Эльдар Мансуров очень часто отправлялся на «разборки»
27 апреля 2009
11:39
В рубрике будет сделан экскурс в раннюю молодость известных нам людей, гостями рубрики будут писатели, поэты, люди искусства, политики и спортсмены.
Одним словом, люди, которых мы хорошо знаем, уважаем и любим. Как их прошла молодость? Какие мгновения были яркими? Какой след оставила первая любовь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с ними вы узнаете от них самих. Продолжает эту рубрику интервью с известным композитором Эльдаром Мансуровым.
Эльдар Мансуров не нуждается в представлении. За годы своей творческой деятельности он стал другом для многих, а его талант композитора почитается как молодым, так и старшим поколениями. Журналисты просто обожают Эльдар муаллима и никогда не упускают возможность посидеть за чашечкой чая в его уютной квартире, чтобы взять очередное интервью и послушать мастера... Эльдар Мансуров необыкновенно интересный собеседник. Говорить с ним можно часами и при этом не замечать, как быстро летит время.
В 1981 году Эльдар Мансуров был принят в Союз композиторов СССР, затем - Азербайджана, в 1999 году стал членом Союз кинематографистов. В 2005 году получил почетное звание «Заслуженный деятель искусств». В 2007 году был избран секретарем Союза композиторов Азербайджана.
- Есть люди, про которых говорят - «родился в рубашке». Вас можно отнести к их числу?
- Насчет того, родился я «рубашке» или нет, сказать не могу, но о том, что мне повезло с первого же дня рождения, говорят многие. Я родился в 1952 високосном году, именно 28 февраля, а не 29-го. Повезло, а иначе пришлось бы мне потом отмечать дни рождения раз в четыре года. И это - не единственное везение.
- Вы «везунчик» по жизни?
- Нельзя сказать, что я - «везунчик», но в чем-то Всевышний меня не обделил. Например, - городом, и местом, где я родился - Баку, Ичеришехер... Думаю, для понятливых людей нет надобности расшифровывать эти два названия-символы. Но я все же выскажу свое отношение. Баку- это город-муза, город-легенда. А Ичеришэхер подобен сладкозвучной лире, незабываемой, вечно юной и реальной сказке. У Крепости, как ее называют бакинцы, - особая аура, они притягивает и не отпускает до последнего дня. И еще - Ичэришехер - это никем до конца не разгаданная тайна. Вот почему среди нас - выходцев из Крепости, так много ярких личностей, людей творческих, созидателей.
Второе везение - мне посчастливилось родиться и вырасти в семье тариста Бахрама Мансурова - достойного продолжателя известного рода Мансуровых, внесших неоценимый вклад в развитие исполнительского мастерства, и, в целом музыкальной культуры Азербайджана.
- Очевидно, что вопрос о выборе профессии никогда не стоял перед вами...
- Совершенно верно. Сначала была преподавательская деятельность. В разные годы учил детей в музыкальной школе, затем - в Республиканской гимназии искусств. Потом ученики стали постарше - моими воспитанниками стали студенты музыкального училища им. Асафа Зейналлы, Педагогического университета, Консерватории. Среди моих студентов даже есть граждане Турции - какое-то время я преподавал в Стамбульском университете.
- Как и все бакинцы, вы наверняка не представляете себе наш город без Каспия... Любите прогулки по морскому побережью?
- Я очень люблю Каспий, и, может, поэтому моя жизнь напоминает лазурное море. Она волнообразна - на смену чего-то одного приходит другое... После преподавания началась другая работа - в качестве музыкального редактора я работал на каналах БМТ и «Лидер». А в Гостелерадиокомитете дошел до должности главного редактора Редакции музыкальных передач. В Доме звукозаписи попробовал себя в другой роли звукорежиссера. Конечно, я люблю море. Люблю прогулки по побережью. Они придают мне дополнительную энергию и силы.
- Вы ведь не просто композитор эстрадного жанра, а еще автор масштабных классических произведений...
- Да, но почему-то многие знают меня только как композитора - песенника. Но ведь композитором считается тот, кто пишет сочинения в разных жанрах, и, прежде всего, классические произведения. У меня есть два балета, пять симфоний, две симфонические поэмы, концерт для скрипки и оркестра, несколько инструментальных произведений, камерных, и др.
Моя музыка звучит во многих фильмах и театральных постановках. Конечно, песни - популярный жанр. Их у меня тоже немало - более трех тысяч. Меня всегда привлекала наука, а конкретно, - история азербайджанского мугама. Как музыковед я впервые выступил на эту тему с докладом на Международном симпозиуме в Самарканде. Мои работы не раз публиковались в научных изданиях Франции, Германии и России.
- Эльдар муаллим, давайте вернемся в далекое прошлое. В первый раз, в первый класс...
