Режиссер Эльвин Ахмедоглу: Стоит задуматься, что мы оставим в истории кинематографа - ИНТЕРВЬЮ
Сегодняшний гость Vesti.az — режиссёр, сценарист и человек, который не боится задаваться вопросом: какое место азербайджанский кинематограф займёт в мировой истории. С первых минут интервью с Эльвином Ахмедоглу становится ясно, он настоящий творец, который стремится раскрывать малоизвестные страницы прошлого. Вдохновляясь величием собственных героев, наш визави предлагает зрителю погрузиться в мир, где кино — это не просто искусство, а способ оставить потомкам культурное наследие и показать, каким может быть Азербайджан на широком экране и в жизни.
Его новый проект «Səma xanımı», посвящённый Лейле Мамедбековой, первой женщине-пилоту Востока, которая является символом смелости и независимости, также об этом. В беседе с Эльвином Ахмедоглу открывается не только история о женщине, летевшей против ветра своего времени, но и сам путь режиссера, который готов преодолевать любые трудности ради своего дела.
- Итак, съемки короткометражного фильма «Səma xanımı» завершены. Вы выступали и сценаристом, и режиссером картины. Расскажите о ней поподробнее…
- В таком случае нужно начинать с самой идеи создания картины. Уже не помню, о чем, но я усиленно искал некую информацию в Интернете и совершенно случайно наткнулся на страницу, повествующую об исторических личностях Азербайджана. И очень меня «зацепила» история молодой азербайджанской девушки Лейлы Мамедбековой, которая стала первой женщиной-пилотом на всем Востоке и Кавказе в 20-е - 30-е годы XX века, когда большинство ее соотечественниц носили чадру и даже в мечтах не держали освоить такую «неженскую» профессию.
Лейла Мамедбекова
Представляете, 19-летняя Лейла Мамедбекова, которая была на тот момент замужем, имела ребенка, набралась смелости просить у мужа разрешения учиться авиационному делу? Если верить историческим документам, супруг Лейлы-ханум был человеком простым и радости по поводу данной просьбы особой не испытал. Скорее, наоборот… В те времена женщина обязана была сидеть дома, готовить, ухаживать за супругом и детьми. Понимаете, через что ей пришлось пройти для воплощения в жизнь своей мечты?! И речь не только о муже и близком окружении. Общество в целом не могло принять этот вызов: восточная женщина, мусульманка, снимает чадру, переодевается в военную форму и управляет самолетом. И все это больше 100 лет назад.
Я понял, что во что бы то ни стало, должен снять о ней фильм.
- К сожалению, спустя век мы все также нередко наталкивается на глубинный менталитет и все также его «героически» преодолеваем…
- Я вспоминаю себя в 2003-м году, когда отрастил длинные волосы. И, каждый раз, спускаясь в метро по дороге в институт или домой, ловил на себе косые взгляды.
А теперь представьте себе девушку - азербайджанку без чадры, летчицу, 100 лет назад проживающую в… Нардаране, которая сама родом из Губы. Она была матерью шестерых детей, что не помешало ей участвовать впоследствии во Второй мировой войне в качестве наставника начинающих летчиков и парашютистов. При этом, все годы ВОВ, Лейла-ханум пыталась попасть в зону реальных боев, но каждый раз получала отказ от командования, так как являлась многодетной мамой… В 2000-х в Азербайджане при содействии Фонда Гейдара Алиева была выпущена марка, посвященная Лейле Мамедбековой.
Кстати, Лейлу-ханум все окружающие называли «Səma xanımı», то есть Владычица неба. Собственно такое название мы и дали фильму, так как «Səma xanımı» как нельзя лучше подходит к образу и жизненному пути нашей героини.
Вообще она прожила потрясающе интересную жизнь, покинув этот мир в возрасте 80-ти лет.
- У Лейлы-ханум наверняка остались потомки. Вы с ними общались в рамках создания фильма?
- Мой редактор прислал мне интервью сына Лейлы Мамедбековой, в котором он делился воспоминаниями и реальными историями из жизни своей матери. И конечно же мы использовали их в фильме.
Вообще сценарий основывается на реальных событиях, но в получасовой короткометражке мы смогли вместить только 5 лет из жизни этой великой женщины. К сожалению, на полный метр бюджета не хватило…
- Как вам удалось в 30 минут вместить весь масштаб такой многогранной личности как Лейла Мамедбекова?
