Союз «льва» и «медведя»: о чем договорились Ахмадиан и Патрушев? – АВТОРСКАЯ СТАТЬЯ
Визит секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Акбар Ахмадиана в Москву необходимо расценивать в контексте растущей в мире турбулентности. Общая обстановка только накаляется из-за нескольких горячих точек, которые все еще не проявляют склонности к затуханию. Видно, как радикально настроенные государства и силы не прочь расширить пространство непредсказуемости, веря в свои страховочные возможности.
Посещение высоким иранским представителем Москвы состоялось по приглашению секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, и ожидания относительно контактов циркулировали вокруг развития двусторонних отношений, региональных и международных событий, и, главным образом, будущей судьбы ХАМАС и Палестинской автономии, которая никак не оформит трансфер в полноценное государство.
Причины загвоздки ясны, и они кроются в хитросплетениях мировой политики, за которой стоят центры сил. К сожалению, это не единственная дилемма актуальной повестки, и страны, которые поддерживают страждущих перед лицом безответственности и очковтирательства империалистических кругов, постепенно продвигаются до порогов, обещающих выход из лабиринта.
В Москве, помимо встречи со своим российским коллегой, А.Ахмадиан обсудил вопросы развития двусторонних отношений и международного сотрудничества и с некоторыми другими высокопоставленными российскими чиновниками. Но программой номер один все же остается тема безопасности, потому что в Передней Азии обстановка накаляется не на шутку. Помимо высокого градуса напряжения вокруг сектора Газа, где Тель-Авив никак не решится на отказ от реализации тактики выжженной земли, зреют новые очаги возгорания. Это всерьез беспокоит тех, кого гегемонисты и неоглобалисты желают вовлечь в огненный круг.
Сложилась тенденция, при которой сильные и уверенные в себе акторы провоцируют общую обстановку, чтобы обрушить действующий порядок и оставить под его обломками менее защищенных. Однако, большая игра на грани фола обещает массу рисков не только маломощным образованиям, но и даже сильным. Из множества микро возгораний вполне может вырасти такое макро пламя, что никому мало не покажется.
Похоже, в Москве и Тегеране понимают, что промедление смерти подобно, и пока не рвануло по полной, необходимо координировать действия, согласовывать намерения и план действий, чтобы не быть застигнутым врасплох.
Этап вербальных игр и взаимных излияний между двумя странами вышел по всем статьям. До недавних пор стороны на словах выражали симпатии, давали заверения в искренности намерений относительно дружбы и партнерства. Однако показатели двустороннего товарооборота и данные о состоянии взаимодействия в ключевых сферах не коррелировались с представлениями о приверженности сторон к стратегическому партнерству.
У Москвы и Тегерана в недавнем прошлом был исторический момент для создания устойчивой базы доверия перед лицом готовности Запада клевать недругов поодиночке, чтобы не дать «оси зла» превратиться в неприступное звено. Приход в Кремль Дмитрия Медведева Запад использовал в своих целях, узрев в новом хозяине Кремля (2010) потенциального соратника, чтобы не дать неугодным игрокам скооперироваться в военно-технической сфере.
Москва тогда заблокировала поставки южному соседу ЗРК С-300 и С-400, а также поддержала санкции Запада на уровне СБ ООН в контексте ядерной программы ИРИ. Тегеран не только обиделся, но и стал дистанцироваться от Москвы, видя в нем источник угрозы для своих интересов.
Скандальное заявление небезызвестного, ныне покойного Владимира Жириновского о том, что «Чубайс враг, он мешает нашему сближению с Ираном в интересах империалистических кругов», в Тегеране не только услышали, но и сделали соответствующие выводы. Иран постепенно стал переводить стрелки часов на Пекинское время, осознав, что добиться от России толка для долгосрочных планов – дело неблагодарное.
После событий в Ливии с кровавым концом Джамахирии и началом расцвета «исламского государства», когда полчища джихадистов стали крушить все на своем пути на больших просторах Передней Азии, Москва всерьез призадумалась. Видя, как Вашингтон, создавая большую коалицию для борьбы с радикальными исламистами, на самом деле расчищает им дорогу, чтобы натравить их на своих заклятых врагов, критические обстоятельства вынудили Москву и Тегеран сделать шаги навстречу друг другу.
По настоянию Ирана Россия подключила к процессам свои воздушно-космические силы (ВКС РФ). Тяжелая авиация с воздуха стала бомбить джихадистов, а на земле иранский спецназ вместе подразделениями КСИР стали блокировать исламских радикалов. Наперекор западной коалиции на авансцену вышла восточная коалиция с участием России, Ирана, Ирака, Сирии и «Хезболлах». Боевое братство пятерки оказалось эффективным.
