На смену национальным государствам продвигается сетевая модель оцифрованных мегаполисов, под управлением ТНК - ИНТЕРВЬЮ

На смену национальным государствам продвигается сетевая модель оцифрованных мегаполисов, под управлением ТНК - ИНТЕРВЬЮ
20 июня 2024
# 20:00

Одной из главных политидеологических тем в мире сейчас является вопрос о новой формации, соответствующей современным трендам и технологиям. Технологический прогресс человечества, появление новых экономических акторов и механизмов заставляют искать человечество новую политэкономическую систему координат.

Национальные государства являются продуктом начала 20 века, но тогда существовали идеологии, левые, правые, традиционные виды экономики, промышленники, энергетики, рабочий класс. Социальная инженерия была проще, сейчас интернет и существующие платформы спровоцировали появление на свет новых политэкономических прослоек, которые намного богаче и влиятельнее, чем отдельные традиционные промышленники.

О том, какой формат государственности идет на место традиционных национальных государств, рассказала в интервью Vesti.az политолог Айтен Гахраманова (PhD).

- Последние 10 лет в академическом и экспертном сообществе все чаще поднимают тему отмирания модели национального государства. Что способствует уходу этой модели со сцены международных отношений?

- Действительно, многие говорят о «кризисе агентства» в международных отношениях. Последнее столетие, а в последние 30 лет особенно, мы стали свидетелями консолидации власти наднациональных акторов и формирования новых механизмов международных отношений. Британский социолог, исследователь (анти-) глобализма Зигмунт Бауман так описывает этот кризис: «Союз между властью и политикой, заключенный в Вестфалии, аннулирован. В то время как политика (способность решать, что следует делать) ограничивается уровнем национального государства, власть (способность добиваться цели) переместилась на наднациональный уровень. Это привело к кризису агентности: государства запутываются в международных сетях и теряют свой суверенитет, а глобальные игроки отрезаны от руководства».

Давайте распакуем этот тезис. Дело в том, что сегодня мы находимся в самом разгаре процесса реструктуризации мирового порядка на пути к пост-капитализму, на что я обращаю внимание читателей в своих статьях и интервью в последние четыре года. Предыдущий мировой порядок родился из 30-летней войны в Европе, завершившейся Вестфальским миром в 1649 году. Он положил начало эпохе капитализма, формированию наций и возвышению суверенных национальных государств как основных акторов международных отношений, эпохе Просвещения. Наш мир – результат того мирового устройства.

Триста лет спустя, сегодня уже рукотворно продвигается посткапиталистическая глобальная формация под названием «инклюзивный капитализм». В ней, под «новой нормальностью» («new normal») понимается всестороннее переформатирование общественно-политической жизни, экономически-финансовых моделей, культурных и образовательных целей и задач в соответствии с повесткой устойчивого развития до 2030 года, планом «Великой Перезагрузки». Все эти программы и другие под эгидой ООН – часть претворения в жизнь «инклюзивного капитализма».   

По сути своей, этот посткапиталистический новый мир – недемократический и нелиберальный. По замыслу он должен базироваться на моделях цифровой экономики и на идеологиях трансгуманизма и сциентизма. Предполагается, что новую цифровую модель управления (сбор и аналитика больших данных искусственным интеллектом, оптимизация, био-цифровая конвергенция) продвигают на замену национальному государству, демократическому правлению и индустриальному капитализму. Я это подробно излагала в серии своих статей по «инклюзивному капитализму» в ряде изданий, в частности в Vesti.az

Так вот, по мнению архитекторов «инклюзивного капитализма», национальное государство отыграло свою историческую роль, и на данном этапе развития выступает с деструктивной функцией – его обвиняют в национализме, разжигании войн, неспособности справляться с глобальными вызовами. Взамен предлагается модель, в которой конструктивную роль, как предлагается, могут сыграть ТНК (транснациональная компания) и сетевая инфраструктура глобального управления. На смену модели национального государства продвигается сетевая модель мегаполисов под управлением ТНК.

