На ушко Саргсяна нашептали и избиратели … ничего не поняли
Когда-то замечательный американский юморист и профессиональный фокусник Роберт Орбен заметил: «Выборы проводятся для того, чтобы узнать, чей предвыборный прогноз оказался точнее».
Если согласиться с этим наблюдением, то лично я могу вполне гордиться собой: в одной из своих статей (http://m.vesti.az/news/321917) автор этих строк прогнозировала, что на парламентских выборах в Армении «победит правящая Республиканская партия с 56% голосов и карабахский клан остается у властной кормушки». Ошиблась ненамного – республиканцам чудесным образом насчитали 54%, они получили 55 парламентских мест и теперь способны без всяких коалиций сформировать собственное правительство.
«Серебреным» призером стал «блок Царукяна» с 30 парламентскими креслами. Два года назад в Царукяна мертвой хваткой вцепился сам президент Саргсян. Он же изгнал Гагика Коляевича (так по-домашнему звали папу Царукяна. Просто Коля, а не Николай) из политики, а теперь, вот, вернул в ряды законодателей, назначив «парламентской оппозицией». Те, кто не может сдержать смех при упоминании отчества олигарха Царукяна, могут использовать его блатную кличку - «Доди Гаго». А что такого? Подобные милые прозвища с криминальным душком есть едва ли не у всех армянских политиков.
Поэтому не правы мои коллеги, утверждая «в Армении партия мира проиграла партии войны». Проигрыш или выигрыш в электоральных битвах подразумевает борьбу различных политических сил. В Армении никакой борьбы не было – победа республиканцев была определена заранее, как и жалкие девять мест прозападной оппозиции в формате блока «Елк» («Исход»). Этот, пусть и маленький, но все-таки успех либералов легко объяснил армянский публицист Оскан Кочарян: «В конце концов, американский посол тоже человек, пусть и ему что-нибудь достанется».
Серж Саргсян со своей командой рассчитал все. Прямо-таки по знаменитому библейскому пророчеству, появившемуся на стене во время Валтасарова пира: «Взвешенно, сочтено, измерено», означавшего конец Вавилонского царства. Институту президентства в Армении тоже приходит конец. Но армянский парламентаризм, о котором так громко кричат сегодня, безусловно, станет очередной политической фикцией.
Сейчас лояльная Еревану пресса радостно трубит о том, что Армению ждут новые, потрясающие события - она превратится в страну подлинной демократии. Ничего этого не будет. Я не знаю, знаком ли Серж Саргсян с афористичной фразой популярного американского журналиста Джорджа Уилла: «Голосование не определяет хода событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий». Скорее всего – нет. Но ползучий конституционный переворот он провел именно по этим лекалам. После завершения своего президентского срока, он как лидер Республиканской партии станет премьер-министром с, фактически, неограниченными полномочиями. Даже пост верховного главнокомандующего в военное время за собой сохранит.
Как же удалось Сержу Саргсяну провернуть всю эту избирательную аферу, так и не прибегнув к откровенным репрессиям? Одной ментальной изворотливостью такую политическую ловкость не объяснишь. Подозреваю, что у него были толковые советчики-политтехнологи, никогда ереванской прописки не имевшие. Но дело не в том, кто Сержу Азатовичу на ушко нашептывал. Главное, что нашептали.
А нашептали ему, как изменить саму систему выборов. Ознакомившись с электоральными инновациями, глава делегации Европейского парламента Хейди Хаутала за голову поначалу схватилась, мол, само избирательное законодательство стало таким сложным, что многие граждане Армении не понимают его сути. Так, ведь на это было рассчитано – усложнить и запутать все до состояния абсурда. Мне, когда я разбиралась в новой системе выборов, сразу же вспомнился ответ хрестоматийного армянского радио на вопрос: «Как избавиться от клопов?». Радио ответило: «Надо всех клопов загнать под тяжелый платяной шкаф и быстро подпилить все его четыре ножки». Это, конечно, анекдот, но и Саргсян своим избирателям легких путей не предлагал. Впрочем, судите сами.
Наберитесь терпения и представьте, что вы – армянский избиратель и вам на избирательном участке предлагают отдельные бюллетени всех конкурирующих партий.
Вы выбираете бюллетень той партии, которая вам нравится, но он состоит из двух страничек. На первой – сведения о партии, ее лидерах, а на второй – имя кандидата, эту партию представляющего. Первую страничку надо было выбросить в специальную корзину, а вторую следовало положить в конверт, который ошалевшему избирателю тоже выдавали на участке вместе с …липкой маркой-стикером. Липучкой конверт надо было запечатать и только потом опустить в избирательную урну.
