От Конституции до железных дорог: ключевые аспекты азербайджано-армянских переговоров - ЭЛЬМАР МАМЕДЪЯРОВ
На днях, 17 декабря президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев дал интервью генеральному директору международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву. Материал был подготовлен для ВГТРК и РИА Новости. В ходе беседы президент Алиев обсудил ключевые аспекты азербайджано-российских отношений, а также возможные перспективы подписания мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией.
Спустя два дня, 19 декабря, премьер-министр Армении Никол Пашинян ответил на вопросы агентства «Арменпресс», чтобы прокомментировать заявления президента Алиева. В своем выступлении Пашинян затронул темы Конституции Армении, вопросов вооружения и деятельности Минской группы ОБСЕ. Он также выразил согласие с рядом утверждений, высказанных президентом Азербайджана.
Бывший министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров проанализировал интервью Пашиняна и в интервью для Vesti.az дал оценку текущему состоянию азербайджано-армянских отношений, которые остаются нерешенными в отсутствие подписанного мирного соглашения.
- Пашинян подтвердил, что Армения конструктивна в обсуждении оставшихся пунктов текста мирного соглашения с Азербайджаном, и, следовательно, с этим не должно возникнуть проблем. Какова вероятность того, что стороны подпишут мирный договор сразу после согласования всех 17 пунктов? Будет ли вопрос территориальных претензий, закрепленных в Конституции Армении, оставаться одним из основных препятствий для достижения окончательного соглашения?
- Вопрос Конституции и других законодательных актов Армении действительно может стать серьезным препятствием для реализации мирного договора. Основная причина в том, что текущие заявления и действия премьер-министра Никола Пашиняна, даже если они кажутся обнадеживающими, не гарантируют устойчивости договоренностей в будущем. В политической системе Армении смена руководства может легко привести к пересмотру его решений. Новый лидер, ссылаясь на Конституцию, может обратиться в Конституционный суд, где с использованием административного ресурса доказать, что подписанный мирный договор противоречит основному закону страны. Более того, это может быть достаточно очевидной задачей, с которой справится даже неопытный юрист.
Несмотря на уверения Пашиняна, что текст договора не противоречит внутреннему законодательству Армении, включая решения Конституционного суда, необходимо разделять вопросы делимитации и демаркации границ.
Последние, помимо их политической значимости, имеют и технический характер, что делает их сложными и длительными в реализации. Примером может служить ситуация с Грузией, с которой у Армении хорошие отношения, но процесс делимитации границ остается нерешенным.
Мирный договор — это не просто политический документ, но и сложная юридическая конструкция. Даже если он будет ратифицирован парламентом, на который Пашинян рассчитывает как на инструмент административного ресурса, Конституция остается основным законом. Любое противоречие между мирным договором и Конституцией Армении создает риск возникновения неблагоприятного сценария для Азербайджана в будущем, при котором вопрос территориальных претензий может быть вновь поднят.
Для предотвращения подобных рисков важно настаивать на изменении Конституции Армении, исключив любые положения, допускающие территориальные притязания. Парафирование текста мирного соглашения, то есть подтверждение подписанием каждой страницы документа, могло бы быть промежуточным решением. Однако окончательное подписание договора должно ожидать завершения конституционных изменений. Судя по заявлениям Пашиняна, уже создана комиссия по разработке новой Конституции. Поэтому Азербайджану важно сохранять стратегическое терпение и настойчиво требовать завершения этого процесса.
- Исходя их слов Пашиняна, Армения не распускает Минскую группу ОБСЕ только по причине того, что Азербайджан развивает тему «Западного Азербайджана». Получается, что они боятся нападения Азербайджана?
- В ОБСЕ решения принимаются только консенсусом, и для роспуска Минской группы необходимо согласие всех членов Постоянного совета. Однако есть сомнения, что США и Франция поддержат такое решение. Для них Минская группа остается важным инструментом влияния и вовлеченности в процесс. Даже если Азербайджан и Армения совместно заявят о решении всех вопросов и подпишут мирный договор, высока вероятность, что США и Франция откажутся давать согласие на роспуск группы.
- Вопрос о присутствии наблюдателей на границе остается нерешенным. Азербайджан категорически против этого и считает это одним из условий мирного договора. Как вы оцениваете эту позицию и необходимость иностранных наблюдателей?
- Граница между Азербайджаном и Арменией до сих пор не делимитирована. Сейчас она определяется по картам советского периода, где административные границы играли ключевую роль. Процесс делимитации и демаркации требует времени, согласований и создания соответствующих пограничных и таможенных служб. Пашинян заявил, что после завершения делимитации необходимость в наблюдателях отпадет, но этот процесс очень сложный и длительный, как показывает пример с Грузией .
Иностранные наблюдатели в текущих условиях являются скорее раздражающим фактором. Их присутствие оправдано только в условиях горячей фазы конфликта, но сейчас их актуальность сомнительна. Приглашение Арменией не только наблюдателей ЕС, но и представителей Канады, как отметил президент Азербайджана, превращает это в инициативу, напоминающую НАТО. Существует также вероятность, что Армения может настаивать на вооружении этих наблюдателей, что только усилит напряженность.
Азербайджан прав в своей позиции, выступая против размещения иностранных наблюдателей на своих границах, чтобы исключить дополнительные риски и провокации.
- Какова перспектива взыскания $150 млрд ущерба, нанесенного Арменией за 30 лет оккупации, и будет ли Азербайджан требовать выплаты в случае несогласованности этого пункта?
- Сумма в $150 млрд не является единым показателем, поскольку ущерб охватывает разные направления и виды потерь. В случае принятия судебного решения в пользу Азербайджана, если Армения откажется выполнять его, могут быть задействованы механизмы конфискации имущества, такие как арест самолетов, кораблей и других активов Армении. Подобная практика существует в международной правовой практике. Однако детали формулировки этого пункта пока неизвестны, и его реализация будет зависеть от хода переговоров, поскольку это сложный и важный вопрос.
- Пашинян затронул тему обсуждаемого проекта железной дороги, проходящей через Армению. Насколько этот маршрут интересен Азербайджану?
- Азербайджан уже работает над строительством железной дороги через Иран, протяженностью около 60 км. Альтернативный маршрут через Зангезур (Сюник - арм.) короче — около 40 км. Однако Армения выдвигает встречные условия, требуя доступа к железной дороге через Азербайджан для сообщения с Россией. На практике это выглядит как взаимный обмен: если Азербайджан хочет пользоваться Зангезурским коридором, Армения настаивает на возможности использовать транспортный маршрут через Азербайджан в Россию. Это политически и экономически сложный вопрос, требующий детального обсуждения и согласования.
Алекпер Алекперов
"Политическая паника в Иреване: когда решение проблемы — увеличить хаос" - МНЕНИЕ
Сын Рубена Варданяна финансировал кампанию против Азербайджана
В город Шуша вернулась очередная группа бывших вынужденных переселенцев
В Узбекистане прогнозируют рост на 9,1% объема кредитов, выданных бизнесу
Россия и Азербайджан подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве по коридору "Север-Юг"
Байден одобрил выделение 571,3 миллиона долларов на оборонную помощь Тайваню