- Что это значит? И как планируется претворить эту модель в жизнь?

- Я уже неоднократно говорила о том, что генерация глобальных кризисов и аллармизм являются главными инструментами разворачивания ключевых для «инклюзивного капитализма» технологий и инфраструктур. Давайте рассмотрим, что нам говорят неоглобалисткие аналитические центры. 

Вот, например, статья апреля 2020 года в Atlantic Council под названием «Пандемия может заменить национальное государство: но на что?» вышла в то время, как вся планета была охвачена массовым психозом в ужасе перед гриппом.  Автор пишет: «Эти технологические и экономические тенденции, связанные с COVID-19, могут стать тем, что сломает хребет пресловутому верблюду, когда дело доходит до послевоенного международного порядка».

Автор утверждает, что интернет, возвышение ТНК, потоки перемещающихся людей бросили вызов Вестфальскому мироустройству с его национальными государствами и суверенитетом над гражданами в пределах четких географических границ. Автор подчеркивет, что ТНК имеют сегодня даже больше геополитической власти, чем национальные государства; а биологические технологии могут использоваться в качестве биооружия, таргетирующего определенный геном.

Поэтому, «с учетом рисков для здоровья населения» нужен переход на повсеместное импортозамещение. Да и вообще, в целях «нашей безопасности», перемещение потоков людей нужно пресечь, призывает автор, заключая, что «технологические и экономические тенденции, связанные с COVID-19, могут стать тем, что сломает хребет послевоенному международному порядку».

Далее, автор статьи обрисовывает 2 опции развития. Во-первых, это мегаполисы, которые станут доминирующими геополитическими акторами, «устойчиво» предоставляющими основные услуги в борьбе с будущим пандемиями, стихийными бедствиями. Во-вторых, это транснациональные группы, организованные либо по идеологии, либо по корпоративному признаку, которые заменят концепцию вестфальских национальных государств, определяемую географией.

Здесь, я хотела бы отметить, что эти две опции не взаимоисключающие. Они, на самом деле, взаимодополняющие в рамках модели «инклюзивного капитализма». Потому что в центре этой модели стоит ТНК, а мегаполисы – инструментальны в разворачивании технологиии слежения и контроля, «устойчивого» потребления, и принципа устройства мегапополиса по принципу смарт технологичных «15-минутных районных пузырей».  Последняя модель, это активно продвигаемая сейчас урбанистическая концепция, предусматривающая всю необходимую для жизни инфраструктуру в радиусе 15 минутной пешей доступности в мегаполисе. Такой формат облегчает внедрение социального рейтинга и цифровых методов платежа, что поможет нормировать и регламентировать потребление ресурсов при условии, что народ будет следовать требуемой корпорациями модели поведения.

Повторюсь, речь здесь не о двух различных моделеях развития, а о двух компонентах единой модели глобального управления, где ТНК управляет горизонтальной сетью оцифровизированных, смартизированных мегаполисов. Подготовка подобной инфраструктуры заключения 70% населения планеты в такие мегаполисы планируется рядом ООН-ских программ в кооперации с частными фондами к 2050 году.

Предполагается, что этого можно добиться, сделав выживание человека за пределами мегаполисов невозможным или затруднительным. Ведь планируемая финансиализация водных ресурсов, природы (лесов, пастбищ), плодородных сельхозземель, банков семян будут закрепленны во владении корпораций, фондов и мультимиллиардеров.

Далее, автор утверждает, что ковид-паспорта будут привязаны к глобальному и локальному механизму, и это все доведет вестфальскую модель национального государства до предела, и можно будет заменить ее чем-то более «сетецентричным» по своей природе.

В своих предыдущих интервью я также неоднократно указывала на то, что в основе технологии ограничения передвижения под названием «паспорта здоровья» лежат технологии проекта İD-2020 (реализованный ООН в альянсе с рядом фондов и корпораций), которые должны играть роль единой учетной записи гражданина итнегрирующих все цифровые данные о гражданине.

