Мутная история жизненного источника
«Земля – водная планета, на которой качество воды определяет качество жизни. Хорошая вода -хорошая жизнь. Плохая вода – плохая жизнь. Нет воды – нет жизни», - сказал новозеландский яхтсмен, специальный посланник ООН по окружающей среде Питер Блэйк.
Трудно не согласиться с Блэйком. Особенно, если пользуешься содержимым водопроводов в Азербайджане. Давайте честно, качество воды на Абшероне всегда вызывало подозрения. Проблемы с желудком, волосами и зубами приписывали ее разрушительным свойствам. И вроде бы в последнее время налажена бесперебойная подача воды в некоторых районах города - запах, цвет и остаточный известковый налет, украшающий наши чайники изнутри, никак не свидетельствуют о том, что наши водоочистные установки работают под чутким руководством, а не сами по себе.
О неутешительных цифрах.
Сегодня был опубликован отчет «Финансирование ЦУР в Азербайджане», подготовленный совместно Национальным координационным советом по устойчивому развитию Азербайджанской Республики, Министерством экономики и Фондом населения Организации Объединенных Наций.
В нем говорится, что Азербайджан к 2040 году займет 18-е место среди 33 стран с наибольшим количеством проблем с водой. А по прогнозам, к 2025 году Азербайджан окажется среди 13 стран с самыми низкими запасами воды на душу населения.
А еще в марте 2023 года заместитель министра экологии и природных ресурсов Вугар Керимов на брифинге «Причины нехватки воды в стране и текущая ситуация» сообщил, что по объему водных ресурсов Азербайджан занимает 140-е место, а по объему воды на душу населения Азербайджан - 90-е место в мире. И в октябре сего года представитель Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН Мухаммад Насар сообщил, что наша страна все же входит в число 20 стран, наиболее страдающих от нехватки воды. Самое важное, отметил он, что всего 3-4 процента водных объектов в мире могут быть использованы в качестве питьевой воды.
Называется - приехали.
Кому верить?
Почти через два года мы окажемся в чертовой дюжине, да еще с нехваткой питьевой воды на душу населения. И если наши владельцы огородов не перестанут поливать редис и укроп питьевой водой, то час Х придет раньше. Напоминаем, питьевой водой у нас называется то, что вытекает из кранов. А вытекает у нас следующее…
Например, в Хатаинском районе вода идет мутная, после кипячения которой на дне и стенках чайника обязательно остается белый налет. В Сабунчинском районе вода крайне неприятная на вкус. Не спасает даже фильтрация, и не только в отношении вкуса. Ржавый осадок остается даже на дне кувшина с фильтром из активированного угля. В некоторых районах города вода имеет активный запах хлора. В этой связи в последние годы большинство жителей Баку обзавелись дорогостоящими очистительными устройствами, встраиваемыми в водопроводную систему, а те, кто поскромнее - простейшими кувшинами со сменными угольными фильтрами. Кроме того, стало хорошей традицией закупать бутилированную воду, и не только в квартиры, но и в офисы.
И тут, конечно, задаешься вопросами: по какой причине вода стала такой, что произошло с очистительными сооружениями и проводится ли вообще проверка питьевой воды санэпидемиологическими службами? Шутки-шутками, а плохая вода может быть источником заражения, к примеру, гепатитом А.
Как заявил Vesti.az главный технолог ОАО «Азерсу», начальник отдела контроля технологических процессов и водной безопасности Джамиль Бабаев, город Баку и Абшерон снабжаются водой из пяти источников. Первый, Джейранбатанское водохранилище, на котором установлен комплекс водоочистных установок, таких как фильтры тонкой очистки, а также классические системы (грубой) очистки.
«Также город снабжается небольшим объемом очищенной воды из Куры. Другой источник воды - из 80-88 субартезианских скважин, то есть подземных вод, доставляемой в Баку посредством канала Огуз-Габала-Баку. И самый старый, эксплуатируемый долгие годы источник - Шолларская и Хачмазская вода», - сказал он.
По словам Джамиля Бабаева, фильтры тонкой очистки являются самыми современными и инновационными, на которых вода из различных источников очищается от механических примесей, а также от бактерий, вирусов и микроорганизмов, и перед поступлением в водохранилище предварительно обеззараживается хлором.
«Процесс обработки воды проводится в течение 24 часов, процесс контроля над уровнем хлора в воде проводится операторами постоянно в онлайн режиме с помощью специальных датчиков. То есть, утверждения о превышении уровня хлора в каком-либо районе города не представляется реальным», - заявил главный технолог.