- Не помню я свой первый класс! Честно говоря, у меня даже об этом никто никогда не спрашивал. Помню четвертый, пятый классы. Отличником я не был, но и двоечником меня не назовешь. В основном учился на четверки и тройки. Зато всегда пятерки по труду, физкультуре, пению. Гуманитарные предметы тянул на четверки. Рисовать не умел и поэтому по этому предмету в основном были тройки. А по математике, химии, ботанике, я вообще «хромал». А вот астрономию очень любил.
- С уроков часто убегали?
- Убегал, у кого не было! (смеется). В старших классах очень часто убегал с ребятами с уроков. Ходили потом, гуляли по городу. Я учился в школе N 190, в азербайджанском секторе. В то время все было по-другому. Люди были гораздо порядочнее... Мы любили всем классом ходить на бульвар, в чайхану. Вот эти прогулки с одноклассниками мне я до сих пор вспоминаю... Помню, как любили мы бегать с ребятами под весенним дождем босиком....
- А школьные «разборки» обходились не без вашего участия?
- Я, как уже сказал, учился в азербайджанском секторе. Русский сектор всегда был высокомерный. Помню, как мы не то что «класс на класс» дрались, а «школа на школу». Собирались мальчишки, человек 60-70 со всех классов и отправлялись на «разборки». Это была настоящая «портфельная битва»! У нас были ремни с бляхами, которые мы накручивали на руку и размахивались ими! Но в таких «битвах» я обычно больше получал, чем бил (смеется)
Так что, у меня была нормальная юность, как у большинства ребят моего времени. Нынешняя молодежь другая. Они лишь только и знают, что мобильные телефоны, компьютеры, видеокамеры...
- А потом наступил самый важный момент в жизни каждого школьника. Прощание с детством - последний звонок...
- В этот день мы с ребятами так напились! (смеется). Прежде тоже конечно «баловались», но втихаря. А тут - последний звонок, прощание со школой, и по такому торжественному случаю я утащил из дома бутылку какого-то кубинского напитка, не помню, нечто вроде рома. Пришли с ребятами и достали каждый все, что у него было. Закусывали сладостями. И представляете, как нас понесло! Допоздна гуляли в тот день. Весело было, хорошо. Приятно сейчас вспомнить тот день, давно я не задумывался о тех днях...
- Какая жизнь ждала Эльдара Мансурова после школы?
- Так как я учился сразу в двух школах, - в средней общеобразовательной и музыкальной, то поступил в музыкальное училище им. А. Зейналлы, на отделение фортепиано. После окончание училища в то время в обязательном порядке в течении двух лет требовалось отработать в районе. И только потом я имел право продолжить учебу в Высшем учебном заведении. Я естественно, в район не поехал и решил поступить в театральный институт, сейчас он называется Университет искусств. Но это было не мое. И решил поступить в консерваторию. В отличие от своих сверстников, в ВУЗ - в Азербайджанскую государственную консерваторию им. Уз. Гаджибекова я поступил тогда, когда они уже заканчивали институт. Учился я у наших великих мастеров - у Арифа Меликова и Джевдета Гаджиева.
- В жизни вам повезло, у вас два сына. Вы были строгим отцом для них?
- Своим делом я всегда считал направлять их, показывать, что хорошо, а что плохо. Я никогда не был диктатором в процессе воспитания детей. Мое дело - предложить, их - выбрать.
Я сам вырос в спокойной семье. Одного взгляда отца нам с братьями было достаточно. Мы его очень уважали. Когда к нам в дом приходил старший, мы, дети, выходили из комнаты. Вот как нас воспитывали. Сейчас детей воспитывают по-другому. А еще ругают советские времена...
Ну что, скажите, нам дала эта свобода? Хамство? В былые времена богатый человек боялся демонстрировать всем свою роскошь. А сейчас что творится? Посмотрите, как мальчишки разъезжают на дорогих машинах, и что они вытворяют на дорогах...
- Не хотелось бы завершать нашу беседу на грустной ноте. Поэтому, самое время поговорить о любви. Помните свои первые чувства?
- В школьные годы, а тем более, в азербайджанском секторе, у нас ветер в голове гулял. Не до девочек было. Первые симпатии к прекрасному полу появились в студенческое время. Но я, если честно, никогда не демонстрировал свои чувства напоказ. Все в себе держал. Вот такой я был закомплексованый парень!
- Золотые годы наступили...
- ... Наступили в промежутке 60 и 70 годов. Это была золотая серединка в моей жизни. У меня была хорошая юность. Клянусь, что ни на что не променял бы те, самые прекрасные 10 лет своей жизни...
Егяна Рзаханова
Одним словом, люди, которых мы хорошо знаем, уважаем и любим. Как их прошла молодость? Какие мгновения были яркими? Какой след оставила первая любовь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с ними вы узнаете от них самих. Продолжает эту рубрику интервью с известным композитором Эльдаром Мансуровым.
