«После того, как Гейдар Алиев уехал в Москву, отца вынудили уйти с работы»-ФОТО

«После того, как Гейдар Алиев уехал в Москву, отца вынудили уйти с работы»-ФОТО
1 сентября 2016
# 18:31

Редакция Vesti.Az продолжает рубрику под названием «Золотые предки». В этой рубрике будут представлены самые интересные моменты из жизни тех людей, которые оставили заметный след в истории, культуре, искусстве и науке Азербайджана. Их жизнь предстанет перед вами посредством рассказов их детей и ближайших родственников. 



Очередной гость рубрики «Золотые предки» -  Наиля Рагимова,  дочь  Рагимова Фуада Мамед оглу, которому  1-го сентября исполнилось  бы  90 лет.  Наиля ханум долгие годы живет за пределами страны. У нее есть возможность принять иностранное гражданство, но она, как истинный патриот, не делает этого, оставаясь гражданкой Азербайджана. С Наилей  ханум  нас познакомили общие друзья, которые наслышаны о заслугах ее отца. 

К сожалению, несмотря на все заслуги перед страной, Фуада Мамед оглу Рагимова сегодня незаслуженно предали забвению.

По приезду на Родину мы встретились с Наилей ханум, которая посетовала на то, что вот уже двадцать лет  как ее отца нет в живых, и никто не помнит, что был такой человек. А ведь он всю свою жизнь отдал росту, развитию и совершенствованию нефтеперерабатывающей промышленности.

-Мой отец, Рагимов Фуад Мамед оглу родился в 1926-м году в городе Шеки. Его отец, а мой дедушка, Мамед Рагимов, был основателем и владельцем Шекинской шелковой фабрики. Оборудование для фабрики было завезено им из Италии. После установления советской власти у него отняли все имущество и саму фабрику, которая являлась его детищем. Мать моего отца, Агаева Тамара, была из династии Гаджаров.  Если бы не революция, мои дедушка и бабушка не смогли бы пожениться, т.к. принадлежали к разным сословиям. Бабушка - принцесса, а дед был капиталистом.

После рождения отца еще некоторое время его семья проживала в городе Шеки. В четырехлетнем возрасте его перевезли в Баку. В 1934-м году папа поступил в школу № 132, где успешно окончил семь классов. Но наступила война, и в 1941-м его зачислили курсантом в Бакинское военно-морское подготовительное училище, где одновременно со специальными предметами преподавался курс средней школы. После окончания училища он был направлен на службу в вооруженные силы СССР. В 1945-м году в составе специальной группы папа был отправлен в Германию для приема немецких военных кораблей, передаваемых в счет репарации Советскому Союзу. 

На одном из принятых кораблей, предназначенного для разминирования моря, он служил до 1950-го года.  Все годы службы папа принимал непосредственное участие в разминировании Балтийского моря и Финского залива. По его воспоминаниям корабли шли рядами. Наткнувшийся на мину корабль подрывался, и мало кто оставался в живых.  Люди гибли на глазах у своих товарищей.

Мама рассказывала, что когда она познакомилась с отцом, ему было 28 лет, а он уже был весь седой. Служба была настолько опасной, что в любой момент корабль, на котором он служил, мог подорваться. Но годы спустя, делясь воспоминаниями об этом времени, папа относил его к счастливому периоду своей жизни. 

В 1950-м году, после демобилизации, по приезду в Баку он поступил в Азербайджанский индустриальный институт имени М.Азизбекова, который окончил в 1955-м году по специальности инженера-технолога. По окончании института его направили на работу на Бакинский нефтеперерабатывающий завод имени А.Г.Караева (в 1987-м году завод расформировали); в 1956-57 гг. он работал начальником установки; в 1957-58гг. - старшим инженером, замначальником цеха, а с 1958-го года по 1971-й год работал на посту главного инженера.  В 1971-м году он был переведен главным инженером на Бакинский завод имени XXII съезда КПСС (позднее завод был переименован в "Азернефтяг", а сегодня это нефтеперерабатывающий  завод имени Гейдара Алиева (НПЗ имени Гейдара Алиева). С августа 1972-го года по ноябрь 1982-го папа работал на посту директора завода имени XXII съезда КПСС. Последним его местом работы был Институт нефтехимических процессов имени Юсифа Мамедалиева.

