Израиль, Иран, Ближний Восток – Нужен ли ответу ответ? - АНАЛИТИКА
Этапу перекормливания массового пользователя дутым контентом на предмет итогов ирано-израильского боевого столкновения приходит конец. Дозированно выплывает наружу истина об уроне, нанесенном Израилю воздушной атакой Ирана. Но скоро достоянием гласности станет вся правда об инциденте, как бы ни старались акторы ретушировать случишееся по свежим следам.
Экспертные сообщества рассматривают результаты громкой коллизии в нескольких плоскостях. Политический, военно-стратегический, психологический и моральный аспекты задействованы в полной мере. Если говорить по существу геополитического свойства, то поставленных целей добился Иран.
Он смог прощупать возможности воздушной обороны противника, определил для себя ее слабые места, достал ракетами главные авиабазы Израиля, с которых Тель-Авив грозится напасть на ядерные объекты Исламской Республики.
Если принять во внимание, что к отражению атаки были подключены передовые силы США, Великобритании, Франции, Иордании и самого Израиля, то можно заключить, что Тегерану удалось навязать свою игру полноценной коалиции. Плюс ко всему, Иран не так уж сильно раскошелился. Его расходы, по предварительным подсчетам, составили порядка 67 миллионов долларов. А Израилю пришлось отрядить на отражение атаки неприятеля почти полтора миллиарда долларов.
Памятуя, что Тель-Авив итак завяз в секторе Газа, и военная операция ЦАХАЛ еще далека от завершения, нетрудно заметить, как дорого обходится Израилю политика жесткого противостояния с соседями и с главным недругом - Ираном, который после долгого выжидания решил ответить на серию выпадов оппонента.
Ирану удалось еще и то, чего до сих пор не смогли достигнуть ближайшие соседи-недруги Израиля. Тель-Авив практически утратил свою эксклюзивность, которая позволяла ему всегда поступать по своему разумению и добиваться благосклонной реакции многочисленных западных друзей и партнеров.
Впервые ему указали на его место, дав понять, что вседозволенность – вещь чреватая. Не зря Тегеран молча реагировал на израильский террор в отношении своих атомщиков и специалистов ядерных технологий, похищения высокопоставленных военных в разных частях света, в том числе и в ходе паломничества в Саудовскую Аравию во время хаджа, или же в ходе поездок иранцев в другие страны.
Высокопоставленные иранские чиновники в ответ на дерзкие вылазки израильских агентов сдержанно замечали, что ответ обязательно последует, словно напоминая расхожую мораль, согласно которой месть — это блюдо, которое лучше подавать в холодном виде.
Мощный взрыв у могилы убитого американцами генерала Касема Сулеймани в Кермане в начале года, в результате которого погибло 98 мирных граждан, тоже было делом рук Моссада, привлекшего к операции двух таджиков из «Исламского государства». Израильские агенты завербовали их в иракском Эрбиле, где с ними и провели соответствующую подготовку и инструктаж на предмет подрыва поминальной церемонии.
Наконец, ракетный обстрел иранского косульства в Дамаске стал последней каплей в чаше терпения Тегерана, который анонсировал ответ.
Примечательно, что об атаке иранцы оповестили американцев и некоторых других, заявив, что целью нападения не станут гражданские объекты и мирные люди. Естественно, израильтянам стало известно, что бить будут по военным целям и объектам, и заранее подготовились.
Некоторые СМИ вторят расфуфыренным сообщениям израилских масс медиа о «блестящей обороне Израиля», но они не понимают, что тиражируют топорные фейки. Если обороняющейся стороне удалось перехватить 99% ракет, дронов и снарядов, то каким образом пострадали и разрушились авиабазы, были выведены из строя военные самолеты и пострадали 12 человек?
Неужели иранцы, которые находятся в первой десятке технологически оснащенных государств мира, настолько отстали, и действуют примтивно, что бросают на ветер огромные средства, чтобы довольствоваться достижениями позавчерашнего дня? Не верится.
Одной из целей нападения было испытание ракеты Fateh-110 в деле. Речь идет о твердотопливной баллистической ракете малой дальности. Она является разработкой национальной аэрокосмической промышленности ИРИ, производится массово и продается дружественным странам.
Иран обладает также гиперзвуковыми ракетами, но они не были задействованы из стратегических соображений.
Западная пресса с подачи политических лидеров и их окружения дружно осудила Тегеран, ударилась в пространные рассуждения о безрассудстве иранских лидеров, мол, они совсем слетели с катушек и без надобности подняли руку на безвинную страну.
Пределом цинизма можно назвать и умозаключение, согласно которому удар Израиля по консульскому зданию в Дамаске был оправдан, ибо погибший во время авиаудара генерал Захеди проводил совещание с представителями вооруженных палестинских группировок и «Хезболлы». Такое может прийти в голову только ангажированным служакам. Израиль пересек критическую линию, понимая, что действует на грани фола. В результате навлек на себя нешуточный удар.
«Справедливым актом» это никак нельзя называть, потому как посольские и консульские расположения неприкосновенны. Ни одна западная страна не осудила безрассудный шаг Тель-Авива. А ведь план удара был одобрен на заседании узкого кабинета государства под председательством премьера Беньамина Нетаньяху, которому очень уж хочется спровоцировать большую ближневосточную войну ради подключения к ней США.
Расчет не оправдался. Вашингтон не только умыл руки, но и дал понять, что не пойдет на опасное предприятие ради союзника, который все больше смахивает на большого регионального прокси.
