Для армян переосмысливается фактор «большой Армении», которая включала бы Карабах – ГОЛОС ИЗ МОСКВЫ
Сергей Маркедонов, эксперт
«В 2021 году в отличие от 1991 года в армянских массах оптимизма намного меньше, а усталости и фрустрации намного больше».
Как передает Vesti.az, об этом написал ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов в одном из российских телеграм-каналов.
«Опыт национально-государственного самоопределения Армении имеет много общих черт с другими союзными республиками некогда единого СССР. Но есть в нем и уникальность. Триггером для него формально стал внешний по отношению к АрмССР фактор. Борьба армянской общины Карабаха за переопределение статуса Нагорно-Карабахской автономной области политически «разбудила» Армению. И на долгие годы предопределила основные приоритеты государственного строительства», – считает С.Маркедонов.
Он подчеркнул, что ради идеи «миацума» жители Армении пережили блокаду, две войны, не считая инцидентов и столкновений, дефицит электроэнергии и порой самых необходимых товаров, массовую эмиграцию.
«Первую Декларацию о независимости приняли еще 23 августа 1990 года. Она провозгласила приоритет республиканских правовых актов над общесоюзными. В марте же 1991 года Армения наряду с Грузией, Молдавией и тремя прибалтийскими республиками не приняла участие в референдуме о сохранении обновленного Союза ССР. Во многом карабахская повестка подоткнула Ереван к стратегическому выбору в пользу России. Уникальная траектория среди «беглецов» от Советского Союза», – написал эксперт.
По его словам, тридцать лет спустя Армения переживает тяжелейшую национальную травму – утрачен так называемый «пояс безопасности» (районы вокруг Карабаха – ред.), статус Карабаха по факту выведен за рамки переговоров.
«Баку настаивает на том, что конфликт завершен и нет необходимости что-то еще уточнять. Более того, на первый план вышел вопрос о демаркации и делимитации границы с Азербайджаном в условиях намного менее выгодных, чем год и два назад. В армянском обществе фактор «большой Армении», которая включала бы Карабах и районы вокруг него, переосмысливается», – пояснил аналитик.
С.Маркедонов считает, что парламентские выборы в Армении является наглядным этому доказательством.
«Куда это переосмысление пойдёт и в какой точке остановится, пока сказать сложно. Но очевидно, что оно происходит. И оно не сводимо к личностям премьер-министра Никола Пашиняна или политиков из его окружения. Снова, как и тридцать лет назад вопрос, где должна начинаться и заканчиваться Армения стоит в повестке дня. И снова, как и тогда многое зависит не от Еревана, но и позиций внешних игроков. К трудностям армянскому обществу не привыкать. За многовековую историю их было немало. Только вот в 2021 году в отличие от 1991 года в массах оптимизма намного меньше, а усталости и фрустрации намного больше», – подытожил российский эксперт.
Джафар Агададашев
В Румынии проходят президентские выборы
Число погибших в межрелигиозных столкновениях в Пакистане превысило 50 человек
При крушении легкомоторного самолета в США погибли два человека
Bloomberg: администрация Байдена ограничена в вопросе поставок оружия Украине
Британия, США, Франция и ФРГ приветствовали антииранскую резолюцию МАГАТЭ
"Хезболла" заявила о серии атак на израильские войска