Азербайджанский танцор: «Я общался с неизвестной нам уникальной культурой»

Азербайджанский танцор: «Я общался с неизвестной нам уникальной культурой»
14 сентября 2010
# 12:26
Заслуженный артист республики Ханлар Баширов в 1974 г. стал художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца. С 1998 г. преподаватель танцев в университете «Хазар». С 2007 года – художественный руководитель созданного им при Мардакянском дворце культуры ансамбля мальчиков «Azərbaycan qartalları». Недавно он вместе с ансамблем гастролировал в трех зарубежных странах. Впечатлениями от гастролей и о будущем танцевального искусства в Азербайджане Ханлар Баширов поделился с читателями Vesti.Az.

- Это была наша первая поездка с «Azərbaycan qartalları», так что ответственность была большая. Если бы кто-то из детей заболел, вся наша подготовка могла пойти насмарку. К счастью, все обошлось, мы с большим успехом выступили в Брюсселе и Люксембурге, имели хорошую прессу. Один из зрителей сказал: «Я общался с неизвестной нам уникальной культурой». Другой зритель сказал, что он никогда не был в Азербайджане, но послушав исполнение этих детей, пришел к выводу, что это страна талантов.

Одно дело выступать перед своими, перед людьми, знакомыми с азербайджанской культурой, и совсем другое – выступать перед аудиторией той страны. На концерте присутствовали послы, парламентарии, высокопоставленные лица. Зрители стоя аплодировали нам. Для детей это была первая поездка, и отсутствие опыта в некоторых моментах привело к ошибкам.

- Вы много бывали за рубежом. Какая поездка больше других запомнилась?

- Мне пришлось побывать с творческими гастролями в общей сложности почти в 50 зарубежных странах. Интересных поездок было много. С Рашидом Бехбудовым и государственным ансамблем танцев мы ездили по тогдашнему СССР, в США, Канаду, другие страны, все не перечислить. В творческом плане интересная поездка была в Катар, где мы находились 10 дней и каждый день давали концерты. Нередко бывает, что даешь концерты и только набрал концертную форму, как программа закончилась, а ты не успел проявить весь свой творческий потенциал. Чтобы набрать концертную форму, в поездке нужно дать хотя бы два-три концерта. Скажем, во времена СССР мы выступали с долгосрочными, 3-месячными концертами с различными ансамблями, причем выступали каждый день, и это очень помогало повышению профессионализма танцоров.

- Сколько лет вы занимаетесь танцами? Как вы пришли в это искусство?

- Это искусство традиционное для нашей семьи. Больше всего я обязан своим приходом моему дяде, заслуженному артисту республики Рафику Азизову, ныне покойному. Он брал меня, еще ребенка, на репетиции и концерты, а однажды и на гастроли в Гянджу. Так во мне зародилось увлечение танцами. Заниматься я начал поздновато, в 14 лет. При содействии дяди я вступил в ансамбль «Cücələrim», но репетировал и в других кружках. В 1974 году я стал членом Азербайджанского государственного ансамбля песни и танцев. В 1996-м вышел на пенсию, но продолжаю заниматься любимым делом.

- В каком коллективе вы работаете? Что труднее – танцевать или преподавать?

- Я был приглашен в ансамбль «Cücələrim» в начале 90-х годов, примерно месяц вел там занятия. Но у меня в Государственном ансамбле танца работы было много, и к тому же я жил в Мардакяне, так что пришлось уйти оттуда. Серьезно преподавать я начал в 98-м году, когда получил приглашение из университета «Хазар», где работаю преподавателем танца до сих пор. И танцы, и преподавание налагают большую ответственность. Но я считаю, что преподавание – дело более ответственное, поскольку здесь ты несешь ответственность не только за себя, но и за других.

Хотя в «Хазаре» я не воспитывал танцоров, моя задача состояла в том, чтобы информировать их об этом искусстве, его возникновении. Но со временем выяснилось, что необходимо воспитывать замену уходящим из ансамбля. Я решил создать детский ансамбль, и в ноябре 2007 года мы создали танцевальный ансамбль мальчиков «Azərbaycan qartalları». Для этого мы просмотрели порядка 35 человек ребят из поселков Мардакян, Шувелян, Шаган, и отобрали девятерых, которые остаются в коллективе до сих пор. В прошлом году провели новый отбор. Член ансамбля должен чувствовать ответственность перед страной и народом, помнить, что он занимается почетным делом. Но наряду с этим необходимо, чтобы он чувствовал поддержку и заботу, заинтересованное отношение. На одном патриотизме далеко не уедешь.

