Армяне в эйфории: США поставят в зону Карабахского конфликта дорогостоящее оборудование

Армяне в эйфории: США поставят в зону Карабахского конфликта дорогостоящее оборудование
12 января 2016
# 20:00

Многие политологи, военные эксперты совершенно разных политических взглядов уверенно предрекают военную конфронтацию между Азербайджаном и Арменией в 2016 году. Логика подобных рассуждений удивительно проста – напряженность на линии противостояния порой достигает такой силы, что в любой момент может перерасти в полноценные боевые действия. Более того, по их мнению, все представительские встречи участников конфликта, различные саммиты, в лучшем случае, только оттянули развитие неизбежных событий.

Военный аналитик, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексей Синицын не разделяет подобную позицию. В интервью Vesti.Az эксперт заявил, что ни одна война не начиналась с перестрелок на границе или, как в нашем случае, с линии противостояния противоборствующих армий.

- Интенсивность обмена ударами, как и использование тяжелых видов вооружений, не играют особенной роли, потому что войны не начинаются спонтанно, на эмоциональном срыве. Они планируются, исходя из собственных военных, финансовых, логистических, людских и прочих ресурсов. Подготовка масштабных боевых действий требует сосредоточения больших сил и средств на направлении главного и вспомогательных ударов, проведения мобилизационных мероприятий и многих других акций, которые в современных условиях скрыть, практически, невозможно. Причем, не только от противника, но и от больших региональных игроков. Время внезапных войн, тайно подготовленных блицкригов безвозвратно ушло в прошлое. Однако никакой подобной подготовки армий к масштабным боевым действиям замечено не было ни в августе 2014 года, ни осенью и ранней зимой года ушедшего. А тогда тоже предрекали неизбежную войну.

Вы заметили, что ни в одном серьезном документе  – будь то доклад Национальной разведки США или итоговый документ саммита глав стран-членов ОДКБ – карабахский конфликт не назван в числе возможных угроз. А что касается многих экспертов, то в  отношении к ним применим блестящий афоризм Черчилля: «Политик должен уметь предсказать, что может произойти завтра, на следующей неделе, через месяц, через год. А потом объяснить, почему этого не произошло». Только поменяйте слово «политик» на «эксперт».

- Однако можно привести и другой афоризм о том, что «война есть продолжение политики другими средствами». Мы видим, как буксует карабахский переговорный процесс и, вероятно, вправе допустить, что какая-то из сторон конфликта в полном соответствии с вашими рекомендациями начнет наращивать силы для полномасштабных боевых действий. Вы исключаете такой вариант развития событий в 2016 году?

- Гипотетически может произойти все, что угодно. Но я уверен, что большие игроки, прежде всего, те, что представлены в Минской группе ОБСЕ, имеют возможность отследить ситуацию в зоне карабахского конфликта и предупредить ее. Будем реалистами, война в Карабахе не входит в планы больших держав. Весь Ближний Восток трещит по швам – возникают коалиции и стратегически альянсы, но при этом рвутся старые связи между бывшими союзниками. Напряженность нарастает по всей «евразийской дуге нестабильности», которая с каждым днем все больше оправдывает свое название, придуманное Збигневом Бжезинским.

При этом ядерные державы – Россия и США – то находят точки взаимопонимания, то мгновенно забывают о достигнутых договоренностях и расходятся по своим углам, как измотанные боксеры в перерывах между раундами. А к региону еще подбирается Китай, у которого там есть свои интересы. Прежде всего, нефтяные. Он, кстати, был крупнейшим покупателем сирийской нефти. Ядерные державы просто не могут позволить себе еще один конфликт на ближневосточной периферии, но в подбрюшье у России. Это слишком опасно и абсолютно непредсказуемо.

- Ряд известных экспертов утверждал, что Азербайджан, выполняя «социальный заказ» Турции, сознательно провоцирует Армению, чтобы иметь возможность начать войну против нее.

- Я тоже не раз встречался с подобной «аналитикой». К таким экспертам у меня встречный вопрос – а почему тогда Азербайджан все-таки не начал боевые действия? Давайте, будем объективны и признаем, что официальный Баку никому не позволяет манипулировать собой, но и, в отличие от своих армянских оппонентов, сам тоже не стремится к каким-либо политическим манипуляциям. А вспомните, как на декабрьском саммите ОДКБ президент Саргсян пытался натравить участников этой организации на Азербайджан, призывая их к блоковой солидарности против Баку. Но остался ни с чем. ОДКБ не превратился, перефразируя английскую поговорку, в собаку, которой вертит хвост. Да еще такой куцый, как Армения.

Видимо, разочарование в итогах московского саммита в Армении было столь велико, что некоторые армянские политологи, в частности, весьма интересный автор Тигран Хачатрян, стали неожиданно откровенными: «Если на миг представить, что Россия не является членом ОДКБ, то будет ли Армения членом этого альянса? Конечно, нет. Следовательно, говоря об ОДКБ, мы можем представить исключительно членство с Россией, и ничего более…  Страны-члены ОДКБ - это различные цивилизации, с различными системами самоидентификации». Тогда позвольте спросить, президент Саргсян лгал своим коллегам по ОДКБ, когда называл их союзниками, или, может быть, посмеивался над ними в душе, когда предлагал вместе бороться с «коварным» и «опасным» для всего альянса Азербайджаном?

- Сейчас в Армении переживают некую эйфорию по поводу позиции США по карабахскому конфликту. Как известно, Госдеп США поддержал предложение группы американских конгрессменов разместить в зоне карабахского конфликта датчики слежения, с помощью которых можно было бы определить конкретного нарушителя режима прекращения огня. Это предложение группы лоббистов армянских интересов в Палате Представителей было инициировано армянской стороной. И его поддержка американским внешнеполитическим ведомством воспринимается Ереваном, как явное выражение благосклонности Соединенных Штатов. Значит ли это, что в переговорах по Карабаху у Армении появился столь влиятельный союзник, как США?

- Мы просто видим очередную попытку Еревана усидеть на двух стульях – российском и американском. Так не бывает. Тем более ни у Москвы, ни у Вашингтона нет ключей от Карабаха, чтобы ни говорили различные политологи. И потом, если Вашингтон, действительно, возьмет на себя инициативу поставить дорогостоящее оборудование слежения в зону конфликта, то он должен предложить обеим сторонам предоставить контролируемые ими территориями для размещения этих датчиков. Но, насколько я знаю, ни Баку, ни Еревану подобных предложений не поступало, а, значит, все эти разговоры о датчиках не имеют под собой никаких весомых оснований. К сожалению, переговорный процесс по Карабаху будет стагнировать и в 2016 году. К этому надо быть готовым и, если удастся только снизить напряженность на линии противостояния, то это уже будет реальным успехом. Все страны региона очень зависимы от действий больших внешних игроков, поэтому сейчас время уточнения собственных позиций, а не принятия прорывных решений во внешней политике.

Вугар Гасанов   

# 17690
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#