Лала Мамедова: Готовясь к каждой операции, я желала лишь вернуться после нее живой и здоровой к своим детям - ИНТЕРВЬЮ
Сегодняшняя гостья Vesti.az - исполнительница хита «Məktəb illəri», который не утратил своей яркости и популярности и в наши дни, заслуженная артистка Азербайджана, педагог и певица Лала Мамедова.
В беседе с нами Лала Мамедова поделилась мнением о современной музыке, рассказала о записи долгожданного музыкального альбома, о новом образе, поведала, что именно сподвигло ее изменить внешность и много еще чего интересного:
- В последнее время вы редко даете интервью журналистам, обосновывая этом тем, что для интервью необходим информационный повод. Сегодня есть такой повод? О чем вам хотелось бы рассказать читателям?
- Да, беседовать с представителями СМИ необходимо тогда, когда у артиста есть для этого повод. Рассказывать журналистам одну и ту же информацию считаю неправильным. Поэтому зачастую жду особых моментов для того, чтобы пообщаться с прессой. И сегодня у меня есть такой повод - мой новый образ, новый альбом и клипы. Как говорится, у солдата, который идет сражаться, должно быть в руках оружие. И к тому же я не любитель постоянно мозолить глаза зрителям. Необходимо, чтобы зритель успевал соскучиться.
Зимой этого года я выпустила новый альбом под названием «Darıxmışam», который состоит из шести песен. Также было снято два видеоклипа на новые песни из альбома. Над альбомом работали больше года. Бывало, записывали песню, но итоговая версия не нравилась, и приходилось записывать другие варианты. В этот раз перед зрителями я появилась в совершенно другом стиле и образе, манера исполнения композиций также отличается от предыдущих. До этого я исполняла песни в стиле местной эстрады, использовала звуки национальной музыки. Сейчас же мы решили использовать стиль, манеру «холодного» голоса.
- Новый альбом вы записывали в Турции, и клипы сняли там же. Многие решили, что вы переехали…
- Нет, я проживаю в Азербайджане, но по работе часто бываю в Турции. Последние пять лет работаю с замечательным стилистом и визажистом Эльнуром Гасановым. Результат его работы налицо. У Эльнура всегда много идей, и автором идеи, стиля моего нового альбома, которым я осталась очень довольна, тоже является он. Изменения вдохнули в мое творчество новую жизнь, привнесли особую атмосферу.
- Почему альбом называется именно «Darıxmışam» - это какое-то послание слушателям?
- Даже в период пандемии я была активна в плане своего творчества. Об этом свидетельствуют многочисленные видеоролики, которые есть на YouTube. Не думаю, что мои слушатели успели соскучиться по мне (смеется). Считаю, что во время пандемии я была одной из продуктивных исполнительниц нашей эстрады. Я даже давала концерт на открытом воздухе в Саду филармонии, на котором я исполнила 16 песен. В период пандемии мне не хотелось останавливаться, я стремилась продолжать свое творчество. Правда, на тот момент в целях безопасности я отказывалась от многих эфиров.
- Сегодня вас тоже редко можно увидеть на каких-либо развлекательных шоу-программах. С чем это связано?
- Я постоянно получаю приглашения на различные популярные передачи. Но я отказываюсь от многих, и на это у меня есть свои причины. Дело в том, что на развлекательные и музыкальные передачи на один эфир приглашают слишком большое количество исполнителей. Порой, кажется, что целью представителей телеканалов является «заполнить» эфирное время различными певцами. А это не совсем правильно, и делается ради рейтинга передачи. Раз приглашаете, каждому из музыкантов должно быть выделено время для исполнения композиций, для интересных разговоров. К чему приходить и сидеть в прямом эфире просто так?
Меня не устраивает нынешний формат телепередач, в связи с чем я и отвечаю часто на приглашения отказом. Думаю, учитывая мое творчество, которое радует публику на протяжении многих лет, я имею право что-то требовать и говорить. Хочется, чтобы на музыкальных передачах мне выделяли личное время и внимание.
- Вы внесли определенные изменения в свою внешность. Есть те, кому эти изменения нравятся, но не обходится и без тех, кто критикует. Как вы реагируете на критику?