- Какие еще народные танцы и танцевальные коллективы, помимо азербайджанских, вам нравятся?

- В советское время был в России «Ансамбль танцев мира» под руководством Игоря Моисеева, вот его мастерство и репертуар мне очень нравились. Есть хорошие кавказские ансамбли, например, «Балкария», чеченский ансамбль «Вайнах». В Турции уделяется очень большое внимание танцевальному искусству, в школах преподается танец. Через танец учатся хранить национальные ценности, и я хотел бы, чтобы у нас тоже укоренился такой же подход. Если у нас возобладает серьезное отношение к танцевальному искусству, усилится приток желающих заниматься им.

- В каждом регионе Азербайджана существуют специфические танцы и костюмы. Сохраняется ли сегодня эта специфика?

- Это больной вопрос. В Нахчыване до наших дней сохранился танец «Yallı». У нас фольклорные танцы запущены на самотек, не проводились исследования, нет литературы. Александр Дюма в своей книге «Путешествие на Кавказ» писал, что больше всего ему понравились танцы, которые он наблюдал у нас в Шамахе, и советовал друзьям, если поедут на Кавказ, непременно понаблюдать шамахинские танцы.

Российский художник XIX века по фамилии Гагарин на своих картинах изобразил наши народные костюмы того времени. Его картины демонстрируются во многих известных музеях. Кроме того, народные костюмы можно видеть на многих миниатюрах. Вот я, человек этой сферы, затрудняюсь распознавать народные костюмы различных регионов. Иногда возникают споры относительно принадлежности черкески, но я считаю, что черкеска не национальный костюм, а военная форма всех кавказских народов, которая одно время вошла в моду в России, есть даже фотография наследника российского престола в черкеске.

Что же касается танцев, то в Шеки сохранились интересные фольклорные танцы, игра «Zorxana». Об остальных регионах мне трудно судить. Кроме того, ширванские ашуги – мастера не только слова и саза, но и танцев, их движения включены в грузинский танец «Князь» под названием «Картуни».

- Как вы относитесь к таким известным танцевальным коллективам, как «Эрисиони» из Грузии и «Anadolu ateşi» из Турции? Что необходимо, чтобы и наши танцевальные коллективы завоевали такую же известность за рубежом?

- Ансамбль «Anadolu ateşi» был создан в течение года, тогда как «Эрисиони» прошел школу профессионального совершенствования с 30-х годов, и постоянно ощущал заботу и поддержку. Для того, чтобы привлечь зрителя, необходим высокий уровень во всем – музыка, костюмы, физическая и исполнительская подготовка танцоров и прочее. У нас же положение с кадрами хуже некуда, из-за низкой оплаты мы не можем поддерживать интерес молодых к танцам. У нас едут за границу и ограничиваются одним-двумя выступлениями, а так опыта и мастерства не наберешься.

Турецкий ансамбль «Anadolu ateşi» и ирландский «Lord of dans» делают упор на шоу и имеют высочайшую техническую и творческую оснащенность. Первый из них уделяет некоторое время национальным традициям, но второй выступает в одном монотонном стиле, национальных традиций они не представляют. Наши же посредством танца выражают национальные ценности. Есть также ритуальные танцы, дервишские танцы, дворцовые танцы, шаманские танцы, которые используются при постановке сценических танцев.

- Танцы помогают вам поддерживать форму?

- С годами сохранять форму становится труднее. Для этого мало танцевать, приходится следить за питанием, образом жизни, делать гимнастику. Для выведения физической усталости нужно заниматься спортом.

- Ваш совет молодым танцорам?

- Помнить, что занимаются почетным и ответственным делом. Быть трудолюбивыми. Талант без труда не реализуется. Обладатели таланта не прилагают больших усилий, и успеха добивается позже, чем трудолюбивый, который преодолевает трудности за счет упорства. Вершины же достигают таланты, которые упорно работают. Поэтому ты должен трудиться, есть у тебя талант или нет.

Любите искусство, как бы это ни было трудно с материальной точки зрения. Работая в ансамбле, семью не прокормишь, приходится бегать туда-сюда, а это в творческом плане не лучший вариант. Вот здесь и кроется залог успехов на мировой сцене – они придут, когда работа в ансамбле будет достойно вознаграждаться, когда не потребуется думать о хлебе насущном. В Махачкале на отбор собрались 300 детей, а у нас в «Azərbaycan qartalları» я собрал в первый набор 35 детей, на второй набор не собралось и 50 человек. Повторяю: кадры решают все.

Ульвия Оруджева
# 3107
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#