Али Гусейнов: «Просто, предложение из Конституции было перенесено в законы» - ИНТЕРВЬЮ

Али Гусейнов: «Просто, предложение из Конституции было перенесено в законы» - <font color=red>ИНТЕРВЬЮ</font>
11 февраля 2010
# 19:06
Председатель комитета Милли Меджлиса Азербайджана по правовой политике и государственному строительству Али Гусейнов дал интервью АПА.

- Милли Меджлис готовится внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов. Если можно, расскажите об этом.

- Один из вопросов, вынесенных на референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию Азербайджана, касался 32-й статьи. Я хочу еще раз напомнить дополнения к этой статье. «Каждый имеет право на защиту своей личной и семейной жизни от незаконного вмешательства». Довожу до вашего внимания и дополнение к третьей части этой статьи. «За исключением случаев, определенных законодательством, никто не может подвергаться слежке без его ведома и несмотря на его протест, не может подвергаться видео и фотосъемке, звукозаписи и другим подобным действиям». Естественно, это отражено в Конституции, и народ за это голосовал. Долгом законодательства является отразить в соответствующих законах положения, вытекающие из духа Конституции.

- О каких законах конкретно идет речь?

- Отвечающие духу Конституции изменения и дополнения вносятся в законы «О свободе информации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О средствах массовой информации» и «О получении информации». Фактически, это предложение переносится в эти законы.

- Какое предложение?

- За исключением случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий, во всех других случаях проведение наблюдения, видео и фотосъемки, звукозаписи и других подобных действий без ведома лица или же несмотря на го протест, со стороны представителей СМИ и других лиц приводит к ответственности, определенной законодательством. То есть, как это указано в Конституции… За исключением случаев, определенных законодательством, - во внесенных нами дополнениях имеется в виду проведение оперативно-розыскных мероприятий, - это дополнение переносится в указанные законы. Цель – обеспечить право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную и семейную жизнь.

- Не станет ли это дополнение в закон помехой свободной деятельности журналистов?

- Целью этого дополнения является не ограничение возможности и свободы получения информации, а, наоборот, определение рамок. В тех случаях, когда рамки точно определены, никаких ограничений не водится. Рамки ограничений должны быть точно определены в законе, чтобы искусственных препятствий свободе не ставилось. То есть, что-то запрещено, но во всех других случаях существует свобода. Право на личную жизнь защищается во всем мире.

- В изменениях есть выражение «за исключением случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий». Но ведь журналист не является правоохранительным органом, чтобы проводить оперативно-розыскные мероприятия. Он хочет писать о том, что видит. Например, завтра я стану свидетелем какой-то интересной сцены в Милли Меджлисе. Я должен ждать разрешения на съемку и подготовку материала?

- Нет, конечно. Мы должны внести ясность в два момента. Во время проведения оперативно-розыскных мероприятий видеозапись, фотосъемки, звукозапись возможны. Но упоминаемый Вами вопрос немного отличается. В то время, представляя дополнения и изменения в Конституцию, находились те, кто старался истолковать их по-другому. Давайте не забывать, что мы присоединились к Европейской конвенции прав человека. И наша Конституция согласована с этой конвенцией. Конечно, для общественных лиц эти изменения не должны восприниматься как родные. То есть, это ограничение ставит цель полной защиты личной и семейной жизни граждан, не представляющих собой никакой общественности значимости. Может быть так, что какое-то общественное лицо снимается без предупреждения и невзирая на его протест. Несмотря на то, что этот человек является общественным лицом и открыт для прессы, он считает, что в распространенном сообщении допущено вмешательство в его семейную и личную жизнь. В таком случае это лицо может пожаловаться в суд. Для установления наличия какой-либо угрозы существует установленное прецедентное право. Если какое-то событие происходит в государственном органе или перед ним, само собой, это носит уже общественный характер, и для подготовки такой информации не требуется получение разрешения. Еще раз повторяю, речь идет о праве на защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь. Другими словами, как отмечается в решениях Европейского суда по правам человека, в установлении баланса между охраной частной жизни и свободой информации решающим фактором является степень интереса информации для общественности. То есть, если опубликованная фотография или продемонстрированный видеосюжет являются дополнением к обсуждениям, представляющим общий интерес, это не может расцениваться как вмешательство в частную жизнь. Таким образом, эти дополнения не идут вразрез со свободой информации, а, наоборот, дополняют ее.

- Как известно, среди документов, вынесенных на обсуждение, есть и поправки в закон «О неправительственных организациях». В чем суть этих изменений и дополнений?

