Он мечтал справить свадьбу сыновей в Кельбаджаре…

 Он мечтал справить свадьбу сыновей в Кельбаджаре…
2 апреля 2009
# 10:00
Сегодня 16-я годовщина со дня оккупации Вооруженными силами Армении Кельбаджарского района Азербайджана…

В Кельбаджарском селе Сыныгкился не было никого, кто бы ни знал Эльдар киши. Но в Гяндже, где он живет сейчас, вряд ли кто знает Эльдара Исаева. Когда-то аксакал большого села, бухгалтер сельсовета Эльдар киши, теперь живет жизнью беженца в одном из общежитий Гянджи. В этом году исполняется 16-ый год его скитальческой жизни, разлуки с родным домом…

Эльдар киши вспоминает дни, когда ему пришлось покинуть родной очаг: «Можно содрогнуться от неожиданности, когда в тишине вдруг что-то взрывается. Сердце выскакивает из груди. Наш побег из дома можно сравнить с этим. Жили тихо и мирно. Что и как потом произошло – до сих пор не могу не понять. Единственное, что я сейчас понимаю – мы должны смириться со своей судьбой».

Наш собеседник Эльдар Исаев родился в селе Сыныгкился Кельбаджарского района в 1941 году. Вся его жизнь прошла в этом селении. Он и женился, и работал здесь, приобрел уважение. Говорит, что в свое время у него было все. Работал бухгалтером в сельсовете, построил себе дом. Были двое детей. Думал женить своих сыновей в родной деревне. Но как говорится: человек предполагает, а Бог располагает. Когда армяне начали оккупацию Кельбаджара его сыновья – Вугар и Элим учились в средней школе. Вугар был учеником 11-го, а Элим 9-го класса.

Эльдар киши рассказывает: «Сейчас оба они взрослые мужчины. Мне не удалось справить свадьбу ни одного из них в Кельбаджаре. И сейчас мы не можем жить вместе, в общежитии слишком тесно. Вугар живет в Баку, работает учителем. А Элим живет в Гяндже».

В ночь на 31 марта им пришлось поспешно бежать из деревни, и ничего не удалось взять из дома. Сначала они приехали в Евлах. Но не смогли найти там места для жилья. Так как беженцы в основном заселялись в свободные здания. А в Евлахе не было ни общежитий, ни свободных школьных зданий. От безвыходности они приехали в Гянджу. И с тех пор живут здесь. Эльдар киши не может жить с сыновьями, но живет воспоминаниями. Он до сих пор не может поверить в то, что разрушен дом, в котором он жил, здание Совета, в котором он работал. «Если бы раньше нам кто-то сказал о том, что нам придется уйти из собственных домов, жить жизнью скитальцев – мы бы рассмеялись ему в лицо. А сейчас вспоминаем эти дни и плачем. Значит, в этой жизни все может случиться».

Напомним, что Кельбаджарский район является самым высокогорным районом Азербайджана. Большую часть территории занимает лес. В районе было расположено 132 населенных пункта.
Оккупация Кельбаджарского района началась с двух сторон: с территории Нагорного Карабаха и одновременно с Армении. В результате этих действий, судьба гражданского населения стала трагической. Все вертолетные площадки обстреливались, а прорвавшимся вертолетам не повезло: уже в воздухе с людьми на борту их сбили армяне. Для беженцев осталась только одна дорога – через Муровдаг. Перевал был еще закрыт снегом, но люди шли. У них не было другого выбора. Это был страшный исход: старики, женщины, дети. Пробиваясь сквозь снег и туман, обмороженные женщины несли детей, старики в полуобморочном состоянии несли пожитки. Армяне предприняли попытку закрыть перевал – слева, прямо на дорогу выскочили два армянских танка Т-72. Они стали стрелять по безоружным людям из крупнокалиберных пулеметов в упор...

Во время оккупации Кельбаджарского района погибло 55 военнослужащих, 220 гражданских лиц, сотни мирных жителей получили ранения, 321 человек попали в плен, 29 военнослужащих и 119 мирных жителей пропали без вести.

Юсиф Керимов
# 897
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#