Александр Рар: Европейские элиты не хотят даже половинчатой победы России - ИНТЕРВЬЮ
Александр Рар
Правый поворот в Европе начинает набирать обороты и, скорее всего, этот политический процесс будет продолжаться. Данный тренд заставил Макрона объявить досрочные выборы, отправил в отставку правительства Бельгии и Австрии. Однако это вовсе не означает, что леволиберальные политики полностью теряют власть.
О том, какие процессы происходят в Европе, в интервью Vesti.az рассказал немецкий политолог Александр Рар.
- Партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) получает рекордные 16% на выборы в Европарламент. Как вы оцениваете итоги выборов?
- «Альтернатива для Германии» получила второе место после правоцентристской партии "Христианских демократов". В целом выборы победил Христианско-демократический Союз Германии (ХДС), но "Альтернатива для Германии" начинает набирать вес. Правда, против нее действуют все немецкие СМИ и партии, и даже предпринимается попытка ее запретить. Ее боятся. В случае, если она придет к власти, Германия может стать более националистической. «Альтернатива для Германии» выступает за Европу с национальными интересами, национальными государствами, и она против бюрократии в Брюсселе, миграционных потоков из Азии и Африки, а также против того, что поддерживают "зеленые" и другие партии.
Впереди очень много баталий. Как скажутся итоги выборов в Европарламент на самой Европе, говорить пока сложно, поскольку сам парламент - безвластный. Либеральные элиты прочно сидят в бюрократических структурах Европарламента уже на протяжении 30 лет, и от власти отказываться не собираются.
- Чем же обусловлена победа «Альтернативы для Германии»? Почему их популярность в стране растет?
- Либеральные партии многим немцам уже сильно надоели. Но здесь нужно сделать региональные уточнения, увидеть разницу. В западных регионах Германии, а там живет 3/4 населения страны, «Альтернатива для Германии» не пользуется большой поддержкой, но зато она популярна на территории бывшей ГДР. Там эту партию любят, за нее голосуют и ее почитают, потому что недовольство либеральными и мейнстримовскими партиями активно растет. Миграционный кризис бушует уже 10 лет, и это является главной причиной роста популярности «Альтернативы»: средь бела дня совершается масса покушений на мирных граждан со стороны исламистов, которые попали в страну под видом беженцев.
Кроме всего прочего, нужно понимать и социально-экономическое положение простых немцев, а оно ухудшается. Когда в стране существуют экономические проблемы и нет просвета, электорат всегда отворачивается от правящих партий. Мы сейчас просто вступили в такой этап, когда люди начали говорить, что либеральные и "зеленые" партии, которые в последние годы безуспешно управляли Европой, просто надоели. Они больше не пользуются доверием и авторитетом, и люди ищут им альтернативу. В Германии — это партия АдГ, в других странах тоже существуют правые партии, поэтому в Европе это будет тренд в пользу роста популярности правой политики. Все хотят видеть Европу образца 60-70 гг., когда национальные интересы каждого государства стояли превыше всего. Идея срединных штатов Европы с сильным центром в Брюсселе, которую вынашивали 30 лет, как мне кажется, уйдет в мусорный ящик истории.
- Интересные события сейчас развиваются во Франции. Эмманюэль Макрон заявил о роспуске Нацсобрания и проведении досрочных выборов. Какие результаты ожидают в Германии от этих выборов? Уйдет ли Макрон из политики?
- Я думаю, главное, что будет чувствоваться в Германии — это давление на Олафа Шольца, дабы он сделал то же самое. Будут говорить, что это честный выход, Макрон проиграл, и с помощью перевыборов он решит - остаться у власти или уйти. Но Олаф Шольц по этому пути не пойдет. Дело в том, что парламентские выборы во Франции самого Макрона не заденут, поскольку он президент. Если же в Германии поставят вопрос о недоверии, то ни Шольц, ни его партия, ни правящая коалиция отказываться от власти не будут.
- Что, если правые силы победят по всей Европе и придут к власти? Каких изменений стоит ожидать?
- Пока что правые силы, которые пришли к власти в разных странах, ничего изменить не смогли. Они и не смогут особо что-то поменять. Потому что левые, которые станут оппозицией, поменяют свою тактику в отношении своих правых соперников. Они, во-первых, объединяются, "черные", "зеленые", "красные", "розовые", все, кому ни лень, объединяются против, как они говорят, "фашизма", против правых партий, и сохраняют таким образом свое влияние и власть. Потом, на стороне левых элит вся западная пресса, а люди читают и верят этим СМИ.
Именно поэтому популистам правого толка трудно достучаться до простого избирателя. Кроме того, либеральные партии пугают избирателей тем, что вот такие партии, как АдГ, так опасны, что они фашистские, и их надо срочно запретить, организуют кампании против отдельных кандидатов за запрет конкретной партии. Или, допустим, в Италии, где правая партия пришла к власти, или тот же Орбан, могли бы создать свою правую коалицию, но они не могут этого сделать, потому что им ломают руки за кулисами, их заставляют возвращаться в мейнстрим, угрожают санкциями. Они видят, что большинство правящих элит в Европе — это либеральные, "зеленые", социал-демократические партии и силы, с которыми воевать очень сложно, да и практически невозможно. Поэтому тактика правых партий сейчас — это быть в оппозиции и укреплять свой статус в надежде на будущее.
- Почему правые партии в Европе считаются пророссийскими? И какова позиция этих партий по российско-украинскому конфликту?
- В Европе любой политик, любой орган СМИ, эксперт, партия, которые осмелятся выступить за миротворчество в украинском конфликте, за дипломатическое урегулирование, объявляются агентами Путина. Все, что они говорят, клеймится «российской пропагандой». Здесь европейские элиты не хотят, чтобы война закончилась даже половинчатой победой России. Они будут делать все, чтобы этого не было. Поэтому и обвиняют правые, и даже некоторые левые партии, которые выступают за дипломатическое урегулирование в украинском конфликте, в том, что они предатели. Эту мысль подхватывают и СМИ. Многие люди начинают верить, что «Альтернатива для Германии» или «Союз Сары Вагенкнехт» являются агентами Москвы. Но это неправда. Да, члены «Альтернативы» встречались с высокопоставленными политиками России, но с ними встречались и представители других партий, так почему всем можно, а АдГ - нельзя? То, что якобы Россия финансировала отдельных политиков из «Альтернативы для Германии», не доказано, и доказать никто не сможет. Однако, процесс запущен, а потому складывается мнение, что они якобы действуют в интересах России, а не Германии.
Анар Гусейнов
В Румынии проходят президентские выборы
Число погибших в межрелигиозных столкновениях в Пакистане превысило 50 человек
При крушении легкомоторного самолета в США погибли два человека
Bloomberg: администрация Байдена ограничена в вопросе поставок оружия Украине
Британия, США, Франция и ФРГ приветствовали антииранскую резолюцию МАГАТЭ
"Хезболла" заявила о серии атак на израильские войска