Быть или не быть в Азербайджане ВАК, или Почему депутаты хотят ввергнуть науку в хаос

Быть или не быть в Азербайджане ВАК, или Почему депутаты хотят ввергнуть науку в хаос
14 марта 2023
# 20:00

Складывается впечатление, что нужда в ученых в азербайджанском обществе отпала уже очень давно. Хотя временами случаются события, при которых о них вспоминают (к примеру, во время вспышки коронавируса), однако результата от местных научных работников особо ждать не приходится.

Среди всего этого недоверия время от времени отдельные члены общества обращают свой взор на это направление, и так как на вершине научной иерархии стоит Высшая аттестационная комиссия, большинство ударов приходится именно по этой структуре. К примеру, накануне депутат Этибар Алиев снова выступил с инициативой упразднить Высшую аттестационную комиссию при президенте Азербайджанской Республики. В конце прошлого года с аналогичной инициативой выступал и депутат Сиявуш Новрузов.

Высшая аттестационная комиссия (ВАК) существует в Азербайджане, а также в ряде других стран на пространстве СНГ, таких, как, например, Россия, Беларусь, Молдова, Кыргызстан и т.д еще со времен СССР и отвечает за обеспечение государственной аттестации научных и научно-педагогических работников — присуждение учёных степеней доктора и кандидата наук (ныне доктора философских наук и доктора наук), присвоение учёных званий.

То есть, по сути, ВАК является пережитком бывшего Союза, и в современном мире нет моделей этой структуры, кроме как в постсоветских республиках. 28-го июля 2022-го года указом президента Азербайджанской Республики Министерство образования было переименовано в Министерство науки и образования, в связи с чем были расширены и его полномочия. Если раньше Министерство занималось администрированием только образовательных учреждений, то теперь ему была передана и сфера науки, тем самым существование аттестационной комиссии как отдельного органа стала вызывать еще больше вопросов.

Так нужна ли вообще ВАК?

В первую очередь нужно понять главную функцию данного органа. Как указано в Уставе самой Комиссии, ее основной задачей является выдача соответствующих документов, присуждение ученых степеней и званий. Комиссия проверяет работу диссертационных, экспертных комиссий, занимается нострификацией ученых званий и степеней и т.д.

При подробном рассмотрении Устава в статьях 2.0.15 и 2.0.26 можно увидеть еще одну из основных целей Комиссии:

2.0.15.  определять требования к диссертациям и авторефератам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну;

2.0.26. принимать необходимые меры по охране государственной тайны и режима конфиденциальности, а также меры безопасности в соответствии с направлениями деятельности.

Учитывая геополитическую ситуацию вокруг нашей страны, некоторые диссертационные работы, действительно, могут иметь особую важность для государственной безопасности, содержать в себе новый научных подход, значимый для внутренней и внешней политики государства. Диссертационные работы, научные открытия в военной сфере, в сфере энергетики и т.д. могут позволить государственным органам построить новый путь развития, используя данные работы как дорожную карту. В таком случае нельзя позволить данным работам пребывать в открытом доступе для общества, и с этой точки зрения Аттестационная комиссия имеет огромное значение.

А какова мировая практика?

Учёные степени, присуждаемые в различных странах, существенно различаются по названиям, требованиям к квалификации, процедуре присуждения и/или утверждения.

Степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается, как правило, практической деятельностью, а не наукой. Получение таких степеней также не требует выполнения самостоятельного научного исследования, поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью.

Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета; так, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества — исследовательской. Ряд университетов Великобритании (включая Оксфорд и Кембридж) даже включают степень доктора медицины в высший докторат, требующий существенного вклада в медицинскую науку.

То есть одним из вариантов является то, что ученые степени присуждаются в разных странах не после долгой диссертационной работы над определенной темой, а лишь является частью образовательной системы, считаясь образовательной ступенью, получаемой после магистра.

Но, приводя данный пример, не стоит забывать о том, что, система образования в некоторых странах, таких как США, не носит централизованный характер, как в Азербайджане, и разные университеты, разные штаты и т.д. регулируют систему по-своему.

И если мы рассмотрели соискание степени по профессиональному докторату, стоит учесть, что в тех же странах существует соискание по исследовательскому докторату, который в целом не имеет особых отличий от постсоветских стран.

В Британии для этого требуется обучение в postgraduate school в течение трех, в Штатах — четырех лет. В США в первый год аспирант слушает лекции, во второй - готовится к экзаменам (у нас их назвали бы экзаменами кандидатского минимума), в третий проводит исследование, в четвертый завершает его и пишет диссертацию. Все это (если отбросить первый год) очень похоже на принятую у нас систему.

В то же время стоит учитывать, что в тех же западных странах соискателю требуется опубликовать в престижных (а потому очень придирчиво рецензируемых) журналах 5-10 добротных экспериментальных статей. Собственно, диссертация и рассматривается как обобщение этих уже опубликованных работ.

