Шаманская магия, «Газеты ART» и дух Шуши: выставка Назима Шаха в Баку - ИНТЕРВЬЮ-ВИДЕО

Шаманская магия, «Газеты ART» и дух Шуши: выставка Назима Шаха в Баку - ИНТЕРВЬЮ -ВИДЕО
23 декабря 2024
# 20:00

Каждое новое произведение художника — это шаг в поиске себя. Назим Шах, чья выставка в эти дни проходит в Баку в студии галереи MətbuArt — яркий пример того, как многолетняя работа с формами, идеями и концепциями приводит к самому сложному: простоте.

«Я начинал с натюрмортов. Всем они нравились. Я мог бы стать знаменитым с ними, но чувствовал, что это не мое», — признается художник. Его путь — это история о том, как мастерство и внутренний голос художника ищут точку равновесия.

От насыщенной палитры натюрмортов, которые завоевали признание, к тонкой игре линий и переходу в графику. И уже многие годы Назим Шах известное имя в мире современного искусства и постмодернизма.

«Просто взять белую бумагу и поставить на ней одну черную точку легко. Но сложно сделать так, чтобы эта точка оправдывала себя,» — говорит он.

Что для него эта черная точка? Что скрывается за кажущейся простотой? На эти вопросы отвечает не только сам художник, но и его работы, представленные на выставке, которая продлится до 6 января 2025 года.

Представленные на art-пространстве произведения — это отражение не только художественных экспериментов, но и глубоких размышлений о форме, сути и смысле. Для художника современное искусство — это не внешняя форма, а напряженный внутренний диалог между ним, его идеями и зрителем.

«Искусство — это поиск, это сомнение, это вызов самому себе» — говорит Назим Шах.

Мы встретились с Назим Шахом на презентации его новой коллекции, чтобы поговорить о творческом пути, философии, утраченном Абшероне и о том, почему искусство — это не результат, а процесс, а минимализм — не упрощение, а усложнение.

- Твоя новая экспозиция делится на три сектора - шаманский мистический цикл, «Газеты ART» и работы, написанные в Шуше.  Расскажи немного подробнее о каждом из них.

- Здесь в основном представлены мои работы в стиле авангарда и постмодерна. Если мы говорим о шаманской тематике, то в ней я работаю уже более 20 лет и в данном art-пространстве собраны картины, посвященные отделу шаманского колдовства и сакральных знаний древних шаманов. У меня есть идея художественного создания шаманской карточной колоды и часть из них можно увидеть на сегодняшней выставке.

Что касается композиции «Газеты ART», то сама идея ее создания родилась от случайно увиденной на полу старой газеты советских времен. И стало как-то очень обидно, что она уже никому ненужная, что все это пропадет, хоть и является частью истории. Так пришла идея вкрапления газет в картины и создание картин на газетах. После вход пошли афиши, а сегодня создается еще и скульптурная экспозиция, которой нет на данной выставке. Но общая идея: дать вторую жизнь отжившим вещам.

Ну и конечно, я не могу не сказать про Карабахский цикл. Многие работы, представленные на выставке, были написаны именно в Шуше. Шуша – вообще отдельная песня, это ощущение, что Муза летает в воздухе древнего города, совершенно гениальное место.

- Давай все же по порядку: как ты оказался в Шуше?

- Меня отобрали в проект по реставрации исторических объектов Карабаха вместе с группой художников. Мы работали над оформлением Зангеланской исторической мечети. И там, конечно же, тоже было очень интересно и довольно необычные ощущения, которые сложно передать словами, но которые прочувствует любой творческий человек. Вообще Зангелан – это отдельная история, особенно когда ты работаешь в таком сакральном и святом для мусульман месте.

Но Шуша – это просто отдельная глава моей личной жизненной истории. Место, где хочется творить, отдыхать, просто жить. Бесконечно дышать этим воздухом… Мы работали на реставрации семейного комплекса Мехмандаровых и исторической бани Ширин су.

Вообще это была необычная экспедиция. Мы все художники разных направлений, но Шуша у всех без исключения открыла новые просторы для дальнейшего развития и творчества. К примеру, мой дядя, Малик Исмаилзаде, вполне состоявшийся и немолодой художник, вдохновился в Шуше стилистикой карабахских ковров и сейчас работает над созданием целого цикла работ в этом направлении.

И именно Шуше я посвятил целую серию работ, написанных там, и они представлены на сегодняшней выставке. Вообще сегодня, чтобы в Азербайджане быть художником, нужно находиться подальше от Абшерона…

- Чего так?