- Это изменение представляет собой перенос в другие законы внесенных 30 июня 2009 года в закон «О неправительственных организациях» и находящихся в силе изменений и дополнений. Эти положения имеются и в законодательстве, и с точки зрения сути никаких новшеств нет. Эти изменения являются перезаписью внесенных в прошлом году поправок в Гражданский кодекс, законы «О правовом положении иностранцев и не имеющих гражданства лиц», «О государственной регистрации и реестре юридических лиц». Я еще раз хотел бы напомнить об этих статьях. В уставах НПО тоже не допускается присвоение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, а также не предусматриваются контролирующие функции, относящиеся к государственным полномочиям. К сожалению, такие факты встречаются. Иногда НПО при написании своих уставов допускают такие моменты. Несколько НПО даже привлечены за такие действия к ответственности. То есть, в этом законе нет ничего нового.

- На повестку часто выносятся вопросы относительно изменений и дополнений в Избирательный кодекс. Такие предложения чаще бывают связаны с формированием нового состава избирательных комиссий. Насколько реален этот вопрос в преддверии парламентских выборов?

- Если бы я задавал вопрос, я бы сказал, что Избирательный кодекс искусственным образом вновь хотят вынести на повестку. Подобное происходит накануне выборов постоянно. В действительности. анормальность ситуации заключается в том, что об этих изменениях всегда вспоминают перед выборами. В Совете Европы есть такая традиция. Когда страна находится в преддверии выборов, никакие решения не принимаются. В прошлый раз мы внесли изменения и дополнения в Избирательный кодекс под напором, по требованию международных организаций, местных политических партий. Их цель состояла в том, чтобы путем изменения Избирательного кодекса они могли поменять власть; наша же цель заключалась в усовершенствовании этого документа.

Однако первостепенным является избирательная практика. На сегодня практика показала, что проблема связана ни с каким-либо пунктом кодекса, а отсутствием электората у проигравшей стороны. Изменение Избирательного кодекса накануне выборов – это анормальное явление. Этой практике нужно сказать «нет». Это не ощущают кандидаты, политические партии. Представьте, накануне выборов законодательство меняется, и в этот момент применяются изменения… Поэтому этому нужно положить конец. Самое главное – в этом нет необходимости. Нынешний Избирательный кодекс является совершенным и нормальным документом. Если мы хотим рассмотреть какой-либо вопрос, это не должно делаться перед выборами. Сегодня на повестке не стоит вопрос изменения Избирательного кодекса перед парламентскими выборами. Вопрос же, связанный с составом избирательных комиссий, уже закрыт. Это вопрос, обсуждение которого никогда не возобновится. Это должны осознать и местные политические партии, и общественность, и международные организации, и на эти обсуждения уже не должно уходить время.

- А как же вакантные места в избирательных комиссиях?

- Для этого политические партии должны согласиться. До очередных выборов необходимо предпринять шаги для формирования Центральной избирательной комиссии.

- Сегодня выдвигаются также предложения о восстановлении пропорциональной избирательной системы. Насколько это реально?

- Мы отказались от пропорциональной избирательной системы в результате длительных обсуждений. Азербайджанский народ избрал мажоритарную избирательную систему. По идее для политических партий более выгодна пропорциональная избирательная система. Для Партии Ени Азербайджан эта система также должна считаться более выгодной. Все равно партия на выборах, пользуясь своим авторитетом, набирала больше голосов. В результате многие представители партии побеждали на выборах. Мы вдвойне можем воспользоваться этим процессом. В мажоритарной избирательной системе создается непосредственное общение кандидата с гражданами, депутат обязан больше работать. Народу больше нужна эта система. Иногда говорят, что возобновление пропорциональной избирательной системы будет содействовать развитию политических партий. Однако, напротив, партии могут более эффективно воспользоваться мажоритарной избирательной системой. В Азербайджане в субъекте законодательства вопрос пропорциональной избирательной системы не обсуждается. Как минимум на ближайшие десятилетия обсуждение этого вопроса закрыто.

- Кстати, одной из наиболее обсуждаемых в последние годы тем является внесение изменений в закон «О политических партиях» и отражение в этом документе вопроса финансирования политических партий…

- Этот закон был принят в 1992 году. Те, кто требуют изменения этого закона, в свое время приняли данный документ именно в такой форме. Лично нас этот закон не беспокоит. У тех партий, которые хотят воспользоваться законом, сформироваться, пользуясь им, не имеет перспектив. Единственный источник, на который опирается партия, это народ. Политическая партия должна иметь лидера. Когда создавалась Партия Ени Азербайджан, каковы были ее финансовые возможности? Фактор Гейдара Алиева сыграл большую роль в формировании этой партии. Желающие финансироваться из госбюджета политические партии будто пытаются стать госслужащими… Лично я не вижу необходимости ни в новом законе в данной области, ни в изменении существующего закона.

- В ближайшие дни в Милли Меджлисе будет заслушан годовой отчет Омбудсмена. Кто представит доклад?

- Существует законодательство в этой сфере. Естественно, согласно Конституции, парламенту должны быть представлены кандидаты…
# 345
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#