Московский юрист о мифах и реальности бакинских судов: «Без связей не обойтись?» - ИнтервьюФОТО
Сколько раз вы слышали: «без связей и денег в бакинских судах никуда»; «правды в них не найти»; «закон? Да он у нас не работает» и так далее… Виноваты в этом судьи, полиция, коррупция, местничество, все ветви законодательной и правовой власти. Мы сами? Ну при чем здесь мы, если…вот был случай… И далее рассказывается очередная жуткая история, слушая которую сомневаешься, что проблемы можно и нужно решать законным путем. Более того, забывается даже собственный опыт, когда Фемида торжествовала, казалось бы, в самых «провальных» делах.
Мы привыкли считать, что без связей, денег и хороших знакомых ничего добиться невозможно. Но проблема не всегда в судах. Чаще она в нашем подходе. Мы сами заранее списываем свои права в утиль и ищем обходные пути.
Сегодняшняя собеседница Vesti.az уверена: защищать свои интересы можно и нужно. И у нее есть чем поделиться: ни одного проигранного дела и целая череда выигранных процессов даже в самых непростых ситуациях. О том, почему верить в закон все-таки стоит, и как добиться успеха в суде — наш сегодняшний разговор с московским юристом азербайджанского происхождения, два года назад переехавшим в Баку Айсу Челябиевой.
- Давайте сразу уточним, чем вы занимаетесь, вернувшись на Родину?
- Как правило консультирую организации в сфере продаж и мотивации персонала. Также иногда выступаю в качестве консультанта-юриста, надеюсь, что в самое ближайшее время мне удастся получить в Азербайджане статус адвоката, чтобы иметь возможность выступать на судах.
- Но насколько понимаю, вы иногда посещаете судебные заседания?
- Да, но не в качестве защитника, а если я узнаю об интересном процессе, в котором фигурирует кто-то из моих знакомых. Вывод, который я сделала за два года: в Азербайджане почему-то не принято отстаивать свои законные интересы. Понимаю, что странно звучит, но это так. Большинство придерживается позиции: если у тебя нет связей, денег, «дяди» за спиной, у тебя ничего не получится.
Но данное суждение ошибочное и не является правдой. Мой личный опыт и наблюдения показали, что в этой стране демократия и она работает. Ты можешь защищать свои интересы, можешь отстаивать свои права и именно для этого созданы суды, которые более объективны, чем, к примеру, в Москве.
Мне было странно слышать в бакинском суде, после одного из выигранных заседаний с Министерством, когда на нас, во-первых, посмотрели, как на каких-то очень странных людей и потом помощник судьи сказал: «Молодцы, что выиграли. Очень странно, что вы обратились. Обычно никто не хочет добиваться правды, особенно, если речь идет о судах с госорганами».
Повторюсь, в Азербайджане есть все права и созданы все условия, чтобы защищать их. И мне очень хочется верить, что со временем, - понятно, что нужно время, люди адаптируются под это и будут защищать собственные интересы.
- Чем азербайджанская система гражданского судопроизводства отличается от российской?
- Она менее «растоптанная», в ней меньше практик и соответственно у госорганов в случае ошибок и ляпов, меньше возможностей «отбиваться» от правовой системы путем махинаций, как это делается в других странах постсоветского пространства. Люди не понимают, что отстаивать свои интересы, чтобы отменить какие-то колоссальные штрафы, или незаконные постройки, незаконные отношения с банками, когда последние выставляют кабальные условия, — это нормально. Люди даже готовы терять свое имущество, но не отстаивать собственную позицию. И я уверена, что в Азербайджане просто огромное правовое поле на котором можно работать. Если люди начнут доверять адвокатам, юристам, захотят самостоятельно отстаивать свои интересы, изучать законодательство хотя бы минимально, то очень многим можно будет помочь. Здесь нет такого: это госорган и против него нельзя идти. Скорее скажут даже «спасибо», если ты указал на ошибку и каким-то образом защитил свои права. И я действительно в этом убеждена. Возможно, это мое какое-то наивное представление о мире, но два года практики в Баку я вижу, что это именно так. Поэтому отстаивайте свои конституционные права, в этом ничего такого нет…
- Адвокаты сами с неохотой берутся за «хлопотные» дела…
- Они стараются как можно скорее их «закрыть» и получить гонорар. Приведу пример: у знакомых был бракоразводный процесс, и адвокат даже не стал советовать своей клиентки подать на раздел имущества: «Он же бедный, это видно. Что с него взять?» Я настояла направить запрос и выяснилось, что дядя экс-супруга переоформил на него большую часть своего имущества: «левое» оно или «правое» - неважно, так как по факту половина этого имущества по решению суда досталась его бывшей жене и детям. В частности, дача, две квартиры и т.д. Хотя изначально это был просто развод с алиментами.
Или, к примеру, адвокат берет с клиентки 4000 манатов за бракоразводный процесс только потому, что в нем фигурируют дети и она сама уходит от мужа. А то, что позволено мужчине, женщине в Азербайджане не позволено и поэтому мы постараемся до максимума запугать и сделать услугу непомерно дорогой.
- Но позвольте с вами не согласиться. У нас суды чаще выступают на стороне женщин и детей…
- Да, но когда поднимается «вопрос чести», то видишь косые взгляды даже адвоката. Ну, например, женщина рассказывает, что они с мужем уже какое-то время не жили вместе, у него была другая семья, в конце концов она тоже нашла себе другого молодого человека и решилась на развод. Выслушав, сторона защиты вместо 1000 манатов просит 3.500. Вот раз ты такая, плати больше.
- В Азербайджане остро стоит вопрос гендера?
