Главнокомандующий, помимо того, что полизировал вопросы пропагандисткой войны, управление войсками и все стратегические планы оказались на высоком уровне. Для многих эта ситуация стала неожиданностью, откровенно говоря, и для нас всех тоже. 

- Как Вы можете охарактеризовать взаимоотношения Азербайджана с Россией и коллективным Западом на фоне близких союзнических отношений нашей страны с Турцией?

- Еще в советские времена существовала  ментальная близость между  Азербайджаном и Турцией. Она была всегда.  Отмечу, что этнически и конфессионально близких государств по примеру Азербайджана и Турции в мире достаточно много. Но это не мешает им быть врагами, как Украине с Россией. 

В нашем случае политическая элита была ориентирована на развитие братских и добрососедских взаимоотношений, как бы отвечая на заказ, идущий от общества двух стран. Кроме того, формула "один народ два государства", произнесенная много лет назад Гейдаром Алиевым, стала основой нашего сотрудничества. 

- Получается, что тандем Азербайджан-Турция Россию не раздражает. А как насчет коллективного Запада?

- Раздражает или не раздражает этот тандем Россию – это вопрос эмоционального восприятия. А если переходить к реалиям, то я бы выразил эту ситуацию таким образом, что не воспринимать и противодействовать этому сближению у  России не было сил. И во-вторых, результат был предопределен — это сближение остановить было невозможно. 

Поэтому сработал старый принцип: если не можешь чему-то воспрепятствовать, постарайся в этом деле поучаствовать. Поэтому и сложилась такая ситуация после 2020 года, что в регионе доминировал российско-турецкий тандем, включая и операцию по поддержанию мира, в которой Турция также принимает участие. Хотя мы хотели бы, чтобы ее участие было расширено.

Главное, что все остальные коммуникации, переговоры в тройке Азербайджан-Турция-Россия, всегда ведутся при активном участии Анкары. 

И вот мы подходим к тому важному фактору, о котором следует упомянуть, что это обстоятельство не устраивает не только Армению, но и Азербайджан. 

Причины для этого, кстати, есть, потому что Россия, или часть ее элиты, продолжает играть деструктивную роль в постконфликтной ситуации. У российского политического истеблишмента постоянно возникает желание дистанцировать Турцию от этого процесса и оставить Азербайджан в одиночестве. 

Но вместе с тем мы должны всегда понимать, что есть еще одна группа западных стран, которые имеют различные позиции. Наиболее активна в неприятии этого тандема Франция. Мы наблюдаем над интересной тенденцией, как французское желание разрушить российско-турецкую связку, встречается и в определенной части российской элиты. Они бы хотели сменить, устранить турецкое присутствие в этой зоне и поменять его на французское, западное или европейское. 

Поэтому там и происходит такая ситуация, которую мы наблюдаем. И Азербайджан вынужден реагировать жестко как на действия Франции, так и на выпады России.

Поэтому я думаю, что Азербайджан и Турция имеют достаточный потенциал для того, чтобы обеспечивать свое доминирование в постконфликтной ситуации и реализовать все те задачи, которые стоят перед нами до окончательного устранения последствий вооруженной агрессии Армении против Азербайджана.

- Каким Вы видите сценарий разрешения вопроса сепаратистов?  

- В этом смысле мы видим некое единение тактики противников азербайджано-турецкого союзничества. Все они хотят использовать ситуацию с армянской общиной на территориях, которые находятся во временной зоне ответственности российских миротворцев. Например, проект с Варданяном, рассчитанный на создание формализации какой-то структуры, которую будет он возглавлять, и которая будет вести завтра долгосрочные и  безрезультатные переговоры с азербайджанскими властями. Это своего рода попытка продления конфликтной ситуации в таком состоянии, как это было 30 лет назад, но немного в другой форме. 

Не удивительно, что и Франция играет свою игру, так как она тоже хочет занять какую-то нишу в этой структуре, которую мы называем "международные силы по обеспечению урегулирования конфликта". Название общее, хотя цели совсем другие. Сейчас они инегрировали в такие структуры как миссия наблюдения Европейского союза на границе с армянской стороны. Причем они открыто заявили, что хотят иметь миссию и на азербайджанской территории, с той целью, чтобы распространить ее действие не только на границе, но и на ту зону, где живет армянская община Карабаха. 

Более того, если мы посмотрим на проект резолюции Сената Франции, то станет понятно, что одной из главных задач для себя они видят создание так называемой гуманитарной миссии. Или некого посольства Евросоюза, которое тоже, как вы понимаете, будет вместе с Варданяном вести переговоры. 

Во всех этих планах, о которых мы говорим, включая российскую и французскую вариации, нет места Турции. Такая ситуация может ослабить азербайджанскую позицию, поэтому наше государство на это не пойдет. Хотя у них всегда есть проверенный способ провокации и это подтверждают многие сигналы. 

Например, для того, чтобы притащить миссию Евросоюза на границу, вспомним, как армяне осуществляли целый ряд пограничных провокаций, обвиняя в этом Азербайджан. Этим же методом они могут воспользоваться и в случае с зоной временного присутствия российских миротворцев. 