Тут к месту вспомнить и об иранской авантюре с дерзким нападением на посольство Азербайджана в Тегеране, в котором были задействованы спецслужбы ИРИ. Баку так и не дождался вразумительных объяснений и извинений за преступный акт, в ходе которого погиб сотрудник дипмиссии.
Непонятно, какие цели преследовали разработчики той варварской акции, но ясно одно, что иранская сторона пережила эффект бумеранга. Не зря ведь говорят, что зло всегда настигает тех, кто вынашивает зловещие планы, не коррелирующиеся с понятиями порядочность и доверительность.
Большой Ближний Восток сильно лихорадит, и для разблокирования сложного положения необходимы экстраординарные действия не только западной коалиции, но и других центров силы. Принятие к решению и подписание Авраамовских соглашений, о котором не устают говорить симпатизеры Тель-Авива, стали мертво рожденной инициативой. Никакой оборонный союз в палестино-арабском конфликте или же противостоянии Тегерану не принесет ожидаемого результата, потому что он не учитывает интересы палестинцев, а всего лишь предполагает купирование проблемы ради закрепления доминирующего положения одной из сторон конфликта, то есть Израиля.
Тем, кто утверждает, что «для срыва этого подписания постарались Иран и Россия, реализовав масштабный теракт против Израиля 7 октября 2023 года», лучше держаться подальше от ближневосточной темы. Они определенно плавают в ней, наводят тень на плетень, да еще и называя оплот палестинского сопротивления ХАМАС террористической структурой.
Печальный пример Авраамовских соглашений как раз доказывает бесперспективность неуклюжих попыток неискушенных политиков вроде Дональда Трампа с кондачка решить сложную дилемму. Вернись он в Белый дом хоть десять раз, его детище мертво, и не выживет, и в этом убедились буквально все, кто разбирается в проблеме.
Касательно событий 7 октября прошлого года доподлинно известно, что за ней стояла одна, далеко не восточная страна, а западная держава, которая с головой ушла в тайную программу передела мирового пространства. У нее свои интересы в жгучем регионе, и она даже позаботилась об электронной поддержке зловещей операции, которой, кстати, помогли еще и отдельные внутриизраильские силы. Впрочем, это совсем другая история, и она также в скором времени обнажит свои невидимые детали и стороны.
Смакующие затертый тезис «Запад всегда защитит Израиль от любой агрессии» настолько увлекаются инструментарием дешевого пиара, что не осознают сути проблемы, ставшей фундаментальной для мирового политического кластера. Во-первых, агрессия в отношении Израиля выглядит небольшой составляющей в плотной сети тотальной политики насилия, которую вот уже не одно десятилеие реализует сам Тель-Авив. В регионе банально срабатывает закон физики, согласно которому, любое действие натыкается на контрдействие.
Во-вторых, Израилю давно пора призадуматься над тем, как трансформировать потенциал своих военных побед в капитал мировторчества. Жесткая политика насильственного заселения палестинских земель еврейскими мигранатми, реализуемая нынешним кабинетом, отрицание прав арабов на Восточный Кудс, наконец, отрицание плана ООН о двух государствах никогда не приведет Израиль к спокойствию.
В-третьих, радикальный путь рано или поздно выработает свой ресурс и приведет к разрушению всей структуры региона, от чего потеряют буквально все. А оно им, израильтянам, надо?
Банально мыслящие сторонники жесткой линии в Израиле и за его пределами не унимаются, выдвигая на первый план сакраментальный вопрос - каким будет ответ Израиля? А нужен ли ответ ответу?
Не напрасно лидеры союзных государств в один голос отговаривают Тель-Авив от равноценного удара по Ирану. Им не стоит питать иллюзии относительно повторения сценария «око за око», которого до сих пор неизменно придерживался Израиль. Причем, он всегда действовал и норовит продолжать в духе непропорционального ответа, когда в ответ на вылазку палестинцев стираются с лица земли целые кварталы городов или почти весь Сектор Газа.
Иран только показал часть арсенала и не задействовал возможности своих прокси. А за ними грозная мощь в виде сотен тысяч ракет, которые невозможно перехватить. Они летят всего-то 15-20 секунд, обладая большой разрушительной силой. Зачем будить лихо? Тегеран уже сказал, что в случае ответа контрмеры Ирана не заставят себя ждать.
Но и Ирану тоже надо перестать бряцать оружием, не ударяться в крайности в отношениях со странами региона. Заигрывания Тегерана с агрессивной Арменией против интересов Баку порядком надоели, и они только нагнетают обстановку не в пользу Тегерана. Нельзя подпитывать нездоровые умонастроения, исходящие от неадекватного актора.
Азербайджан всегда придерживается рациональной позиции в региональной политике, в контексте других проблем и неурядиц. Неслучайно МИД страны занял взвешенную позицию, выразив «глубокую обеспокоенность растущей напряженностью в отношениях между Ираном и Израилем».
Призыв Баку к сторонам проявлять сдержанность и избегать опасной эскалации ради предотвращения глобальной дестабилизации – это не дань дипломатическому этикету, а реалистичная оценка положения с указанием на наличие серьезных рисков. Она и должна стать руководством к действию для всех сторон.
Тофиг Аббасов
Премьер Чехии: страна больше не зависит от российского газа
Новый сирийский лидер едет в Турцию: чего ждать от визита?
Бывшему премьер-министру Грузии сломали нос в Батуми
Запущен первый спутник турецкого производителя беспилотников Baykar
В Россию запретили ввозить свиней из ЕС
Президент Ирана: Тегеран ответит в случае удара США или Израиля