Эльчин Шихлинский: «В Азербайджане катастрофически уменьшается число русскоязычных журналистов»

Эльчин Шихлинский: «В Азербайджане катастрофически уменьшается число русскоязычных журналистов»
17 февраля 2010
# 13:54
Справка: Эльчин Шихлинский родился в 1957 году в Баку. Закончил Азербайджанский институт иностранных языков в 1979 году по специальности "преподаватель английского и немецкого языков". Работал в ВАО "Интурист", обществе "Дружба", министерстве просвещения, Детском фонде, журнале "Коммунист Азербайджана". Занимался литературным переводом, член Союза писателей с 1989 года.

- Как создавалась газета "Зеркало" и какие задачи перед ней ставились?


- Первый номер газеты увидел свет почти 20 лет назад, в августе 1990 года. Создавали её четыре человека - Рауф Талышинский (в настоящее время главный редактор газеты "Эхо"), ныне покойный Михаил Завгородний, Рафик Аббасов, который сейчас редактирует газету "Биржа" и я. Насчет задач могу сказать следующее. Мы использовали появившуюся возможность издать независимую газету. Это был, и остается сейчас, бизнес-проект. Вначале газета представляла собой дайджесты материалов зарубежных СМИ, связанных с Азербайджаном или не имевших к нему прямого отношения, но тем не менее представлявших интерес для наших читателей. Напомню, тогда можно было находить в газетных киосках ведущие американские, английские, немецкие, французские, итальянские и пр. газеты. Мы задействовали переводчиков, стали отбирать наиболее интересные материалы, обрабатывать их и представлять читателю. Напомню, тогда у газеты были две версии дайджестов - азербайджанская и русская. Примерно через год-полтора у нас появилось достаточно денег, чтобы принять на работу журналистов и печатать уже собственные материалы. До 2000 года мы выпускали газету еженедельно, а затем перешли на ежедневный режим. То есть со вторника по пятницу мы выпускали 8-страничную газету формата А2, а по субботам "толстушку". А азербайджанская версия "Айна", по-прежнему, выходит раз в неделю.

- Помнится, в начале 90-х у вашей газеты были огромные по азербайджанским меркам тиражи. А сколько экземпляров издания печатается сейчас?

- Да, в те годы тираж доходил до 150 тысяч экземпляров. Увы, сейчас мы субботний номер выпускаем в количестве 8 тысяч, а будничные - по 4-5 тысяч экземпляров. Причина как в снижении русскоязычной аудитории в Азербайджане и переключение значительной части читателей на электронную версию газеты, так и в том, что люди, и особенно молодежь не имеют привычки читать газеты.

- Около 10 лет назад часть достаточно сильных сотрудников "Зеркала" ушла и основала свою газету "Эхо". Как вы перенесли связанные с этим трудности, не отразились ли они хотя бы временно на качестве вашего издания?

- Вы правы, тогда ушел Рауф Талышинский и с ним часть наших работников. Но многие остались. Конечно, поначалу были сложности, но мы с ними справились. К тому же некоторые покинувшие газету до раскола сотрудники вернулись в наш коллектив.

- За эти годы в Азербайджане не раз был дефицит бумаги, на нее повышались цены, росли тарифы на электричество, газ воду, дорожала жизнь, и в то же время тираж газеты уменьшался. Как вам удалось пережить экономические трудности, и можете ли вы сказать, что они в основном остались позади?

- Ну, начну с того, что тираж уменьшился не только у нашей газеты. Это общая проблема. Ну а для того, чтобы удержаться на плаву мы прибегали к самым разным мерам. И если подобные меры приносят в других странах неплохой успех, то у нас, к сожалению, он был мизерным. К примеру, в одно время мы печатали в газете купоны, вырезав которые, читатель мог получить в объектах ряда компаний, сотрудничавших с нами, существенные скидки на стоимость услуг и товаров. Представьте себе, что в части непроданных газет, возвращавшихся к нам из киосков, указанные купоны были вырезаны.

Или возьмем бесплатное приложение с объявлениями. В России издания типа ВДВ или "Из рук в руки" можно сказать, процветают, а у нас в Азербайджане многие считают, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке, и то не для первой, а второй, более осторожной мыши. Добавлю, что перечисленные приемы не срабатывали не только в нашей, но и других газетах. То есть сначала определенный успех имелся, но он быстро сходил на нет...

