«Габалинская РЛС могла бы спасти Челябинск от метеорита»

18 февраля 2013

Блиц-интервью Vesti.Az с преподавателем кафедры «Телевидение и радиосистемы» Азербайджанского Технического Университета, офицером запаса Ракетных войск Наилем Мехтиевым.

- Взорвавшийся над Челябинском метеорит в буквальном смысле взорвал Интернет, привлек внимание большого количества людей во всем мире. Самый главный вопрос, который сейчас интересует людей: как защищаться от этого опасного природного явления, от таких «космических пришельцев»? И почему, на Ваш взгляд, ПВО ядерной державы не обнаружили вовремя приближавшийся к российскому городу метеорит?

- Действительно, «челябинский» метеорит еще  раз наглядно показал неготовность, как национальных служб предотвращения катастроф, так и всего мирового сообщества к реальным угрозам из космоса. Выяснилось, что «пришельцы из космоса» могут не только нарушать работу систем связи, но и несут в себе угрозу уничтожения всего человечества. То, о чем писали в своих произведениях многочисленные писатели-фантасты, о чем снимались художественные фильмы в знаменитых студиях, сегодня оказалось нашей повседневной реальностью.

Во вчерашнем ток-шоу Владимира Соловьева «Воскресный вечер», куда помимо известных ученых, таких как академик РАН Евгений Велихов – Президент Национального Исследовательского Центра,  академик РАН Андрей Какошин – директор Института Проблем Международной Безопасности, доктор физико-математических наук,  Ростислав Полищук – член комиссии РАН по борьбе с лженаукой т.д., был приглашен и наш земляк Игорь Рауфович Ашурбейли. Хотелось бы напомнить, что Ашурбейли в 2000 -2011 г.г. работал генеральным директором НПО «Алмаз-Антей», где разрабатывались знаменитые зенитно-ракетные комплексы С-300. Под его руководством были созданы новые комплексы С- 400. Ныне доктор технических наук Игорь Рауфович Ашурбейли, окончивший в Баку Азербайджанский институт нефти и химии (ныне Азербайджанская государственная нефтяная академия), является председателем Экспертного совета по проблемам воздушно – космической обороны РФ.  Выступая в передаче, он, в частности, заявил,  что астероид, который залетел в воздушное пространство России с юго-восточного направления,  не  был обнаружен силами и службами ПВО-ПРО потому, что за это направление отвечала Габалинская РЛС. Тем самым метеорит выявил слабость российской ПВО-ПРО с данного направления.

Вместе с тем, он отметил, что при своевременно полученной информации, метеорит можно было бы уничтожить с помощью зенитных комплексов С-300 на высоте 25 км, не дав ему взорваться над городом. Этим он еще раз  подтвердил важность и уникальность РЛС дальнего обнаружения,  работающей до недавнего времени в Азербайджане и закрытой, как указал он, от независимых от военных причин.

В передаче, в частности, также было отмечено, что со стороны НАСА было обнаружено 960 крупных астероидов, размерами более 1 км., падение которых на Землю может привести к глобальным последствиям для всего человечества. В процессе работы над этой программой НАСА обнаружило еще 4700 астероидов размером в 100 метров каждый, падение которых может привести к региональным катастрофам. Для своевременного выявления угроз из космоса было предложено объединить все системы наблюдения за космосом, имеющиеся в разных странах, в единую общую систему наблюдения, работающую в рамках международных программ.

- Кстати, в Азербайджане имеется уникальная в своем роде Шамахинская обсерватория. Может ли она быть привлечена к общей системе наблюдения?

- Совершенно верно: Шамахинская обсерватория могла бы работать в этой программе.  Важность этой программы трудно переоценить не только в связи с возможностью предупреждения разрушений, которые вызвал, в частности, разорвавшийся над Челябинской областью метеорит, но и потому, что от космического мусора нам необходимо защищать  свои спутники и космические станции. Азербайджан, который вывел в космическое пространство, на геостационарную орбиту свой спутник связи и собирается в дальнейшем развивать свою космическую программу,  также должен быть заинтересован в развитии систем космического мониторинга. Как известно, наблюдения за космическими объектами, проводятся не только в оптическом, но и в инфракрасном, ультрафиолетовом и в радиоволновом спектре частот. Азербайджан совместно с Россией, модернизировав оборудование Габалинской РЛС, мог бы на платной основе предоставлять полученную там информацию всем заинтересованным сторонам. Такой совместный проект – использование Габалинской РЛС - системы раннего предупреждения о ракетном нападении, в качестве радиотелескопа, позволил бы азербайджанским ученым приобщиться к международным программам по изучению космического пространства.

Хочу напомнить, что даже на имеющимся нынешнем оборудовании Габалинской РЛС, можно обнаружить предмет в космосе размером с футбольный мяч на дальности 6000 км. Кроме того, антенны Габалинской РЛС не вращаются механически. С их помощью проводится электронное высокоскоростное  сканирование космического пространства. Это позволяет обнаружить быстро летящие объекты, которыми метеориты и являются. При медленном  механическом вращении антенн РЛС, быстролетящий объекты можно просто не заметить. Известно, что в Таджикистане, имеется станция оптического наблюдения «Окно». Построенная в советское время в горной местности, где сильно разряжен воздух и очень мало пасмурных дней в году, эта станция позволяет видеть спутники Земли на расстоянии 40 000 км. В отличие от Азербайджана, Таджикистан не стал закрывать эту станцию, а смог договориться с Россией в продлении ее эксплуатации на приемлемых Таджикистану и России условиях.

План модернизации Габалинской РЛС, должен был проводиться с 2015-2017 г.г. Это план можно осуществить с реальной пользой для Азербайджана, на территории которого находится такая уникальная точка для наблюдения за космическим пространством.

С помощью России можно было бы подготовить и свои национальные кадры для работы на таких уникальных комплексах.

- И тем самым перечеркнуть планы по превращению Габалы в курорт международного масштаба?

- Новый  проект  модернизации и совместного использования Габалинской РЛС не только не противоречил бы планам Азербайджана по созданию в  Габалинском районе зоны отдыха для иностранных туристов, но и позволил бы превратить Габалу в крупный международный научно-исследовательский центр, работающий в интересах всей планеты.

Бахрам Батыев