Сирийские базы под угрозой: Россия ищет опору в Ливии – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Россия перебрасывает системы ПВО и другое современное вооружение из Сирии в Ливию. Об этом пишет Wall Street Journal Exclusive со ссылкой на американских и ливийских чиновников.
Поскольку Москве чрезвычайно важно сохранить военное присутствие на Ближнем Востоке после падения режима Асада в Дамаске. А другой ее вассал на Ближнем Востоке – ливийский полевой командир Халифа Хафтар уже давно выпрашивал у Кремля системы ПВО, чтобы укрепить свой контроль над разделенной в 2011 году страной после свержения другого диктатора - Муаммара Каддафи. Присутствие России обеспечивает Хафтару защиту от поддерживаемых Турцией группировок, базирующихся на западе Ливии.
Согласно изданию, российские грузовые самолеты перевезли оборудование ПВО, включая радары для систем перехвата С-400 и С-300, из Сирии на базы в восточной Ливии. Россия также вывезла из Сирии войска, военные самолеты и оружие, значительно сократив свое присутствие в этой стране.
В течение многих лет Москва управляла важными военно-морскими и военно-воздушными базами в обмен на поддержку Башара Асада, сирийского диктатора, который бежал в Москву на прошлой неделе.
Сирийские базы были краеугольным камнем способности Москвы проецировать силу на Ближний Восток и Африку — они служили центром для переброски войск, наемников и оружия. Военно-морская база в Тартусе была единственным пунктом пополнения и ремонта для российского флота в Средиземном море.
Теперь, Россия, опасаясь, что новая сирийская власть прервет подписанный с Асадом 49-летний договор по использованию авиабазы Хмеймим и морской базы Тартус, хочет использовать еще одного старого партнера в Ливии, чтобы сохранить влияние в регионе и поддержать военно-морское присутствие в этом районе, где у США и других членов Организации Североатлантического договора есть базы и военные корабли.
Россия уже присутствует в Ливии, в том числе через военизированную группировку «Вагнер», имеющую тесные связи с Хафтаром, чья Ливийская национальная армия контролирует раздираемый войной восток страны. Бойцы «Вагнера» использовали объекты Хафтара, включая авиабазу, в качестве транзитного узла для переправки в другие африканские страны. В прошлом году высокопоставленные российские чиновники встречались с Хафтаром, чтобы обсудить долгосрочные права на доки в портах Бенгази или Тобрука, которые расположены менее чем в 400 милях от Греции и Италии.
По словам одного из американских чиновников, Москва рассматривает возможность модернизации портовых сооружений в Тобруке, чтобы они могли принимать российские военные корабли.
Однако Хафтар, скорее всего, столкнется с давлением со стороны Запада, который не позволит России расширить свое присутствие в Ливии. США, в том числе во время визита директора ЦРУ Уильяма Бернса в прошлом году, неоднократно предупреждали Хафтара о необходимости выдворить российские войска — но безрезультатно.
Неясно, останутся ли системы вооружения, включая компоненты С-400, в Ливии или будут доставлены обратно в Россию, сказал американский чиновник.
Воздушные и военно-морские базы в Ливии не смогут полностью компенсировать то, что Россия потеряет в Сирии, считают аналитики.
По словам бывшего офицера ВВС России Глеба Ирисова, который когда-то служил на российской базе Хмеймим в Сирии, Ливия в качестве пункта дозаправки в Африке сильно ограничит вес оборудования, которое может перевозить Москва. На данный момент российские самолеты делают регулярные остановки в Ливии. По данным сайта AirNav Radar, грузовой самолет МЧС России, участвующий в военных и гуманитарных миссиях, 16 декабря второй раз за неделю остановился на востоке Ливии по пути из России в Мали, где у России есть военное присутствие.
Грузовой самолет, принадлежащий компании Rubistar, которая, по словам США, поставляла российский персонал и вертолеты в Африку, вылетел из Минска (Беларусь) в восточную часть Ливии 13 декабря, согласно данным авиатрекера Flightradar24. Ливийские власти заявили, что самолет перевозил материально-техническое оборудование, такое как автомобили и телекоммуникационное оборудование. По данным группы по защите политики The Sentry, он также, вероятно, доставил боеприпасы.
Вместе с тем Россия одновременно пытается договориться с новыми сирийскими властями. Как заявил заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов, Москва находится в контакте с политическим руководством Хайят Тахрир аш-Шам (HTS) — повстанческой группировки, возглавившей наступление на Асада, — для обсуждения будущего российских баз.
Как пишет The Economist, в последние дни Кремль вывел сотни военнослужащих и военной техники из других районов Сирии, в безумной спешке пытаясь консолидировать силы в Хмеймим из-за существующей неопределенности. Однако, как сообщает издание, обе стороны приступили к переговорам. Источник в HTS, знакомый с ходом переговоров, говорит, что эта группировка придерживается прагматичного подхода к будущим отношениям Сирии с Россией. HTS признала, что, вероятно, позволит России сохранить некоторые или все свои базы. И, скорее всего, она будет соблюдать условия аренды Россией порта Тартус, расположенного в 80 км к югу от Хмеймим.
В случае достижения соглашения, Россия сохранит доступ к своему единственному глубоководному военно-морскому объекту на Средиземном море.
Однако, похоже, Кремль не совсем уверен в благоприятных для себя результатах переговоров. Потому как, внутри новой сирийской власти существуют разногласия относительно пребывания на своей территории армии, которая начиная с 2015 года ежедневно наносила удары по удерживаемым повстанцами районам, убивая тысячи сирийцев и защищая власть Асада. Именно российские транспортные самолеты после падения режима вывезли самого Асада и его министров, а также членов семьи Асада и его родственников.
Пока же в деревне Хмеймим на вывесках магазинов все еще написано по-русски. Солдаты, размещенные на авиабазе, тратят рубли в кафе и аптеке. На протяжении почти десяти лет присутствие России приветствовалось, несмотря на ежедневный рев ее самолетов, взлетающих на бомбардировку сирийских больниц в контролируемых повстанцами районах страны.
Однако во многих сирийцах кипит гнев. У другого входа на базу, пишет The Economist, группа суетливых бойцов HTS стоит на страже. «Россия — террористическое государство, — говорит один из них, — надеюсь, они уйдут».
Новые лидеры Сирии стоят перед трудным выбором. По словам представителя HTS, группировка стремится уравновесить сторонних наблюдателей, которые борются за влияние. Она не хочет окончательно присоединяться к какой-либо одной силе. Но она хочет международного признания.
Пока что, несмотря на широко распространенную среди многих сирийцев ненависть к России, HTS, похоже, не намерена мстить. И именно бойцы HTS, которых до недавнего времени Россия считала террористами, осуществляли безопасное сопровождение колонн российских военных в Хмеймим. Так что, не все однозначно в отношениях России и HTS. Но в жизни бывает все – подружилась же Россия с Талибаном…
Мира Гасанова
Зеленский опасается, что ввод войск Запада в Украину станет "искусственной историей"
Шольц и Трамп считают, что война в Украине длится слишком долго
G7 рассматривают ужесточение ценового ограничения на нефть РФ
Блинкен: США направили Украину на путь членства в НАТО
Зеленский заявил, что Украина не будет продлевать транзит газа из России
В Каире состоялась встреча президентов Турции и Ирана