- Из-за того, что фильм короткометражный, мы начали описание ее жизненного пути с 1918-19 годов прошлого века. К тому времени у Лейлы-ханум уже была своя семья. Конечно же, мы не могли пройти стороной столь яркие моменты из жизни знаменитой летчицы, как ее первый самостоятельный полет, или когда она вообще впервые увидела самолет, или, сложный выбор, который стал перед ней, когда муж выступил категорически против ее прыжка с парашютом: семья или мечта?.. Мне кажется, нам удалось передать все эти нюансы, вложив в них, как смысловой, так и эмоциональный окрас…
Конечно, 30 минут – это мизер по времени для такой личности, но представьте, что до нас не было снято вообще ничего о Лейле Мамедбековой. Хотелось бы снять о ней полнометражную картину, а еще лучше многосерийный фильм, но сейчас мы рады даже этому. И конечно мне хотелось бы выразить особую благодарность авиакомпании AZAL и AZTV за оказание всесторонней поддержки при реализации данного проекта.
- Как долго длились съемки и были ли во время них какие-либо сложности?
- Сами по себе съемки заняли рекордно малое количество времени - около 8-ми дней, а подготовка к ним шла немногим больше месяца. И сейчас мы занимаемся строительством декораций самолета того времени, так как должны доснять пару важных эпизодов к картине.
К сожалению, нам не удалось найти самолет, на котором летала Лейла Мамедбекова, но мы нашли его прототип и декорации воспроизводятся по точным лекалам.
Если говорить о сложных моментах для меня, то лично меня всегда пугала одна мысль о прыжке с парашютом. Однако, чтобы в фильме показать эти эпизоды более правдоподобно, я изучил весь процесс, поднимался неоднократно в небо, разговаривал со специалистами... Между прочим, в жизни Лейлы -ханум была ситуация, когда парашют не раскрылся до конца и нам нужны были консультанты для съемок этого фрагмента.
Зато теперь я знаю, как нужно себя вести, если парашют не открывается, как можно выйти из этого положения, и как открывать запасной парашют. А еще я узнал, что во многих популярных боевиках прыжок с парашютом во многом приукрашен и далек от действительности. Так, по фильмам может сложиться впечатление, что справиться с ним под силу каждому, но на деле все оказалось сложнее и серьезнее, чем в кино.
- Где в основном проходили съемки?
- Важные моменты мы снимали в Губе, так как Лейла ханым родилась и выросла в этом городе. Мы даже нашли улицу, где она проживала с семьей. Улица не сохранилась в историческом виде, и выглядит сегодня современно. Поэтому съемки проводились в другом квартале, больше сохранившем свой исторический облик. Правда, ее дом в Губе вошел в фильм.
К сожалению, мы пропустили период жизни Лейлы Мамедбековой, когда она, отучившись в Баку, поехала на учебу в Москву, чтобы стать полноценным пилотом. Вообще, в сотый раз повторюсь, что Лейла Мамедбекова была необычной личностью, каких редко удается повстречать в жизни. Мне хотелось бы с ней, конечно, познакомиться… И очень жаль, что сегодня ее нет среди нас.
- Расскажите немного об актерском составе, задействованном в фильме.
- У нас снимались молодые начинающие актеры, которые, впрочем, уже имели незначительный опыт съемок в отечественных сериалах и фильмах. Отыграли они свои роли великолепно! Привлекать в фильм мегапопулярных актеров мне не хотелось. Когда до завершения съемок оставалось совсем ничего, стало видно, что в выборе актерского состава мы не ошиблись. Так начинающая и очень талантливая актриса Сабира Рустамлы отлично вжилась и воплотила на экране образ Лейлы Мамедбековой. Тунар Ализаде сыграл роль Бахрама - мужа великой летчицы, Фаиг Мирзоев сыграл наставника Лейлы-ханум Саламова.
Кроме того, хвала гримерам и костюмерам! Благодаря их стараниям и талантам в кинокартине зритель увидит реальную Лейлу Мамедбекову.
- Давайте отвлечемся немного от образа великой летчицы и поговорим о современном азербайджанском кинематографе. Какой из азербайджанских фильмов в последний раз вы смотрели?
- Я жду премьеру фильма «Тагиев», рассказывающую о разных этапах жизни мецената Зейналабдина Тагиева. Уверен, что он снят великолепно, и у него, кстати весомый бюджет, который необходим для интересной, насыщенной полномасштабной ленты. Над фильмом работала отличная азербайджанская съемочная группа. Поэтому посмотрю с удовольствием. Я вообще всегда любил исторические и биографические фильмы.
- Вы вообще посещаете кинотеатры, отслеживаете премьеры отечественных киноновинок?
- Могу пойти, если только кто-то пригласит, но сам целенаправленно не пошел бы. Поймите, мне не хочется тратить свое время на очередную комедию с избитым сюжетом, в которой будут задействованы одни и те же актеры. Хочется посмотреть качественное, серьезное кино. И дело не в том, что мне не по вкусу комедии в целом, мне самому неоднократно предлагалось их снимать. Но азербайджанскому кинематографу пора постепенно отходить от этого жанра.
- Вы не думаете, что людям в наше не самое легкое время хочется этой легкости на экране и поэтому они выбирают именно комедийный жанр?
