«Ходжалинский аэропорт мог бы превратиться в точку соприкосновения между Азербайджаном и Арменией»

«Ходжалинский аэропорт мог бы превратиться в точку соприкосновения между Азербайджаном и Арменией»
18 марта 2013
# 10:29

«Россия хотела бы увеличить свое влияние на Южном Кавказе, тем более, сейчас официальной Москве как воздух необходим мир в этом регионе. Ведь приближается дата Сочинской олимпиады». Об этом Vesti.Az заявил известный российский политолог, эксперт Ассоциации военных политологов России, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Александр Перенджиев.

«Однако появляются новые для России угрозы и вызовы: не утихает сирийский конфликт, возможная потеря верного союзника в лице Венесуэлы, опасность разжигания конфликта с применением ядерного оружия со стороны КНДР, а также перманентное противоборство между Пакистаном и Индией. Уход основных сил военного контингента НАТО из Афганистана также не сулит ничего хорошего для России. Кроме этого обостряются внутренние экономические и социальные проблемы. На реализацию всех своих интересов и противодействие всем вызовам ресурсов у официальной Москвы попросту не хватает. Поэтому в создавшихся условиях официальная Москва вынуждена выстраивать приоритеты», - считает собеседник Vesti.Az.

По его словам, результаты визита министра обороны С.К. Шойгу во Вьетнам и многие другие события показывают, что основным приоритетом для российского государства в настоящее время являются вопросы ограничения влияния США и Китая на мировой арене.

«Проблемы Южного Кавказа из-за геополитической близости остаются в поле зрения российского руководства, но на активизацию своей политики в этом регионе у России уже не хватает ни сил, ни средств. В то же время официальная Москва очертила некую границу своих интересов на Кавказе, где она уже будет бороться до конца: это защита собственных рубежей, суверенитета Абхазии и Южной Осетии, недопущение нового вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией», - подчеркнул он.

Комментируя азербайджано-российские отношения, после ухода России из Габалы, А.Перенджиев отметил, что уход России из Габалы не лучшим образом отразился на российско-азербайджанских отношениях.

«Повеяло холодом. Кстати этот уход и произошел от нехватки ресурсов у России содержать РЛС и выплачивать арендную плату, в размере, которая требовал официальный Баку. В современном мире государства «дружат» все больше не на идеологической основе, а на возможности в ходе совместной деятельности реализовать каждой стране свои интересы. К сожалению, интересы Азербайджана и России имеют тенденцию к размежеванию, а совместных проектов становится все меньше. Габалинская РЛС – это тоже один из крупных совместных проектов, который прекратил свое существование. Поэтому, если не будет дальнейшего развития российско-азербайджанского сотрудничества во всех сферах, то тогда не будет новых точек соприкосновения, а значит, отношения между нашими странами могут только ухудшиться», - выразил мнение эксперт.

Политолог не исключает того, что официальная Москва ожидает какой-то инициативы со стороны Азербайджана в возобновлении переговоров по Габале.

«Так как уход России превращает РЛС и все близлежащие технические постройки в обыкновенный хлам, а с ним, между прочим, тоже надо что-то делать! Это, во-первых. А во-вторых, у российской стороны, как я предполагаю, также возникли определенные технические трудности с обслуживанием и необходимой модернизацией «Дарьяла», что также повиляло на дальнейшую судьбу РЛС.

Проводимая военная реформа под руководством  Сердюкова, в ходе которой ликвидировались военно-проектные, военно-научные и военно-образовательные организации, не лучшим образом сказались на качестве научно-технических кадров. В особенности в обеспечении их необходимой документацией и методологией решения проблемных вопросов, включая и такие, как разработка новых совместных проектов по обслуживанию РЛС в интересах обоих государств. С приходом на пост министра обороны С.К. Шойгу появилась надежда на восстановление научно-интеллектуального уровня Вооруженных Сил, потерянного в ходе «приведения российской армии к новому облику». А значит, существует возможность появления новых проектов и с российской стороны по возобновлению эксплуатации Габалинской РЛС в интересах двух стран», - подчеркнул он.