К слову, 11 июня 2019-го года указом президента Азербайджанской Республики об утверждении «Положения о порядке присвоения ученых степеней и ученых званий» наука в Азербайджане была приближена к западной модели. Ко всему прочему, в данном указе в качестве требований для соискания научных званий и степеней были добавлены наличие опубликованных статей в международных индексируемых изданиях таких как Web of Science или Scopus.

Защита диссертации в европейских и американских вузах происходит намного легче, чем у нас. Решение принимают два оппонента: «внешний» (из другого университета) и «внутренний» (можно из того же факультета). Руководитель, как правило, может присутствовать на защите, но он не участвует в выработке решения. Принимается один из шести вариантов решения:

- Работу одобрить, степень присудить (решение вступает в силу немедленно, ВАК или его аналога просто не существует).

- Степень присудить при условии, что соискатель внесет в диссертацию такие-то изменения.

- Работа в целом неплоха, но недостатки ее серьезны. Степень не присуждается, соискателю дают год или два на доработки и исправления.

- Диссертация неплоха, но защита ее никуда не годится. Соискатель получает полгода или год на подготовку к повторной защите.

- Диссертация слаба и не может быть исправлена, ее автор получает степень магистра.

- И качество диссертации, и профессиональный уровень соискателя настолько низки, что повторная защита невозможна.

Вышеуказанная модель, возможно, и практична в западных странах, где высшие учебные заведения не централизованы, и вузы сами заинтересованы в качестве обучения. Однако в Азербайджане и во всех постсоветских странах пока не существует полной приватизации вузов, и присвоение ими ученых степеней может иметь нежелательные последствия.

К примеру, многие преподаватели вузов в Азербайджане, которые, как правило, чаще всего являются соискателями ученой степени, так или иначе знакомы друг с другом. И потому на этапе проверки работы диссертационными и экспертными комиссиями, в которые входят преподаватели разных вузов, они, мягко говоря, необъективно оценивают своих коллег.

Тот же упомянутый выше Сиявуш Новрузов, выступая против ВАК, заявлял: «Человек защищается 4 раза на одной кафедре, на 5-й раз работа ученого направляется в ВАК. Там эксперт говорит, что это плагиат. То есть мнение 60-70 ученых не учитывается, а по мнению неизвестного эксперта этому ученому не присуждается ученая степень».

Возмущаясь существующей системой присвоения ученых степеней, доктор философии в области права (очевидно, получивший эту степень в 90-х, когда во многих сферах еще царил хаос), приводимыми аргументами сам невольно объясняет, для чего в нашей стране пока нужна ВАК. В комиссии, помимо того, что с каждой работой тщательно ознакамливаются эксперты, которые достаточно компетентны для того, чтобы уже на этом этапе заподозрить плагиат, она прогоняется через специальную программу, которая с точностью может указать, где и что автор работы полностью скопировал. А таких случаев бывает очень много, причем среди них встречаются недобросовестные работы и некоторых депутатов, желающих получить ученую степень…

И тот факт, что, по словам, Сиявуша Новрузова, 60-70 ученых утвердили работу, не найдя в ней недостатков, а в ВАК выясняется, что она на 90 процентов скопирована у другого автора, ставит под сомнение их компетентность и объективность.

Да зачем далеко идти: даже на ступени бакалавриата вузы грешат тем, что определенные полномочные лица могут за деньги «протащить» того или иного студента через экзамен, выдают красные дипломы тем, кто этого абсолютно не заслуживает. А теперь представьте, какой золотой жилой для некоторых недобросовестных, алчных ректоров, деканов, заведующих кафедрой и т.д. может стать предоставление вузам полномочий по присвоению ученых званий и степеней.

Таким образом, важной частью работы ВАК является проверка диссертационных работ на плагиат, после чего, в случае выявления последнего, работы возвращаются соискателям. ВАК в данном контексте является также способом борьбы с коррупцией и повышения качества диссертационных работ.

Недавно соискатели также выступили против требований ВАК по части иностранных языков. Однако это выступление ставит под сомнением качество их диссертационных работ. Ведь надо учесть, что большинство научных работ, информаций, научных статей и книг в современном мире написаны на английском, и исследователь той или иной области, не может быть знатоком без полного изучения разнообразных источников по своей отрасли. Как бы странно или обидно это ни звучало, но в современном мире быть ученым, не зная английского, почти невозможно. И проверка знаний соискателей также входит в обязанность данной структуры.

Возможно, как говорят наши многоуважаемые депутаты, и придет день, когда вузы в Азербайджане смогут развиться до уровня иностранных, и общество доверится им так же, как в западных странах, тогда и не будет нужды в ВАК-е как в надзорном институте, но до этого еще далеко. Поэтому пока, прежде чем выступать с подобными заявлениями, стоит для начала детально изучить вопрос.

# 7857
avatar

Эльшан Мамедли

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#