- Где-то я понимаю критикующих - они привыкли видеть прежнюю Лалу Мамедову. Даже мои родные сестры никак не могут привыкнуть к моей новой внешности, говорят, что на меня непривычно смотреть (смеется). Мы не можем оставаться прежними, люди меняются, но, конечно же, если бы ни сцена, наверное, я не пошла бы на эти изменения. Потому что каждая пластическая операция - большой риск для жизни. Готовясь к каждой операции, я желала одного: вернуться после нее живой и здоровой к своим детям и близким мне людям. По поводу критики скажу так - у каждого человека есть личное мнение, я отношусь к мнению других с уважением и не осуждаю даже за негативные высказывания.
Главное, последние изменения в моей внешности пришлись мне по душе. Я себе нравлюсь, довольна, и вполне комфортно себя ощущаю. Считаю, что приняла правильное решение, обратившись к профессиональным врачам.
- Насколько нам известно, вы довольно начитанный человек: в своих прежних интервью вы упоминали в числе своих любимых писателей Франсуа́зу Сага́н, Джека Лондона, Агату Кристи, Драйзера, Габриэля Гарсию Маркеса. В качестве настольных книг указывали произведения Ницше, Ошо, Фрейда. Пополнился ли на сегодняшний день список любимых писателей, и как часто вам удается читать?
- Конечно, пополнился. К примеру, недавно я приобрела на книжном фестивале произведение Марка Леви «Те слова, что мы не сказали друг другу», но я еще не начала читать эту книгу. Совсем недавно прочла книгу Новруза Асланова «Вселенский кризис (Приподнимая завесу)». Также нравятся стихи Нигяр Гасан-заде, Айсель Ализаде, Шахрияра дель Герани. Но отмечу, что в последние годы у меня остается все меньше и меньше времени для чтения, что, конечно же, меня огорчает. Раньше я читала всегда и везде: в самолете, дома, на отдыхе. Я продолжаю покупать книги, потому что привычка осталась, но как раньше уделять особо время чтению не получается. Читая, я отстраняюсь от окружающего мира и полностью погружаюсь в книгу.
- Что вы можете сказать о современной азербайджанской литературе, есть ли произведения каких-либо молодых писателей, что произвели на вас впечатление?
- Безусловно, талантливые писатели в Азербайджане есть. Правда, встречаются и такие произведения, после прочтения которых понимаю, что потратила время зря. Я не буду перечислять авторов таких книг, ведь их произведения могут понравиться другим читателям. Часто встречаются современные произведения, после прочтения которых они кажутся мне примитивными, неинтересными. Такие произведения работают на эмоции, но не вызывают трепещущего восторга, удовольствия от прочитанной книги, не приводят к какому-либо результату.
- У вас были некоторые неприятные моменты с бывшим мужем, вы даже подавали в суд по поводу алиментов. Какие у вас сейчас с ним отношения? Общаются ли с отцом дети?
- Я позволяю дочкам видеться с отцом, ведь мама не сможет заменить папу, как и папе не удастся заменить маму. Скажу откровенно, я хотела бы, чтобы между моими дочками и их отцом были добрые, теплые отношения. Но с противоположной стороны нет такой же отдачи, а заставлять кого-то насильно общаться с нами мы не можем. На сегодняшний день у нас с дочками все хорошо, мы с детьми привыкли жить своей счастливой, маленькой семьей, которая состоит из моих двух девочек и меня.
- Вы как-то говорили, что планируете во второй раз создать семью. Еще не встретили того самого человека, и не будут ли дети выступать против?
- Говорят: «Никогда не говори никогда!». Я считаю, что мужчина должен быть настолько сильным, чтобы суметь осилить женщину-артистку, женщину из мира искусства. На самом деле это очень сложно. На свет творческих личностей всегда собирается множество людей. Есть те, кто вдохновляются нами, но есть и те, кто, став обладателем этого света, начинают ощущать себя властелинами мира!
Видимо, это происходит из-за их личной внутренней слабости, неуверенности в себе. Часто эти «властелины мира» пытаются затушить свет артиста, уничтожить его, приглушить, словно самоутверждаются таким образом. Поэтому, как я сказала выше, выбрать женщину-артистку не каждому по плечу, это сложная задача.
Пока я не задумываюсь о своей личной жизни. Может случится так, что в один из дней я встречу того самого, сильного мужчину. И конечно же будут учтены не только его духовные плюсы. Мои девочки должны немного подрасти, после чего можно будет подумать о себе.
