Расим Балаев: В Азербайджане не снимают хорошее кино - ИНТЕРВЬЮ
Сегодняшний гость Vesti.az - актер, воплотивший в советском и азербайджанском кинематографе множество ярких ролей и незабываемых образов. Бабек, Насими, Гусейн Джавид … Вы наверняка догадались, что мы побывали в гостях у народного артиста, председателя Союза кинематографистов Азербайджана Расима Балаева.
- Сейчас, когда вы являетесь председателем Союза кинематографистов, не скучаете по актерской работе?
- Было время, когда работа актера была очень интересной: в Азербайджане снималось много качественных фильмов, а мы, артисты, жили по определенному уставу.
Понимаете, Союз кинематографистов для актеров, которые здесь собираются, делятся своими проблемами, мыслями, получают нужные советы от своих коллег – родной дом. И ведь раньше так и было: мы обсуждали новые фильмы, начинающим артистам корифеи кинематографа давали дельные советы, в Союзе организовывали массу культурных мероприятий. Понимаете, в то время снималось настоящее кино и здесь кипела жизнь!
Но я не могу сказать этого сегодня. Сейчас все немного сложнее. В Азербайджане почти не снимают хорошие фильмы. И поэтому невольно задаешься вопросом: если кино не снимается, для чего тогда нужны мы, актеры?
- Неужели все настолько печально в стране с современной киноиндустрией?
- Возможно, я утрирую. Но меня очень радует, что сейчас к нашей сфере подключилось Министерство культуры Азербайджана и правительство стало уделять особое внимание кинематографу. Многие, в том числе и мы, артисты, искренне желаем, чтобы азербайджанское кино развивалось, вернулось на тот уровень, на котором оно было раньше. Очень хочется, чтобы наш кинематограф выработал свою концепцию развития. Сейчас, с сожалением можно констатировать, это развитие приостановлено.
- На фоне подобного застоя вас выбирают председателем Союза… Вы с оптимизмом смотрите в будущее отечественного кино?
- Предпосылки быть оптимистом однозначно есть. К примеру, создано Агентство кино, главным заказчиком которого будет Министерство культуры Азербайджана. Мы, в свою очередь, также можем предоставлять свои рекомендации Агентству. К примеру, рекомендовать привлекать к участию в съемках молодых талантливых актеров, чьи имена пока не столь известны.
Да, с одной стороны, я могу сказать, что отечественное кино переживает не самый лучший свой период. Но с другой - я вижу консолидацию Союза кинематографистов, Министерства культуры и Госагентства. Нас объединяет одинаковый взгляд на развитие азербайджанского кино. И сегодня основной целью является заново, по крупицам, собрать то, что являлось жемчужиной нашего кино и на основе этого строить кинематограф будущего.
- Вы надеетесь на скорое возрождение нашего кино?
- Сами понимаете, для этого понадобится не день, не неделя и даже не пара-тройка месяцев. Времени потребуется достаточно. Но мы все очень этого хотим и будем прилагать массу усилий, чтобы наш кинематограф был поднят на прежний уровень.
- Между тем нельзя не отметить, что в последние годы в стране молодыми режиссерами было снято достаточное количество неплохих фильмов и сериалов. По крайней мере зрительский рейтинг говорит об успешности этих проектов. Как вы их оцениваете со стороны своего опыта и профессионализма?
- Да, вы правы, какие-то фильмы и сериалы все же снимаются частными кинокомпаниями, но нам бы хотелось, чтобы главным заказчиком было все же государство.
Режиссеры, которые снимают картины самостоятельно, находят откуда-то деньги, спонсоров, часто работают благодаря собственным ресурсам.
Не хочу никого обижать, но реальность все же такова, что азербайджанский зритель не удовлетворен качеством местной фильмографии. Вы можете со мной поспорить, но я знаю, о чем говорю. Современные фильмы и сериалы, транслируемые по отечественным ТВ-каналам, пользуются популярностью у очень и очень немногих.
Я много, где бываю, беседую с разными людьми и постоянно слышу один и тот же вопрос: почему в Азербайджане перестали снимать хорошее кино? Большинство все же считает, что уровень современной отечественной кинематографии довольно средненький.
- И что, по-вашему, нам мешает снимать картины более высокого уровня?
- Начнем с того, что у нас мало хороших сценаристов, чей материал был бы действительно интересным и увлекательным. Мало режиссеров, которые могли бы создавать хорошую картинку, даже, если предложенный сценарий несовершенен. Мало актеров, которые умеют грамотно работать на камеру… А еще операторы, звуковики, костюмеры, гримеры…
Кинематография – это не всегда только про творчество, это коллективная работа индустрии профессионалов, от которой и зависит на выходе качественный и смотрибельный фильм.