Выразив свое мнение к разговорам об охлаждении Путина к  Карабахской проблеме, политолог отметил, что на самом деле никакого охлаждения нет.

«Это просто умело созданное впечатление, чтобы все в это поверили. А, поверив, стали как-то более открыто, и смелее проявлять себя. Говоря военным языком, подобное нарочитое охлаждение в политике позволяет выявить «огневые точки противника» и намерения всех участников политического процесса. Вдобавок, с одной стороны, нагорно-карабахская проблема сейчас действительно не в центре внимания мировой политики. А с другой стороны, я об этом и раньше высказывался, западные страны, по крайней мере, в настоящее время, не заинтересованы, чтобы военный потенциал Азербайджана использовался на бесполезную вооруженную борьбу с Арменией. Таким образом, в нынешних условиях нет необходимости главе Российского государства проявлять горячую активность в проявлении внимания к проблеме Нагорного Карабаха. Тем более, что существующее положение дел в этой области, в некотором смысле, официальную Москву вполне устраивает», - сказал А.Перенджиев.

Говоря о введении в эксплуатацию Ходжалинского аэропорта, политолог заявил, что в этом случае не избежать обострения ситуации.

«Ведь все участники политического процесса понимают, что возобновление начала работы аэропорта в Ходжалы – это завуалированное признание разграничительной линии между войсками Армении и Азербайджана в качестве де-факто существующей границы между этими странами. И все-таки, я полагаю, что речь идет не столько об авиарейсах из Ходжалинского аэропорта, сколько о желании официального Еревана привлечь внимание к проблеме Нагорного Карабаха мирового сообщества, но привлечь, естественно, в свою пользу. Фактически здесь уже идет борьба за мировое общественное мнение, информационная армяно-азербайджанская война. Полагаю, что заявления азербайджанской стороны о намерении сбивать гражданские самолеты не лучшим образом сказываются на международном имидже официального Баку, чего, пожалуй, и добивается своими заявлениями официальный Ереван.

В тоже время, несмотря на противоречивость ситуации, хотел бы отметить, что вопросы возобновления работы Ходжалинского аэропорта могли бы, при наличии определенной политической воли, превратиться из яблока раздора в точку соприкосновения для начала очередного раунда переговоров урегулирования проблемы Нагорного Карабаха как между Арменией и Азербайджаном, так и в рамках Минской группы ОБСЕ», - подчеркнул эксперт, добавив, что в ближайшей перспективе урегулирования Карабахского вопроса ожидать не стоит.

«Наоборот, есть опасность обострения конфликта. Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что контакты в этой сфере идут только по официальной линии. А это уже устаревшие методы политических вопросов. Необходим диалог экспертных сообществ всех государств, заинтересованных в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха. А для этого надо создавать экспертные площадки, необходимо расширять информационное пространство по этой проблематике на радио, телевидении, в печатных СМИ. Предлагаю начать с создания постоянной передачи по обсуждению проблемы Нагорного Карабаха с приглашением экспертов всех стран, участвующих в данном политическом процессе, на канале вещания межгосударственной телекомпании «МИР», - заметил А. Перенджиев.

В заключении политолог прокомментировал вероятность вовлечения Азербайджан в военные операции Запада против Ирана.

«В условиях охлаждения российско-азербайджанских отношений у официального Баку нет другого пути, как идти на союз с Западными странами. Но реальная политика требует того, что вхождение в тот или иной альянс влечет за собой неизбежно взятие на себя каких-либо обязательств. На мой взгляд, территория Азербайджана в любом случае будет использована в интересах будущей военной операции против Ирана. Но вот в каком качестве, зависит от принципиальной позиции официального Баку: либо для размещения личного состава и техники войск НАТО, либо только в качестве транзита для перемещения гуманитарных грузов, как в случае с аэропортом в Ульяновске. Но есть большая вероятность втягивания в конфликт с официальным Тегераном самого Азербайджана. Ведь на севере Ирана проживает очень много этнических азербайджанцев. Периодически появляется информация об ущемлении их прав со стороны иранских государственных органов, звучит призыв к официальному Баку об активизации своей позиции в вопросах защиты своего этноса», - заключил он.

В.Г.

# 6415
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#