Турки должны быть благодарны армянину за свой алфавит – ДИЛАЧАР СПЕЛ ПРИ АТАТЮРКЕ ПЕСНЮ?
Армянский филиал российского государственного агентства «Спутник» продолжает наносить ущерб российско-турецким связям провокационными публикациями. Так, на днях вышла публикация Жанны Погосян, посвященная лингвисту Акопу Дилачару-Мартаяну.
По мнению автора публикации, Мартаян «внес огромный вклад в историю Турции». Отмечая, что в Стамбуле существует улица с названием «Дилачар», которая отражает только турецкое прозвище Мартаяна, автор статьи делает вывод, что упоминание армянского имени могло бы спровоцировать массовые беспорядки. Только вот с какой стати? Разве в Стамбуле не существуют улицы носящие имена таких деятелей армянского происхождения как Оганес Дадьян, Грант Динк, Ара Гюлер, Нюбар Терзиян и других?
Да и руководство Турции неоднократно отмечало заслуги этнических армян в развитии страны. К примеру, в 2009 году на третьем съезде партии Справедливости и Развития Реджеп Тайип Эрдоган отметил, что если «Турция проигнорирует Татьоса Эфенди (турецкий композитор, урожденный Эньсерчян – ред.), она потеряет половину своих песен».
Что касается заслуг Дилачара то, «Спутник Армения» отмечает, что «без него у современных турок не было бы ни алфавита, ни, собственно, языка, на котором они сегодня общаются и пишут». Это глупое заявление уже превратилось в пропагандистское клише, на протяжении многих лет тиражируемое армянской пропагандой. Достаточно ознакомиться с историей перехода Турции на латинизированный алфавит, чтобы узнать роль Дилачара.
Новый алфавит был учрежден по личной инициативе основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Он лично участвовал в работе комиссии и провозгласил мобилизацию сил в деле продвижения новой письменности, много ездил по стране, объясняя новую систему и необходимость её скорейшего внедрения.
Комиссия по языку предлагала пятилетний срок внедрения, но Ататюрк сократил его до трехмесячного. Изменения в письменной системе были закреплены законом «Об изменении и внедрении турецкого алфавита», принятого 1 ноября 1928 года и вступившего в силу 1 января 1929 года закон сделал обязательным применение нового алфавита во всех общественных публикациях.
В 1932 году по приказу Ататюрка была создана комиссия по очищению турецкого языка от иностранных слов, которую и возглавил тюрколог Акоп Мартаян, живший до этого в Болгарии и не имеющий никакого отношения к разработке турецкого алфавита. В 1935 году за свою деятельность Ататюрк прозвал Мартаяна Дилачаром.
А в ангажированной статье «Спутник Армения» отмечается, что Ататюрк «в 1923 году поручил Мартаяну осуществить реформу турецкого языка - перевести османско-турецкий язык с арабицы на латиницу». Уважающее себя издание проверило бы вышеприведенное факты, прежде чем публиковать несусветную глупость армянской пропаганды.
Автор публикации также претендует на то, что Мартаян внес некоторые изменения в предложение турецких лингвистов относительно фамилии Мустафы Кемала, поменял местами слова и получил и по сей день известную фамилию Ататюрк.
Фамилию для Мустафы Кемала предложил глава Общества исследования турецкого языка Саффет Арыка 26 сентября 1934 года в ходе церемонии, по случаю праздника родного языка. До этого турецкий лидер рассматривал 13 вариантов для выбора себе фамилии.
Что касается истории о том, что Дилачар спел при Ататюрке песню, посвященную Андранику Озаняну, то никакие другие источники, кроме армянских, об этом не свидетельствуют. Скорее всего, эта история выдумана, так же, как и то, что Дилачар создал новый алфавит. Армянские пропагандисты - мастера выдумывать все, что угодно, вплоть до своего «геноцида»....
Заур Нурмамедов
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ
Ядерная дилемма Тегерана: к чему приведут колебания Ирана? - АНАЛИТИКА
Что несут миру Путин и Трамп: новый мировой порядок или глобальный хаос?.. - СИТУАЦИЯ
Политика подмены понятий, или Как отрабатывают деньги российские националисты - МНЕНИЕ-ВИДЕО
COP29 в Баку: Единый углеродный рынок стал реальностью - ОБЗОР