- Вы правы, обществу нравятся комедийные истории. Однако, людям нужно прививать и другую жанровую кинематографическую культуру. В конце концов стоит задуматься о том, что мы оставим в истории азербайджанского кинематографа? Какое наследие?
Не только в Азербайджане, во всем мире кинематографисты придерживаются формулы: снимаешь фильм, обязательно должен на нем заработать. Но, можно одновременно и заработать, и проделать качественную работу, которая останется в памяти поколения, как наследие.
Одним словом, мне нравятся серьезные фильмы. И последний серьезный фильм, который был снят в Азербайджане это, повторюсь, «Тагиев» и на него я однозначно пойду в кинотеатр. Каждый обязан посмотреть этот фильм.
Кстати, фильм «Səma xanımı» также будет презентован в кинотеатре на широком экране.
- Расскажите о своих ближайших планах и проектах?
- Мы создали замечательный проект «Unudulmıyanlar» - «Незабываемые» и фильм о Лейле Мамедбековой является первым в данном проекте, который будет расширяться, пополняясь кинокартинами главными героями которых известные личности Азербайджана.
В истории нашей страны предостаточно людей, о которых нужно говорить и которые достойны того, чтобы их помнили. Имена наших будущих героев я пока не стану раскрывать, но обещаю, что мы приложим максимум усилий, чтобы сделать их истории интересными для зрителя. Единственное, с чем нам приходиться сталкиваться каждый раз – это проблема финансирования. Почему-то тех, кто готов поддерживать культуру сегодня в значительной степени меньше тех, кто готов вкладываться в шоу…
- Я слышала, что вы против работы со съёмочными группами и артистами из других стран?
- Больная для меня тема. Я не то, чтобы категорически против. Я не совсем понимаю, почему приглашаются чужие? Причин на то, конечно может быть уйма, но азербайджанские съемочные группы работают не хуже, и это правда. И мне бы хотелось, чтобы в будущих крупных кинопроектах были задействованы только наши соотечественники. Если даже у нас будут какие-то ошибки, это тоже не страшно. Говорят, что на них учатся. Вы поймите, оператор из другой страны не будет обучать наших или делиться секретами мастерства. Он просто заберет свои гонорары и уедет. Мы должны сами создавать свое кино. Нам необходимо перейти эту черту. Когда-то азербайджанский кинематограф был выше, к примеру, турецкого, но, сегодня турки обходят нас в качестве кинопроизводства.
Понятно, что в ближайшие годы азербайджанский кинематограф не встанет на одну ступень с Голливудом или французским кино. Но нам необходимо выработать свой стиль, снимать что-то свое. Очень надеюсь, что после презентации в кинотеатре фильма «Səma xanımı» люди заинтересуются нашим проектом, и приложат усилия для его продолжения.
- Так чего же все-таки не хватает азербайджанскому кинематографу для того, чтобы выйти на одну ступень с мировой киноиндустрией?
- Самого малого и банального: бюджета. Усиление финансирования позволит азербайджанскому кинематографу подняться. Важно правильно выбрать людей профессионалов, которые будут отдаваться своей работе, любить ее. Думаю, стоит ставить на азербайджанское кино, пускать его в прокаты. Нам необходимо пройти определенный этап, а мы этого не хотим: у организаторов опускаются руки, когда они видят пустые залы. И мы снова снимаем комедии, на которых можно заработать 10-20 тысяч манатов и спать спокойно.
Хотя на действительно хорошем кино можно и полмиллиона заработать… Впрочем, можете отметить, что ни я, ни моя команда копейки с «Səma xanımı» не заработала. Нашей главной целью было создать и выпустить фильм. Мы идем на жертвы, но они того стоят…
- Возвращаясь к истории вашей потрясающей героини, по вашему мнению: женщине место за штурвалом пилота?
- Я много путешествую по миру, наблюдаю за людьми, делаю определенные выводы. Например, в Нью-Йорке меня очень заинтересовали женщины-полицейские, на которых просто потрясающе изыскано смотрелась форма.
Сегодня много серьезных профессий, которые женщины выбирают осознанно, при этом, они умело с ними справляются и не уступают, а иногда превосходят, мужчин. У нас в Баку есть женщина - машинист в метро, женщина - водитель автобуса, есть женщины-пилоты.
Думаю, современная женщина осилит любую профессию, если она того захочет.
- Спасибо за откровенную и насыщенную беседу!
Магда Ковалёва
Исполнитель мейханы возмутился трендами на отечественном телевидении-ВИДЕО
Cостоялась премьера оперы «Насими»
Сериалу "Vətəndaş A" и телеканалу ITV было сделано предупреждение
Известный турецкий актер прибыл в Баку для участия в COP29 -ВИДЕО
Скончался автор бессмертного «Non, je ne regrette rien»
Семья Мананы Джапаридзе скорбит по утрате матери