Проиранские формирования убили американских солдат. Чем ответят США? - АНАЛИЗ
США усилили свою группировку на Ближнем Востоке, чтобы защитить Израиль, а выглядит это так, что они не способны защитить самих себя.
Итак, в субботу на военной базе в Иордании погибли трое американских военнослужащих. Еще 25 получили ранения. Американская военная база, расположенная на границе Иордании и Сирии, была атакована беспилотником.
Ни у кого нет сомнений в том, что речь идет об атаке, организованной проиранскими ополченцами, действующими на территории Сирии и Ирака. Происходящее является частью большого противостояния между Ираном и его союзниками из т.н. Оси сопротивления с одной стороны, и американо-израильской коалицией с другой.
Союзники Ирана весьма влиятельны - это шиитские милиции, контролирующие часть территории Ирака, Сирии, Ливана и Йемена. Также, близкий союзник Тегерана - суннитский ХАМАС в секторе Газа. Группировки, финансируемые и получающие оружие из Ирана, смогли в значительной степени добиться контроля над перечисленными странами.
7 октября движение ХАМАС, контролирующее заблокированный Израилем в течение последних 16 лет сектор Газа, нанесло удар по блокирующим силам израильской армии. Боевики спецназа ХАМАС захватили штаб дивизии АОИ (Армия обороны Израиля) и ряд других объектов. Кроме того, подразделения ХАМАС взяли под контроль приблизительно на трое суток 22 населенных пункта в Израиле, убили 300 военных, 50 полицейских, около 900 мирных жителей, и взяли в заложники 240 человек.
После этой операции, получившей название "Наводнение Аль-Аксы" Израиль начал наносить воздушные удары по сектору Газа, а затем ввел туда сухопутные части, которые в настоящее время ведут сражение против примерно 30 тысяч боевиков ХАМАС.
Для премьер-министра Израиля, Беньямина Нетаньяху, новая война стала делом чести. После того, как выяснилось, что, по данным соцопросов, четыре пятых израильтян обвиняют его в катастрофе 7 октября (эти события иногда называют "израильским 11 сентября"), он поклялся уничтожить военное крыло движения ХАМАС и оккупировать Газу. Иного способа оправдать себя в глазах израильской военно-политической и экономической верхушки, правящих монополий, а также в глазах избирателей, у Нетаньяху нет. Бои в жилых кварталах Газы рискуют затянуться на многие месяцы. По данным палестинского Минздрава, там погибли уже около 25 тысяч человек, в большинстве своем - гражданские. Согласно американским данным, АОИ уничтожила 20-30 процентов боевиков ХАМАС, примерно столько же - ранены.
После этих событий США направили к берегам Израиля две ударные авианосные группы, пригрозив любым оппонентам Тель-Аива и потребовав, чтобы те не мешали израильской операции. Однако, все сложилось не так, как хотели в Вашингтоне. Проиранские ополченцы, формирующие сферу влияния Тегерана на Ближнем Востоке, не только стали обстреливать Израиль, пытаясь защитить своего союзника - ХАМАС, но и предприняли другие меры. Хуситы с помощью иранцев обрушили на гражданские и военные суда в Красном море и Аденском заливе беспилотники, крылатые и баллистические ракеты. Сделав это, хуситы и Иран смогли в значительной степени перекрыть важнейшую торговую артерию планеты, Суэцкий канал, через который проходит 12 процентов всей глобальной торговли и огромная часть товарных потоков, связывающих Европу с Азией.
Одновременно проиранские ополчения стали обстреливать с помощью ракет и беспилотников американские военные базы в Ираке и Сирии, добиваясь ухода оттуда американских войск.
Правда иранцы, стоящие за ополчениями, довольно тщательно откалибровали свои действия, стремясь не столько нанести США потери, сколько усилить беспокойство американцев и заставить уйти из двух указанных стран