К вселенскому вою о "геноциде" и спасении армянам не привыкать. Поэтому  - миссии, международные структуры и так далее. Вот примерные планы, которые видны невооруженным взглядом. Но я уверен, что у Азербайджана есть своя тактика, которая в результате обеспечит продолжение нашего стратегического доминирования.  

- Тофиг муаллим вернемся к теме региона. Чего добивается Иран?

- Иран отчужден от большой части политических процессов, которые происходят в мире, он находится под санкциями. Но вместе с тем на региональном уровне он хочет играть свою роль. Ирану важно, чтобы по соседству не было успешного Азербайджанского государства, так как он воодушевляет азербайджанцев, которые в большом количестве проживают в Иране. 

В этом случае логика проста – чем хуже Азербайджану, тем легче иранским властям внушать своему населению то, что в Иране все прекрасно. И в рамках этой логики осуществляется целый ряд действий, которые направлены на то, чтобы воспрепятствовать поступательному развитию азербайджанской государственности. Сюда следует включить вопросы, связанные с нашей политикой восстановления суверенитета и территориальной целостности. Кроме того, это и вопросы, которые все чаще возникают у общественности Азербайджана, о необходимости восстановления исторической справедливости в отношении незаконно переданных в 1920 году большевиками Гейче и Зангезуре. 

Поэтому в этом направлении мы видим, что Иран проявляет особую активность. Он уверен, что его действия как-то устраивают и западных, и российских игроков. Ну, посмотрим, чем это закончится. Пока же очевидно, что его внутренние проблемы, а также вопросы, связанные с целым рядом других государств, с арабским миром и пр., не позволят ему быть активным в этом ракурсе. 

- Вы считаете, что Тегеран ограничится заявлениями в сторону Баку и не пойдет на открытую конфронтацию?

- Вы знаете, пока мы с вами здесь говорим об этом, в странах персидского залива вооруженные силы США, Саудовской Аравии, а также целого ряда других государств Залива, приведены в повышенную боевую готовность. И это продолжается более 10 дней. Поэтому, мне кажется, что у Ирана нет потенциала сейчас заниматься распространением своих политических амбиций на севере. 

Тем более, что для него азербайджано-иранская граница всегда была наиболее спокойной и стабильной. И в этой ситуации, я думаю, они будут стремиться к тому, чтобы достичь и обеспечить стабильность. Поэтому все эти игры КСИР на нашей границе, во-первых, быстро закончились, во-вторых, им надо срочно возвращаться в другие зоны Ирана, где пока не решены территориальные проблемы.

- Как Вы думаете, вступится ли Иран за Армению? И в каком случае?

- Я думаю, что это невозможно ни в каком аспекте. Повторюсь, для Ирана нет потенциала и нет самого главного - мотивации. В конце концов население может спросить, а зачем нам впрягаться за Армению? Сейчас они спрашивают, зачем нам надо носить платки, и твердят, что это должен быть выбор каждого человека. Кроме этого, представьте, если придется мобилизовать азербайджанское население Ирана, например, Тебриза, как им сказать, что они должны пойти воевать? По какой причине? За армян пойдем воевать? Им просто рассмеются в лицо.

Бросить семью, жену и детей, чтобы пойти воевать за армян! Это несерьезно. Такое даже озвучивать стыдно. Да и идеологическое братство между западноориентированной Арменией и нынешним правительством Ирана тоже выглядит смешно. 

Поэтому, это не более, чем политические манипуляции, и я рад, что Азербайджан решительно показывает, что его геополитические позиции устойчивы. 

- Чего ждать в ближайшей перспективе в геополитической жизни Азербайджана, всего региона? Буквально с утра прочла Блинкена, который «аплодирует» правительствам Армении и Азербайджана «за мужество и решимость, которые они проявляют, чтобы достичь этой цели», имея в виду светлое будущее Южного Кавказа  и, в частности, своих стран. 

- Ну вы знаете, мы когда говорим о перспективах должны четко понимать, чего мы хотим. Первостепенное значение –чтобы Армения де-факто перестала вмешиваться во внутренние дела Азербайджана. Убрала с азербайджанских земель своих военнослужащих. Чтобы в годовом бюджете Армении не было статьи расходов по финансированию неких структур, которые ставят перед собой целью аннексию азербайджанских территорий в свою пользу. 

Поэтому, если вы у меня спросите, что для меня важнее, отвечу: реальные шаги Армении. Если она просто примет какой-то документ, где формально признает территориальную целостность Азербайджана и суверенитет – это второстепенно.  
Армения во время переговоров Блинкена не должна пересылать оружие сепаратистским структурам под прикрытием сил для поддержания мира. Поэтому я испытываю довольно сдержанный оптимизм.  Блинкен может «аплодировать», но одновременно с его заявлением, когда кто-то перетаскивает реальное оружие в эту зону, откуда будут стрелять в людей, возвращающихся на освобожденные территории, я, честно говоря, настроен пессимистически.  

Мы привыкли к такому двуличию российских миротворцев, думаю, что заявление Блинкена должно было быть адресным. Надо четко указать агрессора, при том, что он однозначно должен прекратить все действия, направленные против суверенитета и территориальной целостности Азербайджана. 

# 13614
avatar

Севиндж Сараблинская

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#