Гамид Джафаров: Армяне пытались помешать доставке останков Гусейна Джавида в Азербайджан

Гамид Джафаров: Армяне пытались помешать доставке останков Гусейна Джавида в Азербайджан
16 марта 2023
# 18:00

Полковник полиции, руководитель группы по возвращению останков репрессированного в 1937 году великого азербайджанского поэта и драматурга Гусейна Джавида в Азербайджан Гамид Джафаров рассказал в интервью АПА детали событий, произошедших в начале 80-х годов ХХ века.

Как передает Vesti.az, Гамид Джафаров напомнил, что в 1981 году по указанию первого секретаря ЦК компартии Азербайджана Гейдара Алиева было принято решение о проведении 100-летнего юбилея Гусейна Джавида.

«В постановлении не было решения о перезахоронении останков. Большинство людей, которые давали показания против Гусейна Джавида, Микаила Мушфига, Ахмеда Джавада, Салмана Мумтаза, Юсифа Везира Чеменземинли, и их дети были еще живы. Они не хотели, чтобы эти факты получили огласку», - сказал он.

Гамид Джафаров отметил, что серьезное внимание к памяти жертв репрессий в Азербайджане начали уделять после того, как Гейдар Алиев стал первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана.

Он подчеркнул, что имена Микаила Мушфига, Ахмеда Джавада, Салмана Мумтаза и многих других уже были увековечены, но о Гусейне Джавиде ничего не было.

«Поэтому в 1981 году, когда было принято решение о праздновании столетия со дня рождения Гусейна Джавида, было предложено открыть его дома-музей в Баку и Нахчыване, создать в Нахчыване театр поэзии, который будет носить его имя, установить ему памятник, а также создать постановки на основе его произведений», - вспоминает полковник.

Он сообщил, что в то время работал секретарем по идеологическим вопросам обкома Коммунистической партии Азербайджана в Нахчыванской Автономной Республике.

«Мы начали активную работу по исполнению решения, проделали большую работу в Нахчыване. Гасан Гасанов как секретарь ЦК лично интересовался этими вопросами. Потому что он был председателем комиссии, созданной для проведения 100-летнего юбилея Гусейна Джавида в Азербайджане, а я был председателем в Нахчыване. Он, в свою очередь, регулярно информировал Гейдара Алиева о проделанной работе», - сказал он.

По его словам, в марте 1982 года в Москве состоялось совещание идеологических секретарей ЦК КПСС. Из Азербайджана на это совещание были приглашены Гасан Гасанов и он. На этом совещании присутствовали также секретари из Магадана и Иркутска.

«Я тогда попросил Гасана Гасанова познакомить меня с секретарями Магадана и Иркутска для того, чтобы поговорить с ними о Гусейне Джавиде, узнать, где захоронены его останки».

К тому времени уже было известно, что Гусейн Джавид был арестован в 1937 году, пробыл в Баку 2 года, а в 1939 году тройка НКВД приговорила его к 8 годам заключения, и он был сослан в Магадан. После того, как Джавид 2 года переносил все тяготы в Магадане, он получил обморожение ног, и у него ослабло здоровье. Его якобы для лечения привозят в Дом инвалидов в селе Шевченко Таршетского района Иркутской области. Пробыв там три месяца, он умер 5 декабря и был похоронен 7 декабря 1941 года.

Последнее письмо от Джавида получила его дочь Туран Джавид в 1941 году. В письме он пишет, что находится в своем старом доме, и просит не волноваться за него. После этого письма в мае 1941 года состояние Джавида ухудшается, его привозят в село Шевченко.

«Так что это было все, что мы знали на тот период. Познакомившись с секретарем Магадана, я подружился с ним. Я написал ему письмо, когда вернулся в Нахчыван, и он прислал необходимые документы. После этого я запросил личное дело заключенного № 1113 Гусейна Джавида под номером № 13113, и мне его также прислали», - отметил Гамид Джафаров.

По его словам, в документе была указана вся информация, включая дату ареста, отпечатки пальцев. Как написано в личном деле, после двух лет ареста обвинения в адрес Джавида так и не были доказаны, и он, по решению тройки, был отправлен в ссылку.

«В документе написано: Гусейн Джавид отправлен в ссылку за участие в антисоветской подпольной организации. Внизу стоит подпись Гусейн Джавида с пометкой «С решением ознакомлен». Он не пишет, что согласен с решением, а пишет, что «с решением ознакомлен», подчеркнул Гамид Джафаров.  

По его словам, им удалось найти Василия Традайкенона, который в то время был сторожем в Доме для инвалидов в селе Шевченко, и он помог в поисках могилы.

«Собрав документы, я отправил их Гейдару Алиеву вместе с Кямраном Рагимовым, первым секретарем Нахчыванского обкома партии. Примерно в конце сентября, когда он приехал в Баку, был принят Гейдаром Алиевым и представил ему собранные мною документы. Кямран Рагимов потом рассказал мне, что Гейдар Алиев после того, как в течении часа рассматривал личное дело № 13 133, огорченно сказал - посмотрите на судьбу этого гения и что с ним стало! После этого он сказал, что необходимо обязательно найти и привезти останки Гусейн Джавида», - рассказал полковник полиции.