- Мне кажется, что да. Я за то, чтобы сохранять семью, но оправдывать именем Аллаха убийства, насилие – это страшно. А я часто слышу это от сегодняшней молодежи в Баку. Я не за феминизм, ни в коем случае, но люди должны понимать, что адвокат будет защищать их права в любом случае, а вопросы нравственности должны решать другие институты.
И дело не только в гендере. Мне вообще очень хочется, чтобы у нас была одинаковая цена на юридические услуги для всех людей, несмотря ни на что. У азербайджанских же адвокатов есть привычка назначать цену согласно внешнему виду клиента, или его финансовому благосостоянию, о котором они могут судить только условно. Если у тебя ресторан, то значит есть деньги, значит плати тысячу манатов за дело, которое максимум тянет на 500.
- Вы действительно уверены, что абсолютно любое дело можно выиграть правовыми методами?
- Абсолютно любое и с помощью букв закона, если на это есть реальное основание. Не то, что мы у себя в голове придумали, что к нам плохо отнеслись, а то, что такая-то и такая-то статьи закона говорят об этом. И если все это начать применять: в исковом заявлении, в претензии, то конечно же можно отстоять свои права. И для этого не нужно носиться в поисках связей, рассказывать о каких-то немыслимых суммах, а совершенно спокойно идти и отстаивать свое право.
- Ну, возможно проблема в правовой грамотности населения….
- Да, но эта проблема, которую не так уж сложно решить, если изменить к ней подход в тех же СМИ. Мы чаще видим и слышим истории с «плохим концом», а других рассказов практически нет. Отсюда и стереотипы, которые рождаются в обществе. На самом же деле, не нужно думать, что ты беззащитный и тебе для решения твоей проблемы непременно нужны какие-то связи, большие деньги или еще что-то. Все просто решается в суде и зная это население научиться решать вопросы используя правовые инструменты. Тебе даются все возможности действовать в рамках правового поля, было бы желание. Если желания нет, то тогда уже начинают работать другие темы: «давай через кого-то решим», «у тебя есть родственники», «так будет быстрее» … И я здесь очень часто ловлю на себе эти вопросы: «А есть родственники кто-то?».
Простой пример: я приехала из Москвы и отдала ребенка учиться в одну из центральных школ Баку. Мы просто отнесли туда документы, она сдала экзамены и поступила. Мне все говорили – друзья, знакомые, родственники: «Сколько дала»? Отвечаю: «Ноль». - «Нет, не может быть». Дочь уже во втором классе, но до сих пор многие считают, что я сколько-то заплатила или за меня кто-то «сверху» попросил… И я не могу объяснить людям, что у меня есть жизненная позиция благодаря которой я никогда никому не буду давать взятку, потому что я юрист и тем самым я нарушу закон. А это я себе позволить не могу.
- А вообще, «есть родственники кто-то»?
- Даже если бы они и были, я бы их никогда не подставляла. Потому что для меня это подставить человека. То, что можно решить законно, оно и так решится, следовательно, вы будете просить человека, чтобы он преступил закон. Рано или поздно это отразится на вашем благодетели. А мне кажется, что это ужасно подставлять своих друзей, родственников, знакомых и поэтому я предпочитаю решать все вопросы только лишь на правовом поле. И, слава Богу, здесь в Азербайджане у меня пока это получается.
В Азербайджане среди населения распространена не столько правовая неграмотность, сколько правовой нигилизм – отрицание права как социального института и системы правил поведения, как элемента успешного регулирования взаимоотношений между людьми.
- Расскажите немного о своей работе в Москве, я знаю, что вам удавалось добиться выигрыша даже в заведомо проигрышных делах….
- В Москве у меня была своя юридическая компания, которая занималась вопросами связанными с «черными» риэлторами, микро-финансовыми организациями (МФО) и так далее…. Микро-финансовые организации отнимали у бабушек дома, квартиры, платили им мизерную сумму. Моя компания была единственной юридической компанией в Москве, которая доказала, что есть кабальные условия и именно на этих кабальных условиях мы выиграли множество судебных дел и возвращали квартиры. Спустя только два года – и в этом существенная разница между Азербайджаном и Россией - мы смогли добиться возбуждения уголовного дела по факту мошенничества. Изначально суды говорили, что все это гражданские вопросы. Вы выиграли суд - молодцы. И ни один юрист в России не сказал, что если со счета МФО отправлен бабушкам 1 миллион рублей, как они давали в расписках, а бабушки получали только 500 тысяч из них, то нужно запросить у них чеки, подтверждающие отправку полной суммы. У МФО было после этого два выбора: признать, что они очень сильно обманывают государство, не платят налоги и занимаются жестким обналом, что тоже уголовная статья, либо, признать, что выплатили все же не миллион, а 500 тысяч. А это уже кабальные условия.
- Московские юристы не хотели связываться с «черными риэлторами»?
- Все намного проще, множество юристов и это не только в России, но и в Азербайджане, но и во многих странах постсоветского пространства и даже Европы не читают сегодня законодательство. А там чуть ли не ежедневно что-то меняется: новые указы, постановления, законопроекты… и юрист обязан изучать все нововведения в законодательстве.
Алена Мясникова
МВД: За двое суток похищено более 150 тысяч манатов с банковских карт
Тревожная статистика за год в Азербайджане: 505 ДТП и сотни жертв
На азербайджано-армянской границе произошло землетрясение-ОБНОВЛЕНО-2
По поручению президента Ильхама Алиева, очередной миграционный караван отправился в Шушу
Сменился председатель Бакметрополитена - Распоряжение
Итоги 2024 года: МЧС отметило лучших спортсменов и команды