При этом, автор подчеркивает – то, что придет на смену вестфальскому миру, зависит от ряда факторов, в том числе, насколько Европа проявит солидарность «в разрешении кризиса COVID-19; и насколько ТНК смогут опередить страны в своем восстановлении после пандемии и сформировать новое геополитическое устройство, при котором корпорации получат полноту экономической власти и влияния.

В то время, как этот автор обсуждает давно циркулируемую на академических глобалистких платформах идею глобальной управленческой модели с транснациональными корпорациями в центре, другой автор, видный неоглобалисткий академик и американский государственный чиновник Энн-Мари Слотер представляет нам методологию горизонтальной дезинтеграции государства. С амбициозной целью формирования «сетевого планетарного управления».

- Звучит действительно амбициозно, но как это предлагается реализовать на практике?

- Хочу заметить, что Энн-Мари Слотер - бывший директор по планированию политики Госдепа CША, декан Школы международных отношений Принстонского университета. То есть, это не маргинальная фигура. В публикации за август 2021 года под названием «Networked Planetary Governance», в своем интервью она открыто  рассказывает о том, как должна проходить «горизонтальная и вертикальная дезинтеграция государства» и формирование так называемого «сетевого планетарного управления», состоящего из сетей людей, городов и организаций. И речь идет ни о каком-то естественном процессе развития, а об амбициозном плане социально-политического проекта.

Надо сказать, что Слотер есть давний идейный промоутер проекта «инклюзивный капитализм». Еще 17 лет назад она была автором статьи под названием «Новый мировой порядок», в которой продвигала новую систему глобального устройства, состоящую из глобальных сетей правительственных чиновников, которые координируют свои действия и сотрудничают для решения всевозможных «общих проблем». Другими словами, мы имеем дело с влиятельным технократом влиятельнейшей страны, который продвигает последовательно четкую схему, отражающую взгляды американских лево-демократических сил, представляющих неоглобализм.

Для реализации «сетевого планетарного управления» Слотер предлагает развернуть ряд стратегических действий:

Международным организациям нужно дать легальный статус заключать соглашения в качестве официальных акторов на мировой арене;

Государство нужно заставить обеспечить легитимность негосударственным субъектам и признать роль субнациональных акторов (губернаторов и мэров) как действующих лиц международных конвенций, разрешая им официально действовать на более высоком уровне;

Слотер подчеркивает, что «здоровье и климат возникают как парадигмы безопасности 21 века, в то время как мировые войны были парадигмами ХХ века”. То бишь, эти темы будут использоваться в роли пугалок, чтобы заставить людей добровольно принять новые модели управления как естественные для решения «глобальных проблем»;

Слотер также рекомендует создать государственно-корпоратистские партнерства и работать с ними через мэров, губернаторов, бизнес, насколько это возможно. При этом, выделять «сети» и чемпионов, которые способны эффективно продвигать прогресс - главы крупнейших фондов, крупных корпораций, ректоров университетов, которые могли бы создать фон для правительств;

Как отмечает Слотер, для дезинтеграции государств нужно использовать государственную же инфраструктуру, «окутывая ее своими сетями». А для начала «создать виртуальный параллельный мир новых институтов, используя пандемический претекст, что позволит разрушить старый государственный порядок, не создавая при этом полного хаоса». А затем, говорит она, нужно «отделить» понятие суверенитет от нечто, определяемого как контроль и управление над определенной территорией.

Интересно, что оба вышеупомянутых автора делают ставку на молодежь, рожденную после 1977 года, которой предстоит построить эту новую корпоратисткую формацию. Потому что «идея взаимосвязанной экосистемы приходит к ним естественно», а вдохновлять их будет, по мнению Слотер, «необходимость решения проблем неравенства и увеличения долга». Этот тезис очень ироничен, потому что сама повестка устойчивого развития заточена на заманивание страны в еще большую долговую ловушку путем займов (под залог природных ресурсов и госактивов) для «зеленого перехода» и «пандемической готовности».    

 

Продолжение следует…

# 21111
avatar

Ниджат Гаджиев

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#