Рост подростковой преступности в Азербайджане: кто виноват и что делать? - ЭКСПЕРТ
Подростковая преступность в Азербайджане за последний год выросла. Согласно данным Государственного комитета по статистике, в 2023 году детьми в возрасте от 14 до 17 лет были совершены 364 преступления, из которых 46 тяжких и особо тяжких. Годом ранее подростками было совершено 311 преступлений – по сравнению с прошлым годом цифры подросли на 14%. Больше всего таких преступлений было совершено в столице.
Всего в 2023 году в органы внутренних дел были доставлены 5 446 несовершеннолетних (годом ранее – 4 805), подавляющее большинство – юноши. Среди несовершеннолетних были выявлены случаи употребления алкоголя и наркотиков, занятие попрошайничеством и т.д. Порядка 800 подростков привлекли к административной ответственности, что в два раза больше, чем в 2022 году. Число тяжких и особо тяжких преступлений, как отмечают эксперты, практически не увеличивается. В основном, преобладает воровство.
Рост преступлений среди детей не может не вызывать опасения. И, безусловно, если пустить все на самотек, станет только хуже. Все чаще происходят случаи жестокости среди подростков, о чем свидетельствуют и недавние случаи буллинга, получившие широкий общественный резонанс. Можно, конечно, списать все на издержки «трудного возраста» и юношеского максимализма. Но причина, конечно, не только и не столько в этом, сколько в негативных жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются несовершеннолетние. Это безнадзорность, жизнь в асоциальной семье или в семье с плохим микроклиматом, отсутствие необходимой психологической поддержки и т.д. Так почему в стране растет подростковая преступность и как изменить эту тревожную тенденцию?
Исполнительный директор неправительственной организации «Надежное будущее» Кямаля Ашумова заявила Vesti.az о том, что тенденция роста преступлений, совершаемых несовершеннолетними, наблюдается сейчас не только в нашей стране, но и во всем мире. Свое негативное влияние оказывают некоторые онлайн игры, провоцирующие у них агрессию, неконтролируемое использование детьми и подростками интернета, что приводит к посещению ими ненужных, травматичных для их психики, сайтов и групп, а также отсутствие просвещения.
О том, что проблема действительно масштабная, говорит уже тот факт, что в сенате США были проведены публичные слушания, где присутствовали представители известных соцсетей. Перед ними поставили вопрос: «Что они сделали для защиты детей от буллинга, порнографии и другого вредного контента на этих платформах. Кстати, в конце 2023 года родители более 60 подростков подали иск против Snap за то, что платформа, по их мнению, способствовала приобретению наркотиков их детьми, пострадавшими от передозировки. При этом, руководители соцсетей признали, что те могут оказывать вредное влияние на подростков и готовы инвестировать в повышение уровня безопасности.
По словам К.Ашумовой, современные технологии нередко могут негативно влиять на поведение детей. Но что касается конкретно нашей страны, то, по ее убеждению, основная причина роста подростковых преступлений – в отсутствии налаженного сотрудничества между родителями, детьми и школой. Далеко не все родители осознают ту степень ответственности, которую они должны нести за ребенка и не понимают грань между родительской заботой и родительским долгом. Они думают, что достаточно обеспечить его всем необходимым, но не общаются, не знают, чем он живет и как. В итоге, ребенок чувствует себя ненужным семье, не может прийти и поделиться с ними своими проблемами. И в школе ему некому рассказать о том, что его беспокоит, а педагоги ждут только результатов от занятий и все.
Не найдя отклика дома и в учебном заведении, ребенок начинает искать общение в разных чатах или на улице, рискуя попасть в нехорошую компанию. Многие родители не знают, как правильно воспитывать своего ребенка, когда нужно сказать «нет», а когда поддержать. С другой стороны, чрезмерная любовь родителей тоже может повлиять на ребенка негативно, когда он чувствует свою вседозволенность.
И еще… Дома детям говорят вести себя тихо, в школе – не бегать на переменах, громко не разговаривать. А где им выплескивать свою энергию? Немногие сейчас могут позволить себе отдать ребенка в спортивную секцию или какой-то кружок. Во дворах нет места для того, чтобы дети играли – все занято машинами. Все, что им остается – это, опять-таки, сидеть в гаджетах…
Надо иметь в виду и то, что нередко сегодняшний преступник – вчерашняя жертва. Если человек, из-за которого несовершеннолетний пострадал, не понес никакого наказания, тот укореняется в мысли, что зло ненаказуемо, а значит можно вести себя так же.
С детьми, которые совершили правонарушения, необходимо работать – реабилитировать, осуществлять необходимый контроль и реинтеграцию их в общество.
«Что происходит сейчас? Если подросток что-то натворил, то этот случай во всех подробностях начинает муссироваться медиа. Зачастую, представители образования и правоохранительных органов рассказывают о произошедшем СМИ, заверяя, что сообщат о результатах расследования. Но это нарушение конфиденциальности и принципов Конвенции о правах ребенка, если упоминается личность несовершеннолетнего, какая-то информация, связанная с ним. Начинается бурное обсуждение того, как следовало бы с ним поступить, а надо сначала понять, что подтолкнуло ребенка к совершению этого поступка. И если копнуть поглубже, станет понятно, что почву для такого поведения создал кто-то из взрослых – член семьи, педагог, или другое окружение, формирующее его как личность», – высказала мнение эксперт.
Она также напомнила, что в ряде школ были приняты правила поведения учащихся, но вопрос, кто будет реинтегрировать детей, которые ведут себя неподобающе, агрессивно?
«Со школьными психологами дела обстоят совсем не так, как хотелось бы. Во-первых, их недостаточно, а они нужны, чтобы проводить хотя бы первичную реабилитацию, направляя сложных подростков при необходимости в реабилитационные центры. Во-вторых, до сих пор у них нет необходимой технической базы, мотивации для работы, отдельных комнат. Многие психологи не могут правильно диагностировать проблему. В Баку, возможно, лишь 10% психологов в школах, которые пытаются грамотно работать с детьми. Важно решить структурные и системные проблемы. Без этого никакая воспитательная программа в школах или что-то подобное эффекта не даст», – заявила она.
Что касается ювенальной юстиции, то в стране работает центр ювенальной юстиции, который работает с детьми, совершившими преступления. «Надежное будущее» эффективно сотрудничает в этой сфере с азербайджанским офисом ЮНИСЕФ и Министерством юстиции. В рамках национального плана действий реабилитационный центр работает с несовершеннолетними, находящимися в исправительном учреждении, в системе пробации, и с детьми, которые отбывают наказание дома, нося при этом электронный браслет. С теми же, кто находится на профилактической регистрации в полиции, работают детские инспекторы, но, по словам эксперта, эффективного результата можно добиться только привлекая психологов и социальных работников.
Эля Бельская
В субботу в Баку моросящий дождь и умеренный ветер
В Азербайджане изменены правила квоты трудовой миграции
Синоптики объявили «желтый» уровень ветра на пятницу
В Азербайджане количество трудовых пенсионеров увеличится на 8 тысяч человек
В Азербайджане ликвидированы Госцентр переводов и Центр языкового мониторинга - РАСПОРЯЖЕНИЕ
В пятницу в Баку пасмурно и северо-западный ветер