International Alert: «Азербайджано-армянские переговоры не могут быть сорваны!»

International Alert: «Азербайджано-армянские переговоры не могут быть сорваны!»
18 ноября 2009
# 13:28
Интервью Vesti.az с директором проектов программ по Евразии международной миротворческой неправительственной организации International Alert Десиславой Русановой

- Изменилась ли концептуально в свете последних событий и новых тенденций в регионе методика помощи International Alert в урегулировании нагорно-карабахского конфликта? Можете ли вы рассказать об этом подробнее?

- Методика не изменилась. Но региональный контекст меняется и мы, естественно, это учитываем. На Южном Кавказе процессы и проблемы на самом деле имеют глубокие взаимные связи. Несмотря на то, что общества живут изолированно друг от друга, события, которые происходят в одной части региона, нередко оказывают очень сильное влияние на процессы, идущие в другой его части, а то и во всем регионе в целом. Следует наряду с этим отметить, что нельзя недооценивать достаточно сильное влияние, оказываемое на регион такими соседними с ним силами, как Турция, Россия и Евросоюз, через их отношения с отдельными южнокавказскими странами. Так что, хотя конкретная методика помощи по урегулированию нагорно-карабахского конфликта не изменилась, но мы усиливаем нашу работу в общерегиональных форматах, которые будут включать не только все южнокавказские общества, но и Россию, Турцию и Евросоюз.

- Как, по-вашему, повлияют на процесс урегулирования армяно-азербайджанского конфликта подписанные в Цюрихе главами МИД Турции и Армении протоколы?

- Я надеюсь что, если протоколы будут ратифицированы парламентами Турции и Армении, то это окажет позитивное влияние на динамику отношений в регионе. Если конкретизировать, то, несмотря на неоднозначные реакции, имеющие место сегодня, в перспективе ратификация турецко-армянских протоколов будет только благоприятно влиять на урегулирование отношений вокруг нагорно-карабахской проблемы.

- Некоторые аналитики в Баку, исходя из последних жестких заявлений официального Еревана, считают, что тем самым власти Армении, поставившие цель открыть границу с Турцией, стараются задобрить армянское общество и диаспору, фактически принося в жертву, может быть временную, процесс урегулирования конфликта с Азербайджаном. Могут ли, по-вашему, азербайджано-армянские переговоры быть сорваны?

- Нет, не думаю, что переговоры могут быть сорваны, поскольку это не входит в интересы ни одной из сторон. По-моему, все должны не забывать об очевидных вопросах. Каким будет выход существующего положения в случае, если переговоры будут сорваны? Каким может оказаться следующий шаг? В интересах ли армян или азербайджанцев такие шаги?

- Почему сопредседатели МГ ОБСЕ США, Россия и Франция, негласно представляющая на азербайджано-армянских переговорах Евросоюз, с таким энтузиазмом относятся к сближению Турции и Армении, и, не дожидаясь хотя бы первого жеста доброй воли Еревана – возвращения 5 из 7 оккупированных районов Азербайджана - делают всё для открытия турецко-армянской границы?

- Я знаю: в азербайджанском обществе действительно есть ощущение того, что все международные силы делают всё для скорейшего открытия турецко-армянской границы. Подобные страхи существуют и в армянском обществе. Я употребляю именно слово «страхи», потому что там тоже очень опасаются последствий открытия границы с Турцией. Многие в Армении считают это чересчур рискованным шагом и высказывают опасения, что за ним скрывается очень много неизвестного, возможно представляющего угрозу для армян. В настоящее время мало кто думает про необходимость проявления доброй воли с целью ускорения указанного процесса.

- Вы, человек, постоянно контактирующий с представителями обеих гражданских обществ и знающий проблемы изнутри, только что обозначили опасения не только Баку, но и Еревана, связанные с предстоящим открытием границ. С азербайджанскими опасениями всё ясно, но на чем конкретно они вызваны в Армении?

- Ответы на ваш вопрос могут быть разными в зависимости от того, с какой точки зрения мы будем анализировать эти настроения. Здесь стоит вопрос об армянской идентичности и роли, которую играет турецкий фактор в формировании этой идентичности. Конечно, нельзя не учитывать и недоверие в корректности и намерениях другой стороны. Наверно, также присутствует опасение того, что выстроенные в будущем экономические отношения могут оказаться неравноправными, поскольку турецкий и армянский рынки несоразмерны по своим масштабам.

