Политика
- Главная
- Политика
Это не значит, что именно сейчас Лавров привез в Баку какие-то прорывные предложения по Карабаху
Между визитом Сергея Лаврова в Ереван и Баку прошло больше времени, чем ожидалось. Хотя до этого замглавы МИД РФ Григорий Карасин заявлял, что его шеф «сначала примет участие в совещании глав МИД стран ОДКБ в Ереване, а затем отправится в Азербайджан».
В российском дипломатическом ведомстве не скрывали, что «на полях» ереванского совещания Лавров встречался со своим армянским коллегой. О теме этих переговоров трудно не догадаться. Недаром официальный представитель МИД РФ Мария Захарова тогда заявила, что «сейчас у Армении и армянского народа есть очень актуальный вопрос — нагорно-карабахское урегулирование». Захарова могла сформулировать свою фразу именно так по двум причинам.
С одной стороны, российские дипломаты должны были еще раз подчеркнуть, что Москва по-прежнему предпринимает посреднические усилия по Карабаху. С другой: это могло быть напоминание Еревану – есть некие вопросы, по которым от армянской стороны ждут уступок. Не обязательно это вопросы стратегические. Но, вероятно, с заявлениями, которые Лавров услышал от армянских дипломатов в Ереване, в Баку было ехать рано. Возможно, с этим и была связана пауза между визита главного российского дипломата в столицы двух государств Южного Кавказа.
Теперь Лавров, все же, прибыл в Баку, но это не значит, что именно сейчас он привез в Азербайджан какие-то прорывные предложения. Россия – не единственный посредник по Карабаху и это еще раз напомнили миру на саммите НАТО в Варшаве. На полях этого мероприятия Ильхам Алиев, среди прочих, встречался с сопредседателями Минской группы.
А Серж Саргсян - с госсекретарем США Джоном Керри и главой Франции Франсуа Олландом. Ранее руководитель МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров напоминал, что встреча между Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном должна пройти в Париже. На этом фоне, если бы визит Лаврова в Азербайджан был отложен на неопределенное время, МИД РФ тут же обвинили бы в потере инициативы на переговорах по Карабаху. Поэтому российский министр иностранных дел должен был прибыть в Баку независимо от того, может он привести азербайджанским партнерам какие-то долгожданные новости сейчас, или карабахские переговоры пока никуда не продвинулись.
Собственно, добиться стратегических подвижек по Карабаху сейчас трудно. Как уже приходилось говорить, попытки разрешить конфликт кардинально все равно вызовут общественное недовольство в вовлеченных в него странах. Можно в который раз вспомнить про Кэмп-Дэвидские соглашения, в рамках которых Израиль, вернув Египту контроль над Синаем, устранил повод для дальнейших военных конфликтов с Каиром. Однако в самом Израиле до сих пор немало критиков этого шага. А египетский президент Анвар Садат, заключавший это соглашение, и вовсе был убит. Поддержание конфликта в замороженном состоянии, в этом смысле, проще – несет для себя меньше рисков и для элит региона, и для внешнеполитических игроков.
Потепление между Россией и Турцией, конечно, дает Москве больше пространства для маневра в ее действиях на Южном Кавказе. В том числе, в давлении на Армению, если российская сторона сочтет это необходимым. Но любые далеко идущие инициативы по Карабаху требуют долгой раскачки. Скорее, пока речь идет именно об обсуждении нюансов «заморозки» конфликта, но не о разрубании даже второстепенных «узелков» карабахского «гордиева узла».
Наверняка Лавров, находясь в Азербайджане, не ограничится темой Карабаха. Не будем забывать, что из Баку Сергей Викторович полетит на встречу глав МИД прикаспийских стран в Астане. Возможно, вопросам сотрудничества по Каспию на переговорах в Баку уделят не намного меньше внимания, чем Карабаху.
Михаил Нейжмаков - эксперт по международной политике, руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений, специально для Vesti.Az
Vesti.az
Главы МИД Азербайджана и Пакистана обсудили региональные и международные процессы
Пять стран Европы запускают «дешёвый щит» против ракет и дронов
Трамп заинтересован в улучшении отношений с Россией — глава Американской торговой палаты
Трамп: Я "поставил" Аш-Шараа к власти в Сирии
В СМИ появился секретный документ ОАЭ и Израиля
Эльхан Шахиноглу: Совет Мира может стать конкурентом ООН - ЭКСПЕРТ