Когда-то в запасе киностудии было порядка 20 сценариев, а сегодня этого запаса нет. В самом «Азербайджанфильме» трудилось 1200 человек, включая меня. А сейчас этот штат состоит из шестерых сотрудников.
Хуже, когда говоришь правду, и многие молодые коллеги обижаются, высказывают недовольство. А правильнее было бы принять реальность таковой, как она есть.
Поймите, я не против того, чтобы снимались новые современные сериалы и фильмы, но в этих работах должны присутствовать мастерство и профессионализм. Зрителя не обманешь, он все видит…
- Зритель часто ассоциирует актера с его героями и, согласитесь, что после съемок в таких фильмах, как «Бабек» и «Насими», для многих азербайджанцев вы являетесь героем. Вообще, историческое кино было собой фишкой нашего кинематографа. Почему бы не продолжить развиваться в этом направлении?
- Мы сейчас вернемся к тому, о чем говорили выше. Для того, чтобы снимать подобные фильмы, необходима профессиональная съемочная команда, талантливые актеры…
Покажите мне среди молодежи актера такого масштаба, как заслуженный деятель искусств АзССР Гусейн Сеидзаде. Возможно, я не знаю, и у нас есть тот, кто может встать вровень с азербайджанским писателем, драматургом, кинорежиссером, народным артистом Гасаном Сеидбейли? Где операторы и кинорежиссеры уровня заслуженных деятелей искусств Расима Оджагова, Арифа Бабаева?..
Пока еще, слава Богу, живы народный артист, режиссер и сценарист Огтай Миргасымов и его коллега по цеху Вагиф Мустафаев. Но они уже тоже, как и я, пожилые люди, а для того, чтобы сниматься, снимать, писать сценарии, необходимо хорошее здоровье.
Вы не представляете, в каких суровых условиях иной раз проходили съемки, в местах, лишенных малейших удобств, в 50-градусную жару, с раннего утра до позднего вечера с минимальным перерывом… В молодости все это переносилось относительно легко, и быстро забывалось.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев мечтал, чтобы отечественный кинематограф запечатлел на экране известных личностей Азербайджана, всех его героев, чтобы их имена помнили потомки, чтобы они были известны миру. И ведь это необязательно древнейшая история.
Возьмите ребят, победивших в 44-дневной Карабахской войне, любого из тех, кто вернулся или стал шехидом – это же готовые сценарии. Я беседовал с некоторыми из наших защитников, они воевали простыми солдатами, кто-то отправился туда сам, кто-то попал по мобилизации… Простые ребята, жившие мирной жизнью и ставшие героями войны. О них нужно рассказывать, чтобы и наш народ, и весь мир знали и помнили, каких сыновей рождает и воспитывает азербайджанская земля!
- Кинофильмы, снятые на «Азербайджанфильме» в советский период, сегодня стали классикой кинематографии. Как вы думаете, какие из наших фильмов, снятых за последние 30 лет, войдут в историю кино?
- Возможно, есть несколько фильмов, которым можно было бы пророчить, что в будущем они войдут в аналоги классического азербайджанского кинематографа и будут пересматриваться десятки сотни раз. Но, к сожалению, эти картины зритель так и не увидел…
- Почему?..
- Увы, ситуация на сегодня такова, что часто режиссерам приходится онлайн, на собственные средства отправлять отснятые картины на многочисленные международные кинофестивали. Именно они и проходят мимо отечественного зрителя, при этом получая высокие оценки у международного жюри. А ведь эти фильмы были созданы именно для наших зрителей, и, если мы не видим эти работы, тогда зачем их вообще снимать?
Если помните, много лет назад кинотеатры брали в прокат азербайджанские фильмы. Но сейчас они теряются среди ярких афиш зарубежных премьер и анонсов, которые к тому же рекламируются из каждого утюга. В советское время была такая структура, как Госкино. Неважно, нравилась она нам или нет, но, когда ее не стало, на этом месте оказался пустырь, на котором так и не было за все эти годы ничего построено.
- Чем занималось Госкино?
- К примеру, ежегодно для Азербайджана во ВГИКе (Всесоюзный Государственный институт кинематографии – ред.) выделялись места на режиссерских и сценарных факультетах. Там же проходили мастер-классы, на которых преподавали именитые актеры, туда отправлялись азербайджанские молодые артисты и студенты соответствующего факультета нашего вуза.
Сегодня обучение во всех зарубежных университетах платное, обмена студентами, по крайней мере в нашей сфере, не существует, и наши молодые таланты не имеют возможности выезжать за знаниями в другие страны.
