«Никто Азербайджану на блюдечке 20% территории страны обратно не принесет» - ЭКСКЛЮЗИВ
Эксклюзивное интервью Vesti.Az c руководителем Фонда Алтынбека Сарсенбаева, известным казахстанским политологом Айдосом Сарымом.
- Господин Сарым, в первую очередь, хотелось бы узнать Ваше мнение относительно нынешней напряженности на Карабахском фронте. Чем, на Ваш взгляд, вызвано самое резкое за последние 20 лет обострение на линии армяно-азербайджанского фронта? Следует ли здесь искать внешние причины (например, игры двух держав – США и России), или тут все же имеют место быть внутренние причины – стремление Саргсяна и его окружения снизить острое недовольство внутри Армении за счет провокаций на фронте?
- По всей видимости, обострение конфликта можно связать с двумя факторами: внешним и внутренним. Внешний фактор связан с тем, что Россия сегодня находится в очень непростой политико-дипломатической ситуации в связи с событиями в Украине, а значит, в какой-то степени не в состоянии уделять внимания другим вопросам. Внутренний же фактор связан с тем, что конфликт не находит никакого решения, накапливается усталость, желание изменений. В той же Армении очень непростая внутренняя ситуация. Недовольство действиями армянских властей растет. Разговоры о том, что Армения вот-вот вступит в Таможенный союз, оказались разговорами в пользу бедных. Оппозиция, в том числе настроенная проевропейски, прозападно, усиливается. И, не исключено, что кое-кто пытается мобилизовать население, обеспечить консолидацию общества за счет испытанного средства – внешнего врага. Тем более, что долгими поисками заниматься не надо. Именно этим можно объяснить то, что Армения первой начала эскалацию конфликта. В Азербайджане же, который за эти годы значительно окреп, серьезно усилил свои позиции, растет число недовольных ситуацией и даже, скажем честно, выросло количество людей, которые уже уверены в том, что у конфликта может быть только одно средство разрешения – военные действия.
- Дал ли Баку, на Ваш взгляд, адекватный ответ армянской провокации?
- Полагаю, что самый «достойный ответ» - это восстановление территориальной целостности страны. Пока же речь идет о том, что армянские агрессоры получили хорошую взбучку. Не думаю, что сегодня Армения экономически, политически, дипломатически готова к полноценной войне. И это не в ее интересах, скажем откровенно. Другое дело, что там может найтись достаточное количество политических акторов, которые в случае чего могут пойти на безумные шаги в надежде на то, что «война все спишет».
Другое дело, что азербайджанским элитам сегодня как никогда необходимо быть на высоте, просчитывать все возможные варианты. Для примера возьмем информационный аспект. В первые дни обострения ситуации стало очевидно, что информационное обеспечение со стороны Азербайджана, откровенно говоря, хромает. Информации было крайне мало, недостаточно. Полагаю, что в этом плане есть еще что сделать и чему учиться. Не секрет ведь, что сегодняшние войны и конфликты происходят, прежде всего, в информационном плане. Те страны и стороны, которые будут убедительны и визуально мощны, в итоге и будут получать больше дивидендов и сторонников в мире. Надо наращивать не только вооруженные силы, но и обеспечивать информационную составляющую.
- Возможно ли перерастание напряженности в новую войну между Азербайджаном и Арменией? И если да, то, как поведет себя Москва? Возможно ли, что ради того, чтобы затащить Баку в интеграционные проекты Кремля, Москва сдаст Армению, и не станет мешать Азербайджану восстанавливать свою территориальную целостность?
- В сложившейся ситуации война вероятна в любой момент. И, возможно, она единственно возможный вариант в будущем. Пролито слишком много крови, сказано очень много громких слов с обеих сторон. Просто так взять и отступить никто уже не сможет. Для Армении, быть может, проигрыш в этой войне был бы даже оптимален. Можно было бы забыть этот вопрос и настроиться на то, чтобы восстанавливать экономику, делать цивилизационный выбор – хоть в Европу, хоть в Евразию. Для примера можно привести пример недавней грузино-российской войны. Да, Грузия проиграла в войне, но при этом как бы определилась, обрела однозначность. Да, Южная Осетия и Абхазия как бы отделились. Но теперь многое стало однозначно: их никто не признает, Россия не всегда сможет оставаться главным игроком, а в случае изменения конъюнктуры, возможно, сами осетины и абхазы захотят в какой-то мере сотрудничать, вступать в политико-экономические отношения с сильной, процветающей Грузией в будущем. Зато сегодня у грузинской нации есть возможности для того, чтобы сосредоточиться на внутренних проблемах без отвлечения на популистские территориальные лозунги. Это цинично, но это так.
Что касается Москвы. Кремль сегодня находится в крайне непростой ситуации. Западные санкции и экономическая блокада уже сегодня сильно ограничивают возможности России. Это факт. Дальнейший конфликт с миром может привести уже к тому, что страна попросту развалится. В такой ситуации затевать еще один военный конфликт – самоубийственно. В случае с Карабахом Россия, как мне кажется, будет использовать все свои силы и влияние на то, чтобы остановить военные действия и заморозить конфликт. Отчасти влияние России в регионе и держится на таких «замороженных конфликтах» и «отсроченных решениях». Честно скажем, весь сегодняшний армянский режим держится на российских штыках. Поэтому на первом этапе будет дипломатия. Если конфликт перейдет в горячую фазу, Россия будет помогать Армении вооружениями, специалистами. Кто знает, быть может она, как некогда, будет разворачивать дряхлые лозунги о том, что армяне – «братья-христиане». А с учетом сильных позиций армянской диаспоры в России это вполне реально. Нынешняя политэлита и пропагандистская обслуга Кремля состоит из ее представителей. Возьмите всякого рода кургинянов, мигранянов...