Как до моего рождения, так и после (а я была долгожданным ребенком), папа работал, не покладая рук, всего себя отдавая производству. Даже ночью он разъезжал по цехам, чтобы убедиться, все ли в порядке, как идет работа. Я его почти не видела. Он уходил, когда я спала, и домой возвращался так поздно, что я уже спала. Завод для него стоял на первом месте.  Папа ценил именно тех, кто, как и он сам, в работу вкладывал всю свою душу.

Папа был преданным сыном своей Республики. Сам, будучи прекрасным специалистом, он собирал вокруг себя старательных сотрудников, которые, как и он сам, начинали с истоков и выросли на производстве.  Мой папа был честным человеком до мозга костей. После того, как Гейдар Алиев в 1982-м году был назначен первым заместителем председателя Совета Министров СССР и уехал в Москву, отца вынудили уйти с работы.  При Гейдаре Алиеве такого бы не произошло, потому как Гейдар Алиев ценил людей-тружеников, которые работали во благо страны.

Мама рассказывала, что в период руководства моего отца осуществлялась коренная реконструкция предприятия. Перед ним, как перед директором завода, стояла задача: поднять и привести в порядок завод, потому как, что ни день, случались пожары. 

После его назначения завод успешно выполнял планы и неоднократно награждался переходящим Красным Знаменем ЦК КП Азербайджана. В 1981-м году ему присвоено почетное звание «Заслуженный инженер Азербайджанской ССР». Как рационализатор и изобретатель мой отец  занесен в книгу рационализаторов и изобретателей МНХП СССР.

Я не хвалю отца, но он был, можно сказать, фанатом своего дела. Преданный своему делу и стране, этот человек не жалел себя и работал во благо страны. Последние годы он болел, перенес инфаркт, но, несмотря ни на что, продолжал работу дома. К нему приходили сотрудники  Института нефтехимических процессов имени Юсифа Мамедалиева, где он работал последнее время, за консультациями. И в институте отец собрал вокруг себя прекрасных специалистов. Вместе с ними он разрабатывал технологические вопросы производства масел, участвовал в создании, освоении и внедрении опытно-промышленных установок в промышленности.  

Я - единственный ребенок в семье, плод большой любви. Папа очень любил мою маму, Мамедли Адилю Зал гызы. Отец, несмотря на занятость, обязательно уделял время своей семье. С ним было весело, интересно, комфортно. Он научил меня играть в шахматы, и перед сном мы частенько разыгрывали с ним партию. Его редкие отпуски мы проводили вместе. Выезжали в Шеки, оттуда в Шушу. Для отдыха он подбирал живописные места. В Баку нашим излюбленным местом было кафе «Чинар». Для начала заказывали мороженое, потом пили ароматный чай с лимоном и сладостями.

Папа любил хорошие компании, вкусную еду, но для него важнее был сам процесс общения с друзьями и родственниками. Папа безумно любил море.  В любое время года мы ездили на побережье, в основном в район Шихова, прогуливались по берегу, о многом говорили, вспоминали. Папа любил наблюдать за восходом и закатом солнца. Тут надо отметить, что у папы, кроме нас с мамой, была еще и любимая… машина  - ГАЗ-21, благодаря которой осуществлялись наши незабываемые прогулки. Но в то же время, папа, как руководитель огромного предприятия, чувствовал ответственность и обязательно информировал о своем местонахождении сотрудников. Даже о походе в кино. Они знали, где он находится, и в случае необходимости могли его найти.

Бывало и так, что он, работая сутками, чтобы как-то повидаться, забирал меня с собой на ночные объезды предприятия. Я спала в машине, а он продолжал работать. Я хорошо помню ночной завод, огоньки, лестницу и папин кабинет.

Папы не стало. В сложное для семьи время его завод не забыл о нем, и постарался всю траурную процедуру взять на себя. Многие из работавших в то время сотрудников сами начинали трудовую деятельность при папе, многие являлись учениками и продолжателями его дела. Они помнили своего учителя и посчитали нужным поступить именно так.

У папы столько заслуг, наград, почетных грамот, дипломов, изобретений, что сразу и не перечислить, его разработки использовались на многих предприятиях далеко за пределами страны. И потому особенно жаль, что сегодняшние сотрудники нефтеперерабатывающей отрасли совершенно не знают этого человека.  Нигде не упоминается его имя. Складывается впечатление, что мой папа не жил и не работал в Баку, а ведь он всю свою жизнь посвятил нефтяному производству. Мама до последних дней ждала, что о папе вспомнят.  Надеюсь, что, прочитав статью, найдутся люди, которые захотят восстановить справедливость и возродить память о Рагимове Фуаде Мамед оглу.

Вафа Фараджова 

# 11404
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#