Гамид Джафаров отметил, что 1 октября Гейдар Алиев прибыл в Нахчыван и принял участие в открытии ряда предприятий, а 2 октября на встрече с интеллигенцией они от имени общественности Нахчывана обратились к Гейдару Алиеву с просьбой привезти останки Гусейна Джавида на родину.

«Гейдар Алиев приветствовал наше предложение и пообещал, что сделает все необходимое со своей стороны для того, чтобы найти и привезти останки Гусейна Джавида. После возвращения Гейдара Алиева в Баку он поговорил об этом с Брежневым и Андроповым и получил их согласие. После этого, 12 октября, Нахчыванский обком партии принял решение, согласно которому мне поручили доставить останки Гусейна Джавида», - вспоминает Гамид Джафаров.

Он был председателем комиссии по празднованию 100-летия Гусейна Джавида и по этой причине именно его назначили руководителем группы, которая поедет в Магадан. В группу включили также занимавшего в то время пост замминистра внутренних дел Нахчывана Тельмана Алиева и передового рабочего и самого молодого депутата СССР Закира Насирова.

По словам Гамида Джафарова, 14 октября они вылетели из Еревана в Москву.

«В то время в Москве проходила декада, посвященная юбилею Низами, и Гасан Гасанов также присутствовал там. Мы тоже участвовали в декаде, и когда 17 октября мы вылетали в Иркутск, Гасан Гасанов спросил о наших планах. Я рассказал ему, что после того, как найдем останки Гусейн Джавида, полетим в Ереван, где в аэропорту нас встретит 500 человек интеллигенции, рабочих и трудящихся. Мы проведем большой митинг и оттуда отправимся в Нахчыван. Гасан Гасанов сказал, что хотя ему понравился план, он должен посоветоваться с Гейдаром Алиевым».

После этого разговора группа вылетела в Иркутск, где 18 октября их встретил секретарь Иркутского обкома партии.

«Нам дали трех экспертов в звании полковника, и мы в спецвагоне за полтора дня доехали до города Тайшет. В Тайшете состоялась широкая встреча с руководством горкома партии и исполнительной власти, и 21 октября было принято решение исполнительной власти об эксгумации останков азербайджанского поэта-драматурга Гусейна Джавида из могилы № 59 в селе Шевченко и об их отправке в Азербайджан», - сказал он.

После этого решения группе выделили вездеход, транспорт, людей и солдат. К группе также присоединилась прокурор Тайшетского района Елена Харитонова, а также азербайджанцы, проживающие в Тайшете. Таким образом, группой в составе более 50 человек приехала в село Шевченко.

Группами по два-три человека начались поиски в лесу могилы Гусейна Джавида. После двух часов поисков прокурор Тайшетского района крикнула, что нашла могилу под номером 59.

«Мы пошли и увидели, что на доске над могилой вырезано число 59. Было составлен акт, в котором отмечено, что останки Гусейна Джавида не заражены какой-либо инфекционной болезнью, и разрешающий перевозку останков в оцинкованном гробу на самолете, корабле и автомобиле. На основании этого решения 24 октября мы прибыли в Иркутск из Тайшета. 24 октября я позвонил Гасану Гасанову и сообщил ему, что мы летим в Москву, а оттуда в Ереван. Я также позвонил в Нахчыван и предупредил, были сделаны все приготовления. Вы знаете, что между Иркутском и Москвой разница 6 часов. 25 числа, когда мы были в воздухе, в салон самолета вошла стюардесса и сказала, что получили шифрограмму от товарища Алиева, и мы летим в Баку, а не в Ереван. Она сообщила, что нас встретят там», - вспоминает он.

 

Оказалось, что в то время из Еревана позвонили Гасану Гасанову и сказали: «Что вы делаете, вы везете останки врага народа? Что мы скажем нашему народу?». Когда Гасан Гасанов сообщил Гейдару Алиеву о том, что армяне выступают против, и то, что останки повезут в Ереван, а оттуда в Нахчыван, великий лидер принял решение, чтобы самолет прилетел в Баку, а не в Ереван.  

«Позже я задумался о том, что, если бы мы прилетели бы в Ереван, армяне могли бы не дать нам возможности вывезти его останки в Нахчыван. Гейдар Алиев проявил здесь политическую мудрость и сказал, что останки Джавида должны быть привезены в Баку. После церемонии прощания в доме Джавида, которая была организована с момента нашего прибытия в Баку, 2 ноября мы отправились в Нахчыван специальным самолетом, а 3 ноября останки Гусейн Джавида были перезахоронены на родине в Нахчыване, где он родился», - рассказал Гамид Джафаров.

# 7152
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#