Он рассказал, что в соответствии с существующим государственным стандартом питьевой воды AZS 929:2023 «Питьевая вода. Гигиенические требования и контроль качества», содержание хлора у источника воды составляет 1 миллиграмм на литр, на выходе из водохранилища 0,3-0,5 миллиграмма на литр и конечным абонентам в соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения подается вода с содержанием хлора не более 0,2 миллиграмма на литр.
«В «Азерсу», особенно в переходные сезоны - летний-зимний или же зимний-летний периоды, от абонентов периодически поступают жалобы на запах хлора в воде. В этом случае выездные лаборатории акционерного общества «Азерсу» в присутствии абонента берут пробы воды у источника в квартире и предоставляют результаты анализов абоненту. То есть, да, запах является специфическим, но никакой опасности для человеческого организма он не представляет, и нет оснований для беспокойства», - сказал Джамиль Бабаев.
Главный технолог заявил, что во всем мире сейчас единственным способом, обеспечивающим безопасность питьевой воды, является использование газового хлора, а также других хлорсодержащих реагентов, будь они в газообразном или в жидком состоянии.
Джамиль Бабаев сказал, что даже на источниках воды, которые не нуждаются в очистке - Шоллар, Хачмаз, Огуз, Габала, для обеспечения безопасности вода обрабатывается хлором у источника, в таком же порядке это происходит и на реке Кура.
Что касается того, что в некоторых районах, поселках, а также в центре города наблюдаются случаи подачи мутной воды, то они, по словам главного технолога, носят локальный, кратковременный характер, это не тянется на протяжении нескольких дней или недель. Такие проблемы возникают в связи с авариями, проведением ремонтных работ, и они решаются в оперативном порядке. Конечно, если говорить о санитарно-эпидемиологической службе, то есть о Республиканском центре гигиены и эпидемиологии, то он является исполнительным органом, который непосредственно проверяет соответствие питьевой воды гигиеническим требованиям и отвечает за результат. В начале каждого года, согласно установленному порядку, согласованному с Центром, составляется график контроля качества и безопасности питьевой воды, а лабораторией «Азерсу» проводится ежедневный мониторинг. В таком же порядке, контроль осуществляется и на республиканском уровне.
«Естественно, бывают и отклонения. Государственный стандарт AZS 929:2023 «Питьевая вода. Гигиенические требования и контроль качества» содержит ряд положений, касающихся временных отклонений качества воды, неопасных для организма человека. Сюда входит кратковременная мутность или минеральный состав воды, которые могут содержаться в пределах, утвержденных Всемирной организацией здравоохранения», - сообщил представитель «Азерсу».
Джамиль Бабаев также заявил, что оценивать качество питьевой воды и ее безопасность по какому-либо одному параметру некорректно. Качество питьевой воды оценивается комплексом параметров, стандартом, который в общей сложности включает 110 важных физических, химических, микробиологических, а также органических показателей. Один из физико-химических показателей - это как раз показатель мутности воды. Естественно, временной, так как источника постоянной замутненности в республике не существует», - сказал он.
Большую опасность, по словам технолога, вызывают микробиологические показатели, то есть содержание в воде, к примеру, кишечной палочки, возбудителей болезней, патогенных бактерий, борьба с которыми проводится путем обеззараживания и дезинфекции воды хлором.
Получается, как ни крути, но от наличия хлора в нашей воде никуда не денешься. Как и от мутности. Несмотря на уверения технолога, настаивающего на том, что хлор обязателен и даже необходим, а мутная вода - явление временное, практика показывает, что нет ничего более постоянного, чем временное. А потому, продолжаем отовариваться фильтрами всевозможных конфигураций и молиться, чтобы к нам с мутной водой не занесло кишечные палочки.
Инара Мустафаева
Провал США в Красном море как зеркало современности: кто теперь контролирует мировой порядок? - МНЕНИЕ
Как бизнесмен из Москвы выиграл суд в Баку: Кондиционер на скамье подсудимых
Новый вектор торговли: Азербайджан укрепляет связи с Бразилией и Юго-Восточной Азией - ОБЗОР
Сделка с Москвой: Украина в НАТО в обмен на территории - АНАЛИТИКА
Рютте в Киеве, Байден с коллегами — на «Рамштайне»: чего ожидать? - ПРОГНОЗ
Индийская «мина замедленного действия» для Южного Кавказа: ряды провокаторов пополняются — ТОЧКА ЗРЕНИЯ