С тех пор Москва и Тегеран стали пристальнее присматриваться к друг другу, осознав, что непримиримый Запад не оставляет им шансов, вынуждая быть на короткой ноге.
После начала военной операции России в Украине уже Москва постучалась в двери Тегерану, чтобы покрыть наметившийся военно-технический дефицит в условиях боевых действий. Поставки беспилотных иранских аппаратов «шахед» российской армии значительно помогли россиянам стабилизировать позиции на передовой. Иран посодействовал северному соседу в создании полноценного производства беспилотников на базе своих технологий, и это стало серьезным подспорьем России.
Коллективный Запад от своих базовых геополитических целей не только не отошел, но всеми силами пытается реализовать усилия для максимального ослабления недругов. Для этого и используется тактика расширения линии противостояния для врагов. Москва же использует любой шанс, чтобы взвалить на США и Европу ответственность за продолжение военных действий в украинском направлении. В Кремле считают, что, если бы не мощная военно-техническая помощь Запада Киеву, война давно бы завершилась.
Относительно Ирана из Вашингтона довольно доходчиво доносятся адресные месседжи о нежелании США включиться в прямую конфронтацию с Исламской Республикой. Однако есть силы, которые прицельно работают над тем, чтобы столкнуть лбами Америку с Ираном ради создания вселенского пожара. И в данном случае нет никакого преувеличения.
С тех пор, как йеменское движение «Ансар Аллах» взялось за оформление нового порядка в зоне Баб-эль-Мандебского пролива, открывающего вход в Красное море, Израиль на себе почувствовал «прелести» морской блокады с юга. Тель-Авиву, который обрек жителей сектора Газа на долгое замкнутое существование, при котором палестинцы побережья были лишены возможности заниматься рыболовством, отказывает терпение. Они в своих ограничениях винят Тегеран, который контролирует йеменских хуситов.
В акватории моря с символическим названием все больше пахнет большой кровью, и суперсилы понимают, что дело шаг за шагом идет к критической развязке. В этих условиях Тегеран и Москва кооперируют силы и действия, понимая, что в любой момент положение может шагнуть из плохого в худшее.
Перед встречей секретарей совбеза двух стран свиделись министры иностранных дел PФ и ИРИ - Сергей Лавров с Хоссейном Амиром Абдоллахианомом на полях ООН в Нью-Йорке. Главы дипведомств высказались в пользу скорейшего прекращения огня в секторе Газа и выразили обеспокоенность напряженной обстановкой в акватории Красного моря. Речь не о дежурной и протокольной риторике, а о насущном.
В аккурат этому из Тель-Авива прозвучал резкий месседж министра экономики Израиля Нира Барката, который в интервью The Telegraph сказал, что «Иран теперь является целью для израильских ракетных ударов». В продолжение своих мыслей он пояснил, что его страна может позволить себе продолжать войну, каким бы масштабным ни был кризис. Плюс ко всему, израильтянин назвал войну с Ираном «большой возможностью».
В том, что Иран Израилю не по зубам, это предельно ясно. Но вряд ли Тель-Авив осмелится на военную авантюру против ИРИ в одиночку. Выйди он на тропу войны, обязательно повлечет за собой США, которые понимают всю чреватость опасной затеи. Если ближайшее окружение Джозефа Байдена не желает втягиваться в огненную игру, еще не означает, что американский истеблишмент наотрез не желает бойни вдали от своих границ. Как говорят мудрецы, самое нежелательное и опасное когда-нибудь да происходит.
Не стоит сомневаться, что подписанные в Москве с участием секретарей совбезов РФ и ИРИ документы, тема переговоров и консультаций как раз соотносятся с самым сегодня актуальным. А известие о том, что Россия, Китай, Иран и Пакистан готовятся провести встречу по Афганистану, вовсе не говорит о том, что это сердцевинный мотив в многостороннем формате. РФ давно контактирует с Ираном по дипломатическим каналам в жгучих вопросах горячей повестки, и тема Афганистана в ней не на первой позиции.
Тофиг Аббасов
В Канаде зафиксировали крупнейшую вспышку кори
WP: Трамп хочет уволить команду прокурора, выдвигавшего против него обвинения
Суд признал Конора Макгрегора виновным в деле об изнасиловании
Пашинян заявил, что сделает все для подписания соглашения с Азербайджаном до конца года
Пользователи со всего мира пожаловались на сбой в работе YouTube
Генсек НАТО совершит визит в Турцию