Вся эта идиотская процедура объяснялась «высокой степенью защиты волеизъявления гражданина Армении». Но, главное, что каждого избирателя снимали на камеру и брали у него отпечатки пальцев, чтобы избиратель мог получить специальный талончик, по которому выдавался этот злосчастный избирательный бюллетень.
Не удивительно, что в канун выборов по всей Армении поползли слухи. Мол, нас будут фиксировать, точно узнают за кого мы голосуем, и, если проголосуем неправильно, то – «шеф, всё пропало, всё пропало! Клиент уезжает, гипс снимают!». Короче говоря, обязательно попадешь в какой-то кошмарный черный список. И эта система заставила массы армян проголосовать «правильно», куда в большей степени, чем различные фальсификации и подкупы избирателей, которых, кстати, тоже было немало.
Но самым сильным ходом правящей элиты стало отлучение армянской диаспоры от избирательного процесса. Вот, как это объяснил председатель Центризбиркома Армении Тигран Мукучян: «За рубежом голосуют только дипломаты и члены их семей. Для прочих граждан Армении, проживающих за рубежом, избирательных участков открывать не будем. Почему? Чтобы судьбы страны не решала диаспора, многократно превышающая по количеству армян, живущих в Армении. В конце концов, если так хотите проголосовать, приезжайте на родину, и голосуйте, всегда будем рады».
Ереван уже более десяти лет охотно выдает армянам диаспоры армянские паспорта. Армянское гражданство в качестве ностальгического десерта радостно приобретали тысячи и тысячи европейских и американских армян. Как же, диаспора и Армения, эта добрая «Родина-мать» - едины. Но только не тогда, когда речь идет о дележе власти.
Что ж, если бы армяне США или Франции принимали участие в голосовании, то лидерами парламентской гонки, наверное, стали бы «Свободные демократы», значительно увеличили бы свое представительство в Национальном собрании дашнаки и блок «Елк». У российских армян, естественно тоже не допущенных к избирательным урнам, в фаворитах ходил Гагик Царукян. Однако эти рассуждения уже потеряли всякую актуальность, и без голосов диаспор – американской, российской, французской, ближневосточной и др. – мы имеем то, что имеем: победу карабахского клана.
Но, вот, что удивительно, мировая общественность, буквально, млеет от процедуры армянских выборов. Российские СМИ, независимо от политической ориентации, взахлеб признают их самыми демократичными на постсоветском пространстве. А посольство США в Ереване даже выступило со специальным заявлением, в котором, признав парламентскую кампанию в Армении очень даже демократичной, не преминули заметить: «На этих выборах мы были горды сотрудничать с правительством, оппозиционными партиями, гражданским обществом, а также коллегами из ЕС, Германии, Великобритании и ПРООН для внедрения нового механизма идентификации избирателей». Это как раз о видеокамерах и отпечатках пальцев.
Объяснить сей феномен довольно легко: это в Москве Сержа Саркисяна считают своим союзником, но и в Вашингтоне он тоже свой парень. Поехал же армянский лидер в самый канун выборов на откровенно антироссийский съезд Европейской Народной партии на Мальту, поучаствовал в его работе и …ничего. По-прежнему «друг Москвы». Что ж, армяне – известные мастера политической эквилибристики. Но Серж Саргсян демонстрирует не просто умение сидеть на двух стульях, а нечто вроде знаменитого трюка Ван Дама. Помните, этот артист сделал поперечный шпагат между двумя мчащимися на полной скорости грузовиками.
Однако долго так ездить, конечно, невозможно. Это пока армянскому президенту удается балансировать между двумя «полюсами силы», а, вот, что будет потом – можно только догадываться. У англичан, страстных любителей всяческих афоризмов, есть некий «Закон жизненного пути», гласящий: «Если на вашем жизненном пути все гладко, значит вы движетесь не по той полосе».
Специально для Vesti.Az
Нателла Ахундова
Трамп обвинил Байдена в осложнении передачи власти США
Хуситы нанесли удары по американскому авианосцу в Красном море
США сняли санкции с финансовых операций с Сирией
Трамп: Многие жители Канады поддерживают идею о вхождении в состав США
На юге Ирана произошло землетрясение
Глава МВД Франции приказал усилить безопасность в связи угрозой террора