Может ли война в Персидском заливе подтолкнуть нефть к $100 за баррель?
Ракеты летают над регионом, который поставляет треть мировой нефти.
Год назад, после нападения ХАМАСа на Израиль, нефтяные рынки опасались эскалации конфликта, в котором Израиль столкнется с Ираном, седьмым по величине производителем нефти в мире.
Об этом, как передает Vesti.az, говорится в материале The Economist.
До недавнего времени обе страны старались избегать такого сценария, что способствовало низким и стабильным ценам на нефть. Однако на прошлой неделе Иран выпустил около 200 ракет по Израилю в ответ на удары по «Хезболле» и другим иранским прокси. Цены на нефть немедленно отреагировали: на прошлой неделе они выросли на 10% до 78 долларов за баррель, что стало самым крупным недельным скачком за два года.
Когда в 2022 году началась война в Украине, цены на нефть достигли 100 долларов за баррель.
Может ли подобное повториться?
Это будет зависеть от того, насколько масштабными будут ответные действия Израиля. Если Тель-Авив ограничится ударами по военным целям, а Иран ответит сдержанно, геополитическая надбавка на нефть может быстро сойти на нет. Однако если Израиль решит атаковать гражданскую инфраструктуру Ирана, включая нефтяные и газовые объекты или объекты по обогащению ядерного топлива, ситуация может резко ухудшиться.
Если Израиль решит ударить по иранским нефтяным терминалам на острове Харк — главному экспортному узлу Ирана, откуда отгружается 90% всей нефти — это вызовет серьезные последствия. Подобные удары могут привести к потере значительного объема нефти на рынке — в прошлом месяце Иран экспортировал рекордные 2 млн баррелей в день, что составляет около 2% мирового предложения.
Такой шаг вызовет негодование Китая, куда направляется почти весь иранский экспорт, а также создаст политические проблемы для администрации Байдена накануне президентских выборов в США, так как рост цен на нефть поднимет цены на бензин.
Тем не менее, глобальные последствия могут быть ограниченными. Сегодня рынок нефти имеет избыточные мощности: страны ОПЕК+ обладают более 5 млн баррелей в сутки свободных мощностей, из которых на долю Саудовской Аравии и ОАЭ приходится 4 млн.
Вероятно, они не будут долго ждать, прежде чем компенсировать возможные потери иранской нефти, особенно учитывая их желание восстановить свою долю на рынке. К тому же, добыча нефти растет в США, Канаде, Бразилии и других странах, и Международное энергетическое агентство ожидает рост производства на 1,5 млн баррелей в сутки в 2025 году.
До последней эскалации трейдеры прогнозировали перенасыщение запасов нефти в следующем году и падение цен ниже 70 долларов за баррель.
Сегодня запасы нефти в странах ОЭСР ниже среднего пятилетнего уровня, что означает, что потенциальный удар по иранским нефтяным объектам, несомненно, потрясет рынки. Однако, даже в этом случае, скорее всего, цены на нефть установятся лишь на 5-10 долларов выше нынешних уровней, оставаясь значительно ниже 100 долларов за баррель.
Таким образом, несмотря на возросшее напряжение, фундаментальные факторы на рынке, такие как избыточное предложение и сдержанный спрос, могут удержать цены от значительного роста.
Vesti.az
Зеленский требует от мира «сильной реакции» на российский удар «Орешником»
Путин: ракеты "Орешник" атакуют со скоростью 10 махов
США заранее предупредили Украину о возможном ракетном ударе
Гетц отказался от выдвижения на пост генпрокурора США из-за секс-скандала
Пентагон обеспокоен запуском Россией ракеты «Орешник»
Песков: РФ автоматически предупредила США до пуска "Орешника"