«Тегеран, сделав заявление в адрес Баку относительно Конвенции, сам до сих пор ее не ратифицировал» – ЭКСКЛЮЗИВ
Станислав Притчин, эксперт
«Если мы посмотрим на текст международной Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая была подписана в августе 2018 году в Актау, то 6 пункт статьи 3 говорит о том, что стороны обязуются не предоставлять свою территорию для вооруженных сил, не принадлежащих сторонам (каспийской пятерки – ред.)».
Об этом Vesti.Az заявил старший научный сотрудник российского Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Станислав Притчин.
«Соответственно, любого рода присутствие турецких военных, которые находились на учениях объединенных ВМС, является нарушением обязательств и норм Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, потому что с точки зрения юридической нормы есть, действительно, момент нарушения 6 пункта», – заявил С.Притчин.
Он напомнил, что Иран, сделав заявление в адрес Азербайджана относительно Конвенции, сам до сих пор ее не ратифицировал, поэтому документ о статусе Каспия еще не вступил в силу. По его словам, именно поэтому для официального Тегерана вопрос ратификации сейчас станет актуальным.
«Но если мы будем говорить о том, что действуют ли нормы Конвенции или нет, то стороны взяли на себя обязательства по выполнению пунктов, включенных в нее. Есть также и ряд документов, которые подписал Азербайджан. Например, декларация из 25-ти пунктов, которая была подписана на Втором саммите прикаспийских государств в 2007-м году в Тегеране. Одним из пунктов был как раз пункт о не предоставлении своей акватории для вооруженных сил третьих стран... Эти договоренности были подтверждены и рядом других соглашений, других заявлений», – добавил российский эксперт.
По его словам, несмотря на то, что Конвенция не ратифицирована, вопрос о недопущении ВС третьих стран в Каспийское море остается тем компромиссом, тем совместным решением, которые одобрили все пять государств для обеспечения региональной стабильности и безопасности.
«Тот факт, что Конвенция не ратифицирована, не означает, что эти нормы не работают и не адаптированы. Они регламентируются другими документами, участником которых является Азербайджан», – сказал аналитик.
Он подчеркнул, что других возможностей, кроме как пятистороннего формата на Каспии, нет, потому что, в целом, если мы посмотрим, каким образом конструктивно на протяжении 30 лет решались вопросы на Каспии.
«Были только один-два инцидента и то когда они решились, были решены стратегические вопросы. Сейчас мы видим позитив в отношениях Азербайджана с Туркменистаном. Видим определенную динамику Азербайджана с Ираном, поэтому здесь конечно сохранение добрососедства является очень важным фактором для продолжения формата сотрудничества в рамках каспийской пятерки, чтобы развивать экономическое сотрудничество в том числе потому что оставшиеся и неразведанные неиспользованные ресурсы Каспийского моря – это южные на границе Азербайджана и Ирана. Здесь важно соблюдать конструктивные, добрососедские отношения, которые бы позволяли и реализовать совместные экономические проекты, которые выглядят очень перспективно, особенно в условиях снижения в будущем санкционного давления на Иран», – сказал С.Притчин
Джафар Агададашев
Итоги COP29: Мировое сообщество в очередной раз стало свидетелем успешного лидерства Азербайджана - АНАЛИТИКА
Президент: Бакинское заседание COP войдет в историю как одна из величайших конференций COP
Глава МИД Великобритании: Соглашение, достигнутое на СОР29, стало важным шагом
Президент Алиев: COP29 — поворотный момент в климатической дипломатии
СОР29 стал триумфом Азербайджана – официальный Баку внес важный вклад в борьбу с глобальным изменением климата
Представитель ЕС: COP29 открыл новую эру климатического финансирования