Эльдар Мансуров не нуждается в представлении. За годы своей творческой деятельности он стал другом для многих, а его талант композитора почитается как молодым, так и старшим поколениями. Журналисты просто обожают Эльдар муаллима и никогда не упускают возможность посидеть за чашечкой чая в его уютной квартире, чтобы взять очередное интервью и послушать мастера... Эльдар Мансуров необыкновенно интересный собеседник. Говорить с ним можно часами и при этом не замечать, как быстро летит время.
В 1981 году Эльдар Мансуров был принят в Союз композиторов СССР, затем - Азербайджана, в 1999 году стал членом Союз кинематографистов. В 2005 году получил почетное звание «Заслуженный деятель искусств». В 2007 году был избран секретарем Союза композиторов Азербайджана.
- Есть люди, про которых говорят - «родился в рубашке». Вас можно отнести к их числу?
- Насчет того, родился я «рубашке» или нет, сказать не могу, но о том, что мне повезло с первого же дня рождения, говорят многие. Я родился в 1952 високосном году, именно 28 февраля, а не 29-го. Повезло, а иначе пришлось бы мне потом отмечать дни рождения раз в четыре года. И это - не единственное везение.
- Вы «везунчик» по жизни?
- Нельзя сказать, что я - «везунчик», но в чем-то Всевышний меня не обделил. Например, - городом, и местом, где я родился - Баку, Ичеришехер... Думаю, для понятливых людей нет надобности расшифровывать эти два названия-символы. Но я все же выскажу свое отношение. Баку- это город-муза, город-легенда. А Ичеришэхер подобен сладкозвучной лире, незабываемой, вечно юной и реальной сказке. У Крепости, как ее называют бакинцы, - особая аура, они притягивает и не отпускает до последнего дня. И еще - Ичэришехер - это никем до конца не разгаданная тайна. Вот почему среди нас - выходцев из Крепости, так много ярких личностей, людей творческих, созидателей.
Второе везение - мне посчастливилось родиться и вырасти в семье тариста Бахрама Мансурова - достойного продолжателя известного рода Мансуровых, внесших неоценимый вклад в развитие исполнительского мастерства, и, в целом музыкальной культуры Азербайджана.
- Очевидно, что вопрос о выборе профессии никогда не стоял перед вами...
- Совершенно верно. Сначала была преподавательская деятельность. В разные годы учил детей в музыкальной школе, затем - в Республиканской гимназии искусств. Потом ученики стали постарше - моими воспитанниками стали студенты музыкального училища им. Асафа Зейналлы, Педагогического университета, Консерватории. Среди моих студентов даже есть граждане Турции - какое-то время я преподавал в Стамбульском университете.
- Как и все бакинцы, вы наверняка не представляете себе наш город без Каспия... Любите прогулки по морскому побережью?
- Я очень люблю Каспий, и, может, поэтому моя жизнь напоминает лазурное море. Она волнообразна - на смену чего-то одного приходит другое... После преподавания началась другая работа - в качестве музыкального редактора я работал на каналах БМТ и «Лидер». А в Гостелерадиокомитете дошел до должности главного редактора Редакции музыкальных передач. В Доме звукозаписи попробовал себя в другой роли звукорежиссера. Конечно, я люблю море. Люблю прогулки по побережью. Они придают мне дополнительную энергию и силы.
- Вы ведь не просто композитор эстрадного жанра, а еще автор масштабных классических произведений...
- Да, но почему-то многие знают меня только как композитора - песенника. Но ведь композитором считается тот, кто пишет сочинения в разных жанрах, и, прежде всего, классические произведения. У меня есть два балета, пять симфоний, две симфонические поэмы, концерт для скрипки и оркестра, несколько инструментальных произведений, камерных, и др.
Моя музыка звучит во многих фильмах и театральных постановках. Конечно, песни - популярный жанр. Их у меня тоже немало - более трех тысяч. Меня всегда привлекала наука, а конкретно, - история азербайджанского мугама. Как музыковед я впервые выступил на эту тему с докладом на Международном симпозиуме в Самарканде. Мои работы не раз публиковались в научных изданиях Франции, Германии и России.
- Эльдар муаллим, давайте вернемся в далекое прошлое. В первый раз, в первый класс...
- Не помню я свой первый класс! Честно говоря, у меня даже об этом никто никогда не спрашивал. Помню четвертый, пятый классы. Отличником я не был, но и двоечником меня не назовешь. В основном учился на четверки и тройки. Зато всегда пятерки по труду, физкультуре, пению. Гуманитарные предметы тянул на четверки. Рисовать не умел и поэтому по этому предмету в основном были тройки. А по математике, химии, ботанике, я вообще «хромал». А вот астрономию очень любил.
