Как иранский кризис испытывает на прочность экономику Азербайджана - АНАЛИТИКА

Как иранский кризис испытывает на прочность экономику Азербайджана - АНАЛИТИКА
18 января 2026
# 11:00

Ситуация в Иране и дальнейшая ее эскалация может привести к нежелательным последствиям для взаимных экономических связей. Несмотря на бодрые отчеты о росте товарооборота и запуске новых мостов, над регионом сгущаются тучи.

Главный риск сегодня заключается в превращении Южного Кавказа в заложника большой геополитики. Если искры ближневосточного конфликта перекинутся на иранскую промышленную инфраструктуру, под ударом окажется сердцевина двустороннего сотрудничества - транспортный коридор «Север - Юг». В условиях войны никакие фиксированные тарифы, о которых договорились Баку и Тегеран в конце минувшего года, не спасут логистику от физической стагнации.

Кроме прямой угрозы разрушений, на первый план выходит санкционное давление. Бизнесу сложнее вести дела: тесное сотрудничество с иранскими партнерами может привести к вторичным санкциям со стороны Запада. Ситуация отражается на банковских операциях и заставляет бизнес действовать осторожнее, что уже сказывается на объемах экспорта. Не добавляет оптимизма экономическая нестабильность в соседней стране. Резкие колебания курса риала и высокая инфляция снижают покупательную способность иранцев, делая местный экспорт дорогим для соседа.

Баку и Тегеран стараются сохранять прагматизм, понимая общую выгоду от транзита. Однако экономика сильно зависит от геополитических перспектив. Торговля между Азербайджаном и Ираном все это время продолжала расти, поясняет депутат и эксперт Вугар Байрамов. По его уточнению, товарооборот за позапрошлый год увеличился с $487 до $647 млн, а за первые десять месяцев минувшего года уже достиг $510 млн. Однако львиную долю этих оборотов составляет иранский экспорт: азербайджанский экспорт в Иран едва достигает 3% общего объема.

В результате торговый баланс «играет в одни ворота»: любые трудности в поставках из Ирана почти не затронут азербайджанский экспорт, зато могут повлиять на импорт, особенно строительных материалов, текстиля и ряда продуктов питания. Так, в прошлом году страна закупала апельсины, соль, овощи, масло и другие товары на десятки миллионов долларов. Основной вес приходится на промышленную и строительную продукцию, что объясняется их ценовой доступностью.

Тем не менее, утверждает В. Байрамов, высокая зависимость от одного поставщика подчеркивает необходимость диверсификации импорта и поиска новых рынков. Несмотря на это, влияние на внутренний рынок остается ограниченным, хотя нестабильность Ирана создает риски перебоев и возможного роста цен в будущем.

Специалисты считают, что напряженность в соседней стране оказывает негативное и долговременное влияние на местную экономику, выходя за рамки текущей ситуации. Основными компонентами называют международные санкции против Ирана и сохраняющаяся внутри страны нестабильность, что отражается на торговле, логистике и финансовых операциях.

«Негативное влияние Ирана на нашу экономику носит не краткосрочный, а длительный характер, - полагает экономист Халид Керимли. – Теряются потенциальные выгоды не только сегодня, но и в перспективе». Он сравнивает положение Азербайджана с европейскими странами: «Европейские государства окружены развитыми соседями и могут свободно торговать и обмениваться капиталами. У нас сосед сложный, экономически слабый и рискованный».

Особое давление ощущается в расчетах и платежных механизмах: оплата товаров из Ирана часто сопровождается трудностями, а транзит через страну ограничен из-за санкций. Прямое влияние последних событий в Иране на импорт Азербайджана пока ограничено: доля страны в общем объеме невелика, однако затяжной кризис может привести к перебоям в поставках и росту цен, поскольку альтернативные рынки подключаются медленно.

При этом Иран важен для Азербайджана прежде всего, как логистический коридор, в том числе для торговли с Турцией и Китаем. Уже действующие санкционные ограничения встроены в экономическую реальность, поэтому резких потрясений не ожидается, однако длительная нестабильность продолжит сдерживать развитие торговли и логистики.

Экономист Натиг Джафарли считает, что влияние происходящих в Иране событий во многом будет зависеть от их масштаба и продолжительности - пока они не оказывают существенного воздействия на торговые отношения. В то же время возможное введение США дополнительной 25-процентной пошлины для стран, торгующих с Ираном, может негативно отразиться как на иранской экономике, так и на соседних государствах.

Говоря о логистике, он отметил, что в случае системных изменений перспективными могут стать коридор «Север - Юг» и маршрут Персидский залив - Балтийское море. Так, коридор «Север-Юг» делает Азербайджан естественным мостом между Россией и Ираном: при стабилизации ситуации транзит по азербайджанским железным дорогам может вырасти в разы. Маршрут Персидский залив - Балтийское море открывает еще более широкую перспективу, превращая страну в ключевое звено кратчайшего пути для индийских и арабских товаров в Европу в обход Суэцкого канала.

В целом, по его словам, текущая ситуация в Иране несет для соседних стран одновременно и риски, и потенциальные возможности. Сейчас ситуация в Иране напоминает палку о двух концах, где высокие риски соседствуют с шансом на большой экономический подъем.

Если кризис в Иране разрешится системными реформами, это откроет огромный рынок сбыта и привлечет международный капитал в региональные проекты, где наша страна уже имеет готовую инфраструктуру (порт Алят, железные дороги). Кроме того, Баку может использовать ситуацию для импортозамещения тех товаров, которые ранее закупались в Иране, развивая собственное производство. Наконец, в условиях жестких санкций соседние страны часто становятся площадками для параллельного товарооборота или переработки сырья, хотя это сопряжено с высокими юридическими рисками.

# 510
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА