Денис Драгунский: «Готов ли Азербайджан к такому размену?..»

Денис Драгунский: «Готов ли Азербайджан к такому размену?..»
21 июня 2010
# 18:26
Интервью Vesti.az с главным редактором российского журнала «Космополис», политологом Денисом Драгунским.

- Накануне стало известно, что в начале июля регион Южного Кавказа посетит Хиллари Клинтон. До нее в Баку с официальным визитом те так давно уже побывал министр иностранных дел США Роберт Гейтс. С чем, по-вашему, связан возросший интерес Штатов к Азербайджану?

- Интерес США и России к Южному Кавказу в целом, и к Азербайджану в особенности, связан с двумя моментами. Во-первых, несмотря на всю глобализацию и на все достижения в области высокоточного оружия, главными фигурами на мировой шахматной доске все-таки остаются (и еще долго будут оставаться) суверенные национальные государства. А главным – точнее, экстремальным – способом решения межгосударственных конфликтов была и остается сухопутная войсковая операция. В связи с событиями вокруг Ирана не случаен особый интерес к Азербайджану. Тем более что северо-восточый Иран – это, по существу, и есть южный Азербайджан.

Почти все уже забыли попытку Сталина создать Азербайджанскую республику во главе с Сейид Джафаром Пешевари со столицей в Тебризе. Она просуществовала на советских штыках около полугода, но оставила некую, если можно так выразиться, геополитическую память. Я далек от мысли, что Обама-Клинтон хотят впрямую повторить опыт Сталина-Багирова и попытаться объединить Азербайджан, уже под проамериканскими лозунгами. Это действительно был бы фарс после трагедии. Но я почти уверен, что США будут пытаться вовлечь Азербайджан в свою политику изоляции и ослабления Ирана. Это первое.

Во-вторых, существенно важен энергетический вопрос. И США, и Россия заинтересованы в лояльности Азербайджана, в дружественных с ним отношениях в связи с различными проектами нефте- и газопроводов.

- Парламент Азербайджана накануне принял Военную доктрину страны, которая в том числе подразумевает освобождение оккупированных земель силовым методом. Естественно, что в соседней стране к такому шагу Азербайджана отнеслись крайне негативно. Как, по-вашему, принятие Военной доктрины означает, что мы стали на шаг ближе к военному решению конфликта, или нет?

- Принятие военной доктрины, включающей в себя возможность силового освобождения оккупированных территорий – это абсолютно естественно. Удивительно было бы, если бы военная доктрина суверенного государства исключала или замалчивала возможность такого развития событий. В этой связи странно, чем недовольна Армения по существу вопроса. Хотя дипломаты просто обязаны бурно реагировать на естественные шаги своих геополитических противников: удивительно было бы, если бы МИД Армении сообщил, что он с пониманием относится к планам Азербайджана, или промолчал бы. Однако я не уверен, что это приближает нас к военному решению конфликта. Пока речь идет об игре на политическом поле.

- Как на сегодня оцените сближение Анкары и Москвы? И может ли подобный союз оказать свое влияние на разрешение карабахского конфликта?

- Сближение Анкары и Москвы обусловлено проблемой транспорта энергоносителей и усилением активности США в регионе, а также дальними планами Турции по переструктурированию всего ближневосточного поля. Турция, разочаровавшись в сотрудничестве с ЕС, ищет для себя сильной позиции на Ближнем Востоке: естественно, ни США, ни РФ не могут остаться к этому равнодушными – ни Америке, ни России не нужна слишком сильная Турция, претендующая на лидерство в регионе.

Однако ни российско-турецкие, ни американо-турецкие отношения сами по себе не обязательно должны привести к решению нагорно-карабахского конфликта. Скорее наоборот. Конфликты такого рода служат удобным инструментом для великих держав, чтобы решать собственные проблемы, заниматься балансировкой сил в регионе и т.п.

- В августе Дмитрий Медведев отправится с официальным визитом в Ереван. По сообщению, армянских СМИ, он якобы повезет в Армению план по урегулированию конфликта, на первом этапе которого Армения освобождает три оккупированных района. Насколько, подобное развитие событий реально?

- Уже более тридцати лет остается неурегулированным конфликт вокруг Северного Кипра. Не решен и Приднестровский конфликт. К списку конфликтов, нарушающих суверенитет и целостность государств, в 2008 году прибавились Абхазия и Южная Осетия, отторгнутые от Грузии при решающем содействии России. В этом контексте Россия вряд ли сможет и вряд ли станет оказывать реальное давление на Армению. И Армения, и мировое общественное мнение посоветуют ей, как в басне Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?».

Но в так называемом возможном плане Медведева есть один интересный момент – переход Физулинского района под контроль американских миротворцев. Поскольку этот район граничит с Ираном, это совпадает с возможными антииранскими планами США в регионе. Остается вопрос – является ли план Медведева российско-американским?

Если он согласован с США, если Россия и Америка решили совместно контролировать регион Южного Кавказа, совместно противостоять Ирану и Турции в их гегемонистских устремлениях – тогда возникает более реальная вероятность решения нагорно-карабахского конфликта. Но остается вопрос – выгодно ли будет Азербайджану, если это решение будет не в рамках двустороннего армяно-азербайджанского конфликта, а в рамках российско-американского консорциума? Грубо говоря, в рамках «внешнего управления»?

Освобождение занятых Арменией территорий может означать значительную утрату суверенитета над этими же территориями – теперь уже в пользу России и США. Или, скажем мягче, может означать весьма глубокое включение Азербайджана в согласованную российско-американскую политику на Южном Кавказе и шире – на Большом Ближнем Востоке. Готов ли Азербайджан к такому размену, да и готовы ли США и Россия предложить такой размен – покажет недалекое будущее.

Гамид Гамидов
# 399
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#