Однозначно у нас есть талантливая молодежь, призванная писать прекрасные сценарии, снимать хорошие фильмы, но у них не всегда есть возможность продолжать учебу даже в наших вузах. Таким студентам необходимо оказывать всяческую поддержку, и было бы совсем хорошо, чтобы Министерство культуры отправляло нашу молодежь в тот же ВГИК за счет государственной программы, чтобы наши актеры, сценаристы, режиссеры имели возможность проходить мастер-классы у корифеев. Даже если результат будет виден через 5-10 лет, не страшно. Главное, чтобы он был.
Помню, как снимался в 1994-м году в двух турецких фильмах. Тогда их кинематограф был на очень низком уровне. Но, посмотрите, каким он стал сегодня!
Турция уже тогда начала отправлять своих студентов на учебу в США, Германию, Англию… Они, отучившись, вернулись на родину и стали работать во благо местной киноиндустрии. В итоге, на сегодняшний день турецкие фильмы и сериалы с удовольствием смотрятся не только в Азербайджане, они пользуются популярностью во многих странах мира. Я слышал, что турки продают свои кинопроекты даже в Бразилию, Испанию и Аргентину, которые просто славятся «мыльными операми». Вы представляете, какого большого успеха они смогли добиться? А ведь было время, когда азербайджанское кино было намного популярнее турецкого.
Понимаете, была нарушена сама система передачи опыта и знаний от старшего поколения младшему, от более опытного - менее профессиональному и т.д. Вот эту цепочку нам следовало бы восстановить.
- Считаете, еще не поздно?
- Конечно. И в этой связи у нас имеется множество предложений, которые будут сейчас рассматриваться Министерством. Понятно, что на это понадобится время, но я уверен, наладить и поставить на рельсы азербайджанский кинематограф нам удастся.
Мне кажется, уже в этом году можно начать отправлять наших студентов в различные страны, чтобы они там учились, обменивались опытом, становились настоящими профессионалами.
- А вам самому никогда не хотелось заняться написанием сценария?
- Я не писатель, и не сценарист. Я актер, и могу с радостью исполнить одну из ролей в фильмах, снимаемых молодыми режиссерами.
- Говорят, что между актерами вашего поколения и молодыми артистами идет «скрытая» война?..
- Нет никакой войны, это все глупости. Я пожилой человек, актер с огромным опытом съемок, но до сих пор иногда с восхищением наблюдаю прекрасную игру молодых актеров в той или иной картине. Не скрою, я сильно начинаю нервничать, когда вижу неграмотную актерскую игру некоторых наших артистов. Но на это же иногда просто смотреть невозможно!
- Внешность играет роль при поступлении в театральный вуз?
- Раньше на внешность обращали большое внимание – рост, вес, все это имело значение, но сегодня за этим никто не следит. А зря…
Это не значит, что брали только высоких красавцев, набирали на конкретные классы для будущих ролей. Изучали, какого типажа не хватает. Но прежде всего оценивали, конечно, талант.
- Какая главная проблема современных актеров?
- Для практики театральному актеру нужна театральная сцена, для киноактера - съемочная площадка. А что им делать, если этих площадок нет? Как быть?
В отличие от любой другой специальности актер не сможет доказать свой профессионализм знанием теории, он доказывает его игрой. Приходиться бегать по кинопробам, сниматься в эпизодах и надеяться, что тебя заметят и предложат настоящую большую роль. В принципе, так было всегда. Но сегодня молодежи выбиться, конечно, сложнее.
- У каждого актера есть роль-мечта, образ, который они хотят сыграть всю жизнь… У вас есть такая несыгранная роль?
— Это больше история про театр, не про кино. Например, Джафар Джаббарлы писал сценарии, уже зная, кто из актеров будет играть ту или иную роль. И по этой системе работают многие мировые киносценаристы и режиссеры.
У нас с этим сейчас сложно. Часто режиссеру вручают сценарий, который ему совсем неинтересен, он набирает актеров, которым также неинтересно участвовать в этих съемках. Но деваться некуда, альтернативной работы, увы, нет, и приходится соглашаться.
- Спасибо за интересную беседу!
Магда Ковалёва
Азербайджанский спектакль «Айседора» имел успех в Бресте-ФОТО
115 лет Иззет Оруджевой: Актриса, изменившая историю азербайджанского кино
Азербайджанский музей подписал меморандум о сотрудничестве с Эрмитажем
Наоми Кэмпбелл в Центре Гейдара Алиева -ФОТОСЕССИЯ
В Баку появилась звезда Уилла Смита
Умерла Микаэла ДеПринс, одна из самых известных темнокожих балерин