- Из ваших прежних интервью складывается впечатление, что у вас были непростые отношения с матерью. А вы сами как строите взаимоотношения с дочерями? Можно ли их охарактеризовать как «дружеские», могут ли они вам обо всем рассказать, не боясь столкнуться с осуждением и непониманием?
- Моя мама до сих пор после моих выступлений говорит: «Почему у тебя одно плечо было открыто?» (смеется). Мама у меня была всегда строгой, много лет она преподавала политологию и политэкономику. Это ее право, она хочет видеть меня хорошей матерью и послушной дочкой. Кем бы мы ни были, мы всегда будем детьми своих родителей. У меня с моими девочками замечательные отношения. Они доверяют мне, а я им. В каких-то аспектах я вмешиваюсь в их жизни, принимаю участие, несмотря на то что предоставляю им полную свободу. Я обязательно должна быть в курсе всех их дел. Старшая дочка более независимая, ей уже 17 лет. Бывает, приходится объяснять что-либо, говорю: «Наргиз, тут ты мыслишь не совсем правильно». Но сколько бы я ни говорила и не пыталась направлять дочек в нужное русло, каждый человек должен усвоить для себя свой жизненный урок.
- Может ли случиться так, что вы когда-нибудь отдалитесь от творческой деятельности?
- Никогда! Творчество - это я, не могу себя представить без него. Мои слова могут быть восприняты как пафос, но это правда. Думаю, если распрощаюсь с музыкой, отдалюсь от музыки, то окажусь никому не нужным и неинтересным человеком, так как я себя нахожу в творчестве. В музыкальную сферу я пришла не с мыслью заработать большие деньги или стать популярной, нет. Я выросла в хорошей, благополучной семье, и пришла в музыкальную сферу не из-за нужды, а из-за любви к музыке. Жить без музыки, песен я не смогу.
- А вам предлагали сняться в кино? В какой роли вы себя видите и какую роль из старых азербайджанских фильмов хотелось бы сыграть?
- Я снималась в эпизодической роли в фильме о Мирзе Фатали Ахундове «Sübhün səfiri», где главную роль сыграл замечательный актер, народный артист Азербайджана Расим Балаев. Я сыграла маленький фрагмент, выступив в роли Шоли ханум - жены визиря Лянкяранского ханства. У меня была и главная роль в фильме, который был снят Азербайджанским государственным телевидением. Это фильм-спектакль по произведению поэтессы Нурангиз Гюн «Qırmızı kərpicli evin nağılı», который рассказывает историю жизни писательницы. Я не являюсь профессиональной актрисой, но попыталась своей игрой донести до зрителя чувства, эмоции, вжилась в роль. Многие говорили, что у меня неплохо получилось.
А что касается вашего вопроса, то мне хотелось бы сыграть серьезную психологическую роль. Бывает, жизнь нас жестоко испытывает. Порой я ощущаю себя 70-80 летним человеком. Случается так, что происходят ситуации, после которых я думаю: мне ведь никто об этом не говорил, не рассказывал, откуда я могла знать об этом наперед? Словно какие-то ситуации я проживала в другой жизни, и поэтому в этой я их прохожу по-другому, или не позволяю им случиться. Сыграла бы образ Сары хатун, Хаджар, Нигяр. При этом я понимаю, что известных личностей играть намного легче, чем роль обыкновенной женщины, ведь суметь показать жизненный путь обычного человека, его переживания и эмоции очень сложно.
- Что вы можете сказать о качестве музыки, которая исполняется сегодня на местной эстраде?
- Музыка, которая звучит сегодня, звучала всегда, во все времена. Дело в том, что в советское время существовал определенный контроль, и многие исполнители и их песни не допускались до эфиров. А сегодня это дело не контролируют, пропускают все подряд. Разница в том, что сегодня эти исполнители на виду, постоянно выступают. В связи с чем зрители думают: раз эти певцы выходят в прямой эфир, значит их выбрали, они популярные, и я должен их смотреть, слушать, аплодировать им.
Знаете, мне очень жаль наш труд - труд настоящих артистов. Помните башни-близнецы в Нью-Йорке, которые были уничтожены террористами 11 сентября? Вот они - как наше творчество. Мы - творческие люди, которых осталось немного, строим, поднимаем азербайджанскую музыку на высоту, оберегаем, и вдруг - взрыв! Каким-то неизвестным исполнителем выпускается сомнительная композиция, которая набирает миллионы просмотров! Это вызывает большое удивление: каким образом на подобные незначительные композиции (а их немало) набирается огромное количество просмотров? Удивительно, почему толпы людей идут за подобными бессмысленными песнями?