Но, как мне думается, один из самых главных факторов, вызывающих такие настроения, это беспокойство, связанное с предстоящими кардинальными переменами. Значительные изменения в жизни, когда сознательно их ожидаешь, не зная в полной мере их последствия, всегда вызывают страх и беспокойство. Посмотрите на страхи, которые тиражируются в западных СМИ, когда речь идёт о возможных изменении каких-либо деталей в структуре или политике Евросоюза! А ведь иногда это просто какая-то буква в каком-то параграфе на энной странице какого-то документа! Огромные страхи были связаны с расширением Евросоюза и открытием его границ для людей из восточноевропейских стран. Однако не будем забывать, что и в Восточной Европе тоже не все смотрели с восторгом на перспективу стать частью какого-то тогда ещё не особенно понятного для них пространства. Хорошо, что эти страхи обычно не оправдываются и с наступлением реальных перемен они быстро остаются в прошлом.

- Как прошел организованный International Alert в Москве в начале ноября этого года «круглый стол» с участием представителей азербайджанской и армянской интеллигенции?

- В работе этого «круглого стола» принимали участие азербайджанские, армянские, российские и международные эксперты. Его тема была следующей - «Нагорно-карабахский конфликт: создание условий для построения мира – роль России». Мы его организовали в Москве совместно с нашими коллегами из российского Центра стратегических исследований религий и политики современного мира, при участии Общественной палаты Российской Федерации. Обсуждения были очень интересными. Нам часто говорят, что российское общество может играть важную роль на Южном Кавказе в создании благоприятных условий для построения здесь новых отношений. Кроме того, мы часто слышим, что российские и европейские организации должны искать возможности для сотрудничества. Конечно, мы разделяем это мнение. Наши азербайджанские и армянские коллеги, которые были с нами на мероприятиях в Москве, считают, что был сделан конструктивный и удачный шаг в этом направлении.

- Знают ли в International Alert о том, что в последние 15-20 лет многие азербайджанцы, веками составлявшие большинство Дербента, одного из главных городов средневекового государства Ширваншахов, покинули этот город, а оставшиеся исключены де-факто из политической и экономической жизни Дагестана? Занимается ли ваша организация подобными проблемами?

- International Alert не занимается Северным Кавказом. На этот ваш вопрос могут, наверное, ответить российские коллеги, которые занимаются этими проблемами.

- За долгие годы International Alert добилась впечатляющих успехов в решении поставленных перед нею задач. Не могли бы вы рассказать нашим читателям о них и об IA в целом?

- International Alert – это одна из ведущих в мире неправительственных организаций, занимающихся миротворчеством и оказывающих помощь в урегулировании конфликтов. Работа ведётся с 1986 года, причем в настоящее время он проводится почти во всех существующих или бывших конфликтных местах мира, а это 24 региона. Они в Евразии (Южный Кавказ и Средняя Азия), Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии, Западной, Центральной и Восточной Африке, а также Латинской Америке. Кроме того, International Alert имеет программы по проблемам, связанным с конфликтами в мире в целом. Они по связи конфликтов с вопросами безопасности, экономики, изменения климата, эффективностью гуманитарных миссий и пр.

Помимо главного, размещенного в Лондоне, наши офисы находятся еще в 12 регионах мира, причем, наверное, их число будет увеличиваться. В International Alert работают люди около 50 национальностей. Сама я болгарка, работаю в этой организации свыше 10 лет и занималась конфликтами на Балканах, Южном Кавказе, Средней Азии и Ближнем Востоке. В разных регионах мира мы работаем по-разному. Работа, отмечу, строго беспристрастная, ведется с гражданским обществом, СМИ, предпринимателями, представителями политических партий и государств, депутатами, религиозными и другими гражданскими лидерами. Мы помогаем всем вовлеченным в конфликт сторонам, эффективнее их урегулировать и добиться наступления прочного мира.
Что же касается наших успехов, не хотелось бы перечислять, поскольку они в прошлом, а нам надо идти вперед.

- Вы много раз посещали Баку. Какие изменения бросаются в глаза? Развиваются ли подобными темпами другие посещаемые вами города и в частности Ереван?

- Когда я приезжаю в Баку, а порой это бывает один-два раза в месяц, первая моя мысль, когда выхожу из аэропорта, такая – как сильно изменился ваша столица, насколько она отличается от того города, что я десять лет назад видела впервые. Новые дороги, новые здания и сооружения – это, конечно, сразу бросается в глаза. Каждый раз я вижу что-то новое. Естественно, Тбилиси и Ереван тоже меняются. Но мне хотелось бы, чтобы люди могли узреть эти перемены сами. Чтобы армяне могли приехать в Баку, а азербайджанцы - в Ереван, и увидеть, как их соседи живут сегодня.

Беседовал Рафаэль Мустафаев
# 1419
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#