Кризис в отношениях Азербайджана и Ирана исчерпан, Баку достиг цели – ГОЛОС ИЗ МОСКВЫ
рукопожатие
Снижение напряженности между Ираном и Азербайджана связано с твердой позицией Баку и российским фактором, сумевшим успокоить Тегеран, заявил Vesti.az заместитель генерального директора федерального информационно-аналитического агентства «Вестник Кавказа» Андрей Петров.
«Запрет на проезд иранских машин по Лачинскому коридору вместе с возвращением задержанных ранее иранских дальнобойщиков, пытавшихся незаконно въехать в Ханкенди, свидетельствуют об исчерпании осеннего кризиса в отношениях Ирана и Азербайджана. Азербайджан достиг поставленной цели, прекратил нелегальный ввоз грузов в зону ответственности российских миротворцев, а Иран вышел из ситуации де-факто без каких-либо потерь», – заявил А.Петров.
По его словам, это стало возможным благодаря твердой и открытой к диалогу позиции Баку.
«Азербайджанское руководство, привычное к агрессивным провокациям Армении, реагировало на очень похожие по необоснованности и оскорбительности претензии Ирана предъявлением фактов о незаконности действий иранских граждан, пересекающих азербайджанскую границу без разрешения, включая и ввоз грузов в зону ответственности российского миротворческого контингента, и наркотрафик. Одновременно Тегерану были предложены пути выхода из кризиса, в который двусторонние отношения завели сами иранские власти – опять же, опыт многолетней работы с ничего не желающим делать Ереваном помогает Баку легко находить общий язык с менее конфликтно настроенными соседями. А Иран изначально, озвучивая обвинения, добавлял, что в целом конфликтовать с Азербайджаном не хочет», – пояснил эксперт.
Вторым фактором, сыгравшим важную роль в снижении напряженности в регионе, А.Петров назвал Россию.
«Пыл Ирана, попытавшегося раздуть в себе огонь негодования на северного соседа, был остужен Россией. Россия меньше года назад добилась завершения армяно-азербайджанского конфликта, и ей совершенно не нужно, чтобы в регионе сейчас начиналась какая-то новая конфронтация. Тем более между странами Каспийской конвенции. Тем более между странами МТК «Север-Юг». Тем более между странами, в чей конфликт неизбежно будут вовлечены другие государства, прежде всего Турция и Пакистан», – сказал политолог.
Он напомнил, что именно поэтому на переговорах глав МИД РФ и Ирана Сергея Лаврова с Хоссейном Амиром Абдоллахияном было подчеркнуто, что Россия против нагнетания напряженности в регионе и за скорейшую ратификацию Каспийской конвенции – «это был редчайший случай, когда, принимая в гостях партнера, Москва осудила его действия».
«В итоге на прошедшей на этой неделе встрече Шойгу и Багери обсуждали уже только позитивные моменты внутрирегионального сотрудничества», – указал А.Петров.
Эксперт считает, что вся история с всплеском претензий Ирана к Азербайджану завершилась.
«Иран озвучил свою обеспокоенность переменами в жизни Южного Кавказа и получил от Азербайджана гарантии, что ничего направленного против законных иранских интересов на азербайджанской земле не делается. Азербайджан, в свою очередь, получил гарантии, что его суверенитет будет соблюдаться со стороны иранских граждан», – резюмировал А.Петров.
Джафар Агададашев
Азербайджан после COP29: мост между настоящим и будущим - ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЦИК Азербайджана назначит муниципальные выборы
Российская сцена и флаг «арцаха»: игнор или провокация?
Очередная партия критики Гаджиева в адрес Politico
Баку обсудил будущее сотрудничества с НАТО на юбилейной конференции
Президент Ильхам Алиев позвонил Дональду Трампу