- С уроков часто убегали?
- Убегал, у кого не было! (смеется). В старших классах очень часто убегал с ребятами с уроков. Ходили потом, гуляли по городу. Я учился в школе N 190, в азербайджанском секторе. В то время все было по-другому. Люди были гораздо порядочнее... Мы любили всем классом ходить на бульвар, в чайхану. Вот эти прогулки с одноклассниками мне я до сих пор вспоминаю... Помню, как любили мы бегать с ребятами под весенним дождем босиком....
- А школьные «разборки» обходились не без вашего участия?
- Я, как уже сказал, учился в азербайджанском секторе. Русский сектор всегда был высокомерный. Помню, как мы не то что «класс на класс» дрались, а «школа на школу». Собирались мальчишки, человек 60-70 со всех классов и отправлялись на «разборки». Это была настоящая «портфельная битва»! У нас были ремни с бляхами, которые мы накручивали на руку и размахивались ими! Но в таких «битвах» я обычно больше получал, чем бил (смеется)
Так что, у меня была нормальная юность, как у большинства ребят моего времени. Нынешняя молодежь другая. Они лишь только и знают, что мобильные телефоны, компьютеры, видеокамеры...
- А потом наступил самый важный момент в жизни каждого школьника. Прощание с детством - последний звонок...
- В этот день мы с ребятами так напились! (смеется). Прежде тоже конечно «баловались», но втихаря. А тут - последний звонок, прощание со школой, и по такому торжественному случаю я утащил из дома бутылку какого-то кубинского напитка, не помню, нечто вроде рома. Пришли с ребятами и достали каждый все, что у него было. Закусывали сладостями. И представляете, как нас понесло! Допоздна гуляли в тот день. Весело было, хорошо. Приятно сейчас вспомнить тот день, давно я не задумывался о тех днях...
- Какая жизнь ждала Эльдара Мансурова после школы?
- Так как я учился сразу в двух школах, - в средней общеобразовательной и музыкальной, то поступил в музыкальное училище им. А. Зейналлы, на отделение фортепиано. После окончание училища в то время в обязательном порядке в течении двух лет требовалось отработать в районе. И только потом я имел право продолжить учебу в Высшем учебном заведении. Я естественно, в район не поехал и решил поступить в театральный институт, сейчас он называется Университет искусств. Но это было не мое. И решил поступить в консерваторию. В отличие от своих сверстников, в ВУЗ - в Азербайджанскую государственную консерваторию им. Уз. Гаджибекова я поступил тогда, когда они уже заканчивали институт. Учился я у наших великих мастеров - у Арифа Меликова и Джевдета Гаджиева.
- В жизни вам повезло, у вас два сына. Вы были строгим отцом для них?
- Своим делом я всегда считал направлять их, показывать, что хорошо, а что плохо. Я никогда не был диктатором в процессе воспитания детей. Мое дело - предложить, их - выбрать.
Я сам вырос в спокойной семье. Одного взгляда отца нам с братьями было достаточно. Мы его очень уважали. Когда к нам в дом приходил старший, мы, дети, выходили из комнаты. Вот как нас воспитывали. Сейчас детей воспитывают по-другому. А еще ругают советские времена...
Ну что, скажите, нам дала эта свобода? Хамство? В былые времена богатый человек боялся демонстрировать всем свою роскошь. А сейчас что творится? Посмотрите, как мальчишки разъезжают на дорогих машинах, и что они вытворяют на дорогах...
- Не хотелось бы завершать нашу беседу на грустной ноте. Поэтому, самое время поговорить о любви. Помните свои первые чувства?
- В школьные годы, а тем более, в азербайджанском секторе, у нас ветер в голове гулял. Не до девочек было. Первые симпатии к прекрасному полу появились в студенческое время. Но я, если честно, никогда не демонстрировал свои чувства напоказ. Все в себе держал. Вот такой я был закомплексованый парень!
- Золотые годы наступили...
- ... Наступили в промежутке 60 и 70 годов. Это была золотая серединка в моей жизни. У меня была хорошая юность. Клянусь, что ни на что не променял бы те, самые прекрасные 10 лет своей жизни...
Егяна Рзаханова
2334
ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
В связи с Днем траура все культурно-массовые мероприятия в театрах и концертных учреждениях отложены
Артисты Азербайджана скорбят по погибшим в авиакатастрофе
В Баку впервые выставлены 14 редких ковров эпохи Сефевидов
Шаманская магия, «Газеты ART» и дух Шуши: выставка Назима Шаха в Баку - ИНТЕРВЬЮ-ВИДЕО
Автор «Оппенгеймера» получил рыцарский титул в Букингемском дворце
Поэтесса Назиля Сафарли предупреждает о мошенничестве через WhatsApp-ВИДЕО