Так что экономические трудности были и есть. Особенно учитывая снижение на порядок объема рекламы - главного источника дохода газеты. А о существенной прибыли от продажи при наших нынешних тиражах говорить несерьезно. Если пару лет назад я думал о перспективах развития газеты, то сейчас приходится думать лишь о том, чтобы удержаться на плаву. Здесь же отмечу, что, к большому сожалению, в Азербайджане катастрофически уменьшается число грамотных, высокопрофессиональных русскоязычных журналистов. Я бы назвал положение катастрофическим. Оно усугубляется еще и тем, что некоторые опытные журналисты и редакторы, устав перебиваться от зарплаты к зарплате, уходят в иные, более высокооплачиваемые сферы деятельности.

- По мнению многих экспертов и просто читателей, "Зеркало" - единственная в Азербайджане русскоязычная газета, которую на все 100% можно считать независимой. Каким образом вам много лет удается оставаться такими "кусачими"?

- Я и люди, которые со мной работают, относимся к газете, как к бизнесу. Естественно, в нормальном смысле этого слова. Для нас она - средство заработка и априори не может быть инструментом какого-либо идеологического влияния. При этом есть журналистские принципы, которые мы стараемся не нарушать ни при каких обстоятельствах. Насколько нам это удается, судить самим нелегко, но хочется думать, что мы можем называть наше издание достаточно объективным. Например, я могу много и зло писать о работе некоего чиновника, но при этом никогда себе не позволю опуститься до оскорбления его личности.

Скажем, очевидно, что подача электроэнергии в Баку должна быть бесперебойной. Но в результате сильнейшего снегопада и ураганного ветра произошла авария, оставившая город без света и 6 февраля, наша газета, как и все другие в стране не вышла. Авария повторилась через двое суток, и опять номер был под угрозой срыва, поскольку мы сидели без электричества до 17.00. И вот - я не пишу о том, что руководитель "Азерэнержи" нехороший человек, но беспощадно критикую работу вверенного ему ведомства...

- И, тем не менее, персонажи публикаций вашей газеты неоднократно обращались с иском на вас в суд. Во всяком случае, в прошлом. Имеют ли место подобные факты в настоящее время? Испытываете ли вы давление другого характера?

- В настоящее время мы задействованы в двух судебных процессах. Обычно я не люблю афишировать подобные вещи, поскольку они решаются в рабочем порядке. В принципе, каждый человек имеет неотъемлемое право обращаться в суд, и если процесс не политизирован, то всё в порядке. Уверяю, если бы я стал писать об этих процессах, то проиграл бы их. Такие публикации могут рассматриваться как оказание давления на суд, и естественно, раздражают судей. Конечно, я бы мог сетовать на кого-то на страницах газеты, взывать к помощи, но только в случае, если бы столкнулся с вопиющей несправедливостью, прошел все инстанции, а положение вещей не изменилось.

- Ваша газета, пожалуй, десятки раз публиковала сведения, которые вызывали большой общественный резонанс. Это в первую очередь говорит о хорошей работе с ньюсмейкерами. Много ли их у вас и оплачивается ли нормально их труд?

- Увы, в последнее время хороших ньюсмейкеров становится меньше. А труд их у нас, к сожалению, в отличие, скажем, от более развитых стран, вообще не оплачивается. Тем не менее, наши журналисты - люди достаточно опытные и они порой находят что-то необычное.

- Всё больше специалистов приходят к выводу, что печатные СМИ постепенно проигрывают электронным. Намерены ли вы в связи с этим прикладывать более значительные усилия для развития электронной версии газеты?

- Конечно, мы думаем, как развивать электронную версию газеты, но тут свои трудности. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Года 3 назад, мы, будучи в Германии, узнали, что однодневная оплата баннера онлайн-версии одной из еженедельных немецких газет, на котором была размещена реклама германского автомобильного концерна Volkswagen, составляет 24 тысячи евро. Для сравнения: у нас предприниматели не хотят платить за месячный баннер даже 200 манатов (1AZN=$1,25). Думаю, говорить в таких условиях о каком-то прорыве в развитии электронной версии газеты, не приходится...

- Расскажите вкратце о деятельности и задачах Союза журналистов Азербайджана (СЖА), который вы возглавляете.

Среди без малого сотни журналистских организаций Азербайджана, СЖА - самая, так сказать, пожилая и многочисленная. Нашему Союзу в прошлом году стукнуло 50 лет. В основном, Союз делает упор на просветительскую деятельность, у нас немало проектов в регионах страны, где мы организовываем или уже организовали медиацентры. В данный момент мы работаем над созданием школы журналистики. Словом, скучать не приходится...

Беседовал Рафаэль Мустафаев
# 798
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#