Фархад Мамедов: Вовлеченность Азербайджана в ирано-израильский конфликт исключена - ИНТЕРВЬЮ
Век цифровых технологий, в котором мы живем, вроде бы должен способствовать тому, чтобы человечество стремилось к миру. К сожалению, эти самые технологии диктуют совершенно иные цели и задачи.
Человечество практически стоит на пороге третьей мировой войны, после которой выживут разве что тараканы и крысы. Планету опоясали войны, не оставляющие шансов на мир и стабильность. Россия, Украина, Израиль, Иран... И напряженность не то, что не спадает, она достигает пика.
Война на Ближнем Востоке нас не касалась до поры и времени. Однако после гибели лидера ХАМАС Исмаила Хания ситуация приобретает иной характер. И поэтому геополитический вектор, будучи заостренным на Ближнем Востоке, не теряет свою актуальность и на Южном Кавказе.
Так, Турция пытается образумить Армению посредством встреч на уровне спецпредставителей Анкары и Еревана. Но не все так просто, особенно на фоне резкого обострения конфликта между Израилем и Ираном, в ходе которого погиб один из лидеров ХАМАС Хания.
Да, региональный клубок интересов достаточно запутан. Распутать его в беседе с Vesti.az помог азербайджанский политолог, глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов.
- В Армении делают упор на том, что Анкара для потепления отношений требует открытия Зангезурского коридора. Ереван таким «поворотом» обеспокоен, но в данном случае может ли сработать принцип «горе побежденным»?
- Вопрос Зангезурского коридора еще более усложнился по той причине, что Верховный лидер Ирана Хаменеи высказался против любых форм коммуникаций, проходящих по территории Армении вдоль реки Араз. Вследствие чего, Ереван в данном вопросе переживает определенные сложности.
Если раньше Армения была не против вышеупомянутого маршрута, то сегодня существуют такие факторы, как Турция и Азербайджан, с одной стороны, и Иран – с другой. То есть, дилемма для Армении непростая.
-Армянская сторона то и дело заявляет о приверженности к миру. И в то же время, армянские провокации в Лачинском, Товузском, Кельбаджарском направлениях продолжаются. Неужели Ереван не извлек урок от столкновения с «железным кулаком»? На что делается расчет?
- Судя по всему, армянская сторона нагнетает ситуацию с расчетом на то, чтобы Минобороны нашей страны реагировало на провокации в форме пресс-релизов. Подобные провокации нацелены на то, чтобы не лишиться западной помощи. Как вы понимаете, речь идет о США, Франции и Евросоюзе.
Дело в том, что особых стычек на армяно-азербайджанской границе не происходит, и мыльный пузырь «азербайджанской агрессии» лопается на глазах. Поэтому армянской стороне необходимы провокации, чтобы оставаться «на плаву».
- Вопрос из другой области. Между Израилем и Ираном игра, как говорится, пошла в открытую. И если она перейдет в полноценную войну, Азербайджан, как региональный сосед Ирана, невольно будет вовлечен в данный конфликт. Наши действия?
- Вероятность прямого военного столкновения Израиля с Ираном очень низка. Да, возможны взаимные удары между этими странами, но хочу отметить, что наша страна в данные процессы вовлечена не будет.
Учитывая то обстоятельство, что Азербайджан, будучи региональным соседом с Ираном, имеет тесные стратегические отношения с Израилем, значит, что и вовлеченность Азербайджана в ирано-израильский конфликт исключена.
- И последний вопрос. Как вы считаете, радикально настроенные течения в Азербайджане могут создать очаг напряженности в стране под ирано-израильскую шумиху? Уж больно внешним силам не по душе проведение в Азербайджане конференции COP29…
-По большому счету эти самые радикальные течения «обезглавлены». Кроме того, наша правоохранительная система достаточно профессиональна, чтобы пресекать такого рода поползновения. И даже, если «спящие ячейки» будут разбужены, то наши силовики дадут на это вполне адекватный ответ.
Фарид Теймурханлы
Израильский министр возложила цветы на могилу Альберта Агарунова в Баку-ФОТО
Уралоглу: Армения заинтересована в Зангезурском коридоре
В Азербайджане сформирован новый состав Комиссии по борьбе с коррупцией
Ильхам Алиев направил обращение участникам 12-й Генассамблеи ICAPP
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Гаджиев раскритиковал американское издание Politico