«Я не уверен, что Рустам Ибрагимбеков действительно приедет в Азербайджан»

«Я не уверен, что Рустам Ибрагимбеков действительно приедет в Азербайджан»
17 июля 2013
# 20:00

Известный российский политолог, исполнительный директор Политологического центра «Север-Юг», директор Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Алексей Власов дал интервью корреспонденту Vesti.Az, в котором рассказал о предвыборных процессах в Азербайджане и Грузии, азербайджано-иранских отношениях и о том, почему на Южном Кавказе так остерегаются евразийских проектов.

 -  Немалый интерес, как в Баку, так и в Тбилиси вызвали Ваши мнения о предвыборных процессах в Азербайджане и Грузии, озвученные во время недавней встречи с журналистами из Южного Кавказа в МГУ. Почему Вы не уверены в том, что сценарист, ставший во главе оппозиции Рустам Ибрагимбеков приедет в Азербайджан?  

- Начнем с главного, то есть с двух направлений предвыборного процесса в Азербайджане: это влияние внешних сил на ход избирательного процесса в Азербайджане и интрига, связанная с тем, как будет представлены на выборах наблюдатели из Евросоюза. Итог выборов предсказуем, я на 99,9% уверен в том, что победа будет за действующим президентом Ильхамом Алиевым.

Ибрагимбеков – компромиссная фигура для оппозиции, и для старой, и для молодой гвардии. Его выдвижение как единого кандидата – закономерно. Однако я не уверен, что он действительно приедет в Азербайджан. К этому его решению есть действительно очень много вопросов. И плюс я не уверен в том, что «Мусават», позиция лидера которого неопределенная, в конечном счете, согласится с выдвижением единого кандидата от оппозиции. «Мусават» может рассмотреть возможность идти на выборы отдельно.

Интрига сохраняется: приедет ли Ибрагимбеков в Азербайджан и готов ли он попытаться выставить свою кандидатуру не в плане заявлений, а через официальные процедуры? Если он на это пойдет, это будет один сценарий развития предвыборной кампании, если нет, то я думаю, что компания будет носить более предсказуемый характер.

Теперь перейдем к Грузии. Победа «Грузинской мечты» безусловно, обозначила новый этап в отношениях как внутри самой Грузии, так и с точки зрения взаимодействия между Грузией и Россией. Говорить о полноценной перезагрузке в двусторонних отношениях, пока, на мой взгляд, преждевременно. Несмотря на возвращение на российский рынок продукции грузинских винных заводов и возможного расширения сотрудничества в сфере туризма, Кремль пока не готов и не намерен пересматривать вопрос о дипломатическом признании Абхазии и Южной Осетии.

Чем ближе мы будем приближаться к президентским выборам в Грузии, тем острее будет политическая борьба между уходящей властью в лице президента Михаила Саакашвили и его кандидата со ставленником премьера Иванишвили и его соратниками по «Грузинской мечте».

Вероятнее всего на выборах победит кандидат «Грузинской мечты». Однако это не означает, что политическая власть в нынешней Грузии будет стабильной. Дефицит времени, конечно же, существует, потому, что экономическо-социальное положение в стране довольно непростое. Выполнение тех обещаний, которые были даны на парламентских выборах и которые будут даны на президентских, требует сохранения внутренней стабильности и улучшения отношений с соседями. Насколько способна к этому команда Иванишвили? Ответить на этот вопрос пока очень сложно.

Непростым способом шло комплектование правительства. На взгляд из России, министры, которые были назначены Иванишвили на ключевые посты, не являются специалистами в своих областях, а просто внесли свой вклад в победу «Грузинской мечты».

Сохранение политической стабильности в стране будет зависеть от самой политики партии.

 - Готова ли Армения к западной ориентации в своей внешней политике?

- Нет, не готова. Причина в том, что, несмотря на смену ряда министров в экономическом блоке правительства Тиграна Саргсяна, на их место пришли те, которые придерживаются тех же самых взглядов, что и прежние. 

На данный момент евразийское пространство для Армении – это открытие рабочих мест и решение проблемы с миграцией, показатель которого очень высок. 

                                                                                  

- Что изменится в азербайджано-иранских отношениях после избрания Роухани президентом?

- Надеюсь на позитив. Несколько дней назад иранские депутаты заявляли о том, что они могут помочь посредничеству в Карабахском конфликте. Я очень часто читаю заявления иранских депутатов, по которым можно проверять градус азербайджанского настроения в Тегеране.

По азербайджанской ветке они уже давно не высказываются, что позволяет говорить о том, что напряженные отношения немного смягчились. Но как быстро это произойдет, и будет ли продолжаться это смягчение, пока сложно определить.

 - Почему, к примеру,  в Баку приравнивают евразийскую идею к идее создания СССР?  

 - Хороший вопрос. Здесь есть три очень важных компонента: 1. Россия большая, все остальные страны не очень большие. Поэтому всегда есть боязнь того, что большое проглотит маленькое. Это уже в мозгу, с этим ничего не сделаешь.

2. Приедет российский бизнес и возьмет все в свои руки. Хотя этот агрессивный бизнес на постсоветском пространстве я лично давно не замечаю. Даже энергетические проекты сталкиваются с препятствиями.

3. Выросло поколение, которое родилась после распада СССР. Им трудно объяснить, как нам было хорошо, как мы вместе многое пережили, и как Баку, Ереван и Алма-Ата являются городами-дружбами. Сейчас эти ребята говорят по-английски лучше, чем на русском. И представьте то, что в один прекрасный день, вам говорят: «Давайте вступим в евразийское пространство и обнимемся!».  Русский, азербайджанец и казах скажут: «Мы готовы обняться, но что будет нам с этих объятий?». Вот на этот вопрос нам сейчас очень трудно ответить. Что получит Азербайджан, если подпишет меморандум о сотрудничестве в рамках евразийских проектов? Есть разработки евразийского банка развития для каждой страны постсоветского пространства. Но для простого гражданина они не будут понятны. Они полистают их и выкинут на помойку. Надо объяснить азербайджанцам, что они получат от этих проектов.   

Если мы будем сотрудничать в гуманитарной сфере и будем правильно представлять евразийские проекты в глазах азербайджанцев, студенты из Баку не уедут учиться в Кембридж или Оксфорд,  а в МГУ и МГИМО как в старые добрые времена. С этого и нужно начинать.

Вугар Гасанов (Москва)

# 7251
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#