- Как Вы оцениваете призывы МИД РФ, Госдепа США, ОБСЕ к Еревану и Баку незамедлительно сесть за стол переговоров? Почему в таком случае Россия, США и Европа не призывают Армению освободить оккупированные территории? К чему подобный половинчатый подход – видеть одно и не замечать другого?
- Горькая правда состоит в том, что во все времена «большие страны ведут себя как бандиты, а маленькие страны – как проститутки». Этот афоризм, который приписывается то Отто фон Бисмарку, то Стэнли Кубрику, имеет право на жизнь. У больших стран и наций, которые определяют судьбы мира - свой взгляд на события и он зачастую сильно отличается от правды жизни. Думать, рассчитывать на то, что сверхдержавы сами по себе очнутся, поймут, оценят, было бы глупо. Во все времена спасение утопающих было делом самих утопающих. Спасают не всех, а только тех, кто барахтается и реально делает что-то, чтобы спастись. Если надо, то решительно толкаясь с другими утопающими. Это очень суровая, циничная правда жизни, диалектика малых стран. А война и мировая дипломатия априори явления циничные и всегда таковыми были. Когда разгорался конфликт в Украине, один из патриархов американской политики Збигнев Бжезинский говорил примерно следующее: если Украина продолжит вооруженное сопротивление России, Америка должна ее поддержать. Ключевое слово здесь «если продолжит сопротивление». Азербайджан может решить проблему Карабаха только сам. Никто на блюдечке 20% территории страны обратно не принесет.
Если Азербайджан сегодня сможет правильно выстроить приоритеты, если будет развернута мощная лоббистская и информационная кампания, то Россия как главный спонсор Армении может оказаться в изоляции. Соответственно и Армении надеяться только на помощь России не приходится. Она будет использовать всю мощь своей диаспоры, чтобы создавать нужный ей фон и контекст. И здесь Азербайджану есть чему поучиться у своего соперника, честно скажем. В мире не так много стран, где есть сильные тюркские диаспоры. Надо учиться кооперации не только между странами, но и народами, их диаспорами. Надо учиться сотрудничеству диаспор в Европе и мире, надо иметь сильных лидеров, которые смогут использовать весь потенциал тюркских диаспор в ключевых странах на благо каждого тюркского государства и тюркского дела в целом. Каждая тюркская страна – сама по себе мало что значит. Но вместе, объединяя возможности и потенциалы, Тюркский мир в 21 веке может стать если и не сверхдержавой, то по крайней мере сильным полюсом, центром притяжения, с которым будут считаться и ключевые игроки дня сегодняшнего и дня завтрашнего. Это очевидная истина, которую многим тюркам еще предстоит осознать, понять, сжиться.
- Я заметил, что Вы, как и многие казахи, заменили свои фотографии в социальных сетях на ленточки с азербайджанским флагом, выражая тем самым поддержку Азербайджану. А как вообще в Казахстане отнеслись к обострению в Карабахе? И как отреагирует исламский мир, в первую очередь, страны тюркского мира, на новый конфликт в Карабахе?
- Это меньшее, что могли бы сделать тюрки Казахстана. Это нормальная человеческая, гражданская реакция братского народа, активной части населения. Полагаю, что большинство казахов были и будут на стороне Азербайджана. Примечательно, что сегодня в тех же социальных сетях начались дискуссии относительно того, как должен вести себя Казахстан в случае военного конфликта в Карабахе. Многие сегодня сходятся на том, что Казахстан, даже будучи членом ОДКБ, не может посылать свои войска другому члену этой организации - Армении. Даже в самом страшном сне мне невозможно представить себе сценарий, когда казахи или казахская армия будет воевать на стороне Армении. Если же возникнет необходимость, то, как в начале 1990-х, найдется немало казахских джигитов, которые поедут помогать братьям тюркам добровольцами. Это совершенно очевидно. Полагаю, что в случае конфликта большинство тюркских и мусульманских стран будут на стороне Азербайджана. И дело не ограничится только лишь моральной поддержкой.
- А как поведет себя армянская диаспора Казахстана в случае начала конфликта? Стоит ли ожидать тысяч армянских добровольцев в Карабахе или все ограничится финансовой подпиткой сепаратистского режима?
- Армянская диаспора в Казахстане малочисленна. По численности она в разы уступает азербайджанской диаспоре. Поэтому сказать, что армянская диаспора имеет очень сильные позиции в политике и экономике страны - было бы преувеличением. Тысяч армянских добровольцев из Казахстана, наверное, ждать не нужно. Власти Казахстана попросту не допустят, чтобы в стране столкнулись азербайджанская и армянская диаспоры или произошли какие-то митинги и протесты на этнической почве. Сил и ресурсов для этого хватит.
Бахрам Батыев
Гаджиев раскритиковал американское издание Politico
Алиев принял министра транспорта Израиля
В Баку отреагировали на антиазербайджанскую резолюцию парламента Люксембурга
Франция теряет Южный Кавказ - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Спикер Милли Меджлиса встретилась с Валентиной Матвиенко
Хакан Фидан: "Мир на Южном Кавказе сегодня ближе, чем когда-либо"