- Потому что абшеронская художественная школа канула в леты… Что было раньше в глазах художников, когда они брали свои мольберты и выезжали в пригород или шли на Приморский бульвар? Глубокое море, бесконечное небо, чайки, песчаный берег, а еще кисти, краски и холст. А знаменитые дачи с их самобытностью… Что осталось сейчас? Непонятная архитектура, безвкусные виллы, застроенный берег…

Когда ты раньше работал в Крепости, то краски буквально танцевали. Что делать сегодня бедному художнику в Ичери Шехер среди бесконечных кафе и ресторанов? Нюхать бесконечные запахи смердящих кухонь?

Закончилась эпоха бакинского и бард культуры. Музыка, доносящаяся из машинных пробок, ресторанов и уличные певцы их не заменят. В Баку нет вдохновения, по крайней мере я его уже не нахожу. Поэтому переехал в район и предпочитаю жить подальше от городской суеты. Там, по крайней мере, мне лучше пишется и работается…

- Ты не очень любишь давать интервью, поэтому расскажи нашим читателям, сколько у тебя было выставок в общей сложности и где они проходили?

-  Если брать общее число, то получится больше 20, из которых персональных 14, как кажется. Я не занимаюсь подсчетами, это не так интересно для меня.

Что касается лично моих выставок в Баку, то здесь с подсчетами проще, потому что в родной стране у меня это, как ни странно, всего четвертая выставка. Остальные проходили в Турции, где я прожил и проработал семь лет. Кроме того, мои работы выставлялись в разное время в США, Германии, России, Франции, Австрии, Голландии и даже во Вьетнаме.

- Твои работы всегда вызывали и продолжают вызывать много споров, как среди профессионалов, так и среди завсегдатаев галерей.  Ты же вроде начинал с более «понятного» искусства. Зачем нужно было усложнять?

- Я начинал с натюрмортов, и они всем нравились. Всем, кроме… меня самого. Я мог бы стать знаменитым живописцем предметного мира, но я чувствовал, что это не то.

Да, я не лукавил, когда писал их. Это были творческие работы, со смыслом и концепцией. Но это было не мое и постепенно я нашел себя в графике. После была долгая и трудная дорога к современному искусству и минимализму. Взять просто белую бумагу и поставить на ней одну черную точку, легко. Но сложно сделать так, чтобы эта точка оправдывала себя.

- Давай немного обратимся к истокам твоего творчества. Известно, что ты вырос в творческой семье, и я так понимаю, быть художником тебе было предначертано?

- Писать я начал с детства, у меня дяди известные художники – Намик и Малик Исмаилзаде, от них я «заразился» красками. Причем, в прямом смысле этого слова. Рассказывают, что маленьким я все время воровал их акварель и однажды даже проглотил ее немного. Женщины испугались, а дяди сказали: «Все, теперь точно будет художником!».

Вообще запахом красок был пропитан весь дом и все мое детство прошло   среди мастерских, холстов, мольбертов и кисточек… было бы странно, если бы я не заразился художеством.

Позже дяди дали мне свою мастерскую, вначале как шанс поработать самостоятельно на знаменитой бакинской мансарде бывшего Баксовета. Там я видел всех наших старых мастеров: заслуженного художника Азербайджана Генадия Брижатюка, народного художника Эльбека Рзакулиева,  Тофиг Газанфарова... Все они уже ушли из этого мира, и даже странно сейчас думать, что я, совсем начинающий художник мог когда-то работать, писать картины вместе с этими великими людьми, часам сидеть в их мастерских , слушать их беседы и даже участвовать в них…

Ну и конечно, у меня даже не было выбора при поступлении в вуз, кроме отделения живописи. Уже тогда начались первые выставки, а в 2005-м году меня приняли в Союз художников Азербайджана.

- В канун Нового года все загадывают желания… У тебя есть заветная мечта?

- Если найдется спонсор, я бы, конечно, хотел сделать в Азербайджане выставку, которой пока не было равной в мире, и которая автоматически вошла бы в Книгу рекордов Гинесса. Не стану раскрывать подробности, но она была бы основана на памятнике древней литературы, гениальном произведении «Тысячи и одна ночь». Собственно, для осуществления моей мечты нужна самая малость – деньги.

- А что ты пожелаешь читателям Vesti.az в Новом году?

- Самых простых вещей: счастья, здоровья и много-много денег…

 

 

# 1026
avatar

Алена Мясникова

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#