Ирану сложно быть посредником по Карабаху: на одного армянина в стране сто азербайджанцев – ЭКСКЛЮЗИВ
Тегеран устраивает исход нагорно-карабахского конфликта, однако не устраивает роль в его разрешении, заявил Vesti.az аналитик Института международных исследований МГИМО, российский ирановед Адлан Маргоев, комментируя визит главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа в Азербайджан.
По словам Маргоева, в Иране были встревожены тем, что в Карабахе могли появиться миротворцы ООН, в том числе и западные военнослужащие в синих касках.
«Быть посредником в урегулировании конфликта Ирану было сложно: на одного армянина в стране 100 азербайджанцев, и симпатии значительной части населения были на азербайджанской стороне, но Тегеран придерживался формального нейтралитета и стремился поддержать диалог с обеими сторонами. Но реальных рычагов воздействия у Ирана нет ни в военно-политическом, ни в экономическом смысле, поэтому Баку и Ереван предпочли работать над урегулированием конфликта с Москвой», - пояснил российский эксперт.
А.Маргоев указал, что Тегеран устраивает исход нагорно-карабахского конфликта, однако не устраивает роль в его разрешении.
«Поэтому иранские дипломаты продолжают ездить в столицы региона и выступать с публичными заявлениями по этой теме. Иранцы выражают скепсис насчёт того, что Москва в одиночку, даже в сотрудничестве с Анкарой, сможет обеспечить долгосрочное решение конфликта и настаивают на более широком региональном диалоге», - считает аналитик.
Говоря о разблокировании транспортных путей в регионе по итогам войны, он предположил, что активизируются пограничные проекты в области электроэнергетики.
«Но говорить о каком-то ренессансе не приходится — у Ирана под санкциями ограничены ресурсы, из-за долгов они даже лишились возможности голосовать в ООН, а перспективы коридора «Север-Юг» в большей степени зависят от того, когда иранцы достроят железную дорогу от Решта до Астары — конфликт между Азербайджаном и Арменией тут ни при чем», - отметил востоковед.
А.Маргоев также пояснил, что Россия, Турция и Иран не могут лишить всякого влияния США, ЕС, Китая и некоторых других стран на регион.
«Но им важно выработать свои, местные механизмы совместного обсуждения и решения проблем. В этом смысле интересы тройки совпадают, но в конкретных деталях часто расходятся, поэтому и учатся работать друг с другом, взаимно учитывая интересы — другого эффективного выхода из ситуации не существует», - резюмировал российский иранист.
Джафар Агададашев
Итоги COP29: Мировое сообщество в очередной раз стало свидетелем успешного лидерства Азербайджана - АНАЛИТИКА
Президент: Бакинское заседание COP войдет в историю как одна из величайших конференций COP
Глава МИД Великобритании: Соглашение, достигнутое на СОР29, стало важным шагом
Президент Алиев: COP29 — поворотный момент в климатической дипломатии
СОР29 стал триумфом Азербайджана – официальный Баку внес важный вклад в борьбу с глобальным изменением климата
Представитель ЕС: COP29 открыл новую эру климатического финансирования