В этой связи вспоминается замечательный азербайджанский фильм «Бахтияр». Разве смог герой фильма - обладатель замечательного голоса, чего-то достичь, связавшись с директором клуба Агабалой? Смог написать историю? Поступи Бахтияр по-другому, к примеру, начни он заниматься в консерватории с профессиональным учителем, и его судьба сложилась бы иначе.
Получается, в то далекое время были такие же проблемы, как и сейчас. Мне хочется, чтобы исполнители, за композициями которых идут массы, выпускали качественную музыку, ведь тогда она благоприятно будет действовать на слушателей.
- Почему основным источником заработка многих наших артистов являются свадьбы, а не концерты?
- Концерты - это совсем другая система, нежели выступления на торжественных мероприятиях. Для организации концерта требуются большие финансы, которых нет у большинства артистов, поэтому большая часть певцов спасаются за счет выступлений на свадьбах. Раньше существовали учреждения, которые занимались организацией концертов артистов в различных городах и районах нашей республики, в домах культуры.
Я очень хотела бы, чтобы сегодня была создана такая организация, которая будет отправлять нас, артистов, как раньше, на концерты в госпитали, школы, деревни. Знаете ли вы, насколько можно поднять исполнением дух людей, живущих в отдаленных районах? К примеру, в последние годы стали часто организовывать концерты, посвященные матерям шехидов, чтобы поддержать и облегчить боль от потери ребенка. Думаю, неправильно организовывать концерты временно и связывать их с какой-то датой. Концерты необходимо организовывать постоянно. Не все же наши граждане, живущие в Азербайджане, имеют возможность приезжать на концерты в столицу. Мы артисты должны ездить к ним и наполнять их сердца радостью посредством нашего творчества.
- Почему сегодня не звучат шедевры, песни, которые были бы любимы на протяжении долгих лет? Такие, как, к примеру, ваша песня «Məktəb illəri»?
- Как я уже отметила, сегодня прямые эфиры заполнены песнями-однодневками. И многие уважающие себя композиторы не пожелают, чтобы их произведения исполняли артисты, имеющие в репертуаре песни сомнительного качества. В Азербайджане есть талантливые композиторы, пишутся красивые мелодии. Есть и немало талантливых исполнителей, среди которых стоит отметить воспитанников проекта «Azeri star», участников различных фестивалей мугама.
Но дело в том, что певцы, исполняющие мугам, не всегда могут петь в других жанрах, так как у мугама он особенный, у него своя манера исполнения. Народный артист, заслуженный деятель искусств, композитор Васиф Адыгезалов говорил: «Не смотрите на песенный жанр как на легкий…Когда исполняете оперу или мугам, вы являетесь продолжателями традиционного исполнения». То есть, эти исполнители не вносят новшества в эти жанры музыкального искусства. А в песенном жанре певец в течение 3-4 минут во время ритмической песни должен показать свои способности, талант, красоту своего голоса, характер, а также психологические, драматические особенности песни.
- Хотите, чтобы ваши дочки пошли по вашему пути, стали певицами?
- Если они - обладательницы большого таланта, я не буду против. Но пока я не вижу у своих девочек большой любви к музыке. Лично я, когда была в их возрасте, постоянно пела и занималась музыкой, меня никто не заставлял. Да я и не знала, что стану певицей, не могла представить себя на сцене. Я пела потому, что мне это нравилось. У моих девочек другие предпочтения, но, если вдруг так получится, что одну из них притянет музыка, я, конечно же, ее поддержу.
- Спасибо за интересную беседу!
Магда Ковалёва
Рамал Исрафилов разыграл телеведущую в прямом эфире
Эллен Дедженерес покинула США из-за победы Трампа
Бойфренд Селены Гомес о первом свидании: «Позвала первой»
Мехрибан Ханларова оказалась в центре скандала в прямом эфире-ВИДЕО
Лукашенко признался, что слушает Эмина Агаларова-ВИДЕО
Свобода, пчелы и музыка: Азад Шабанов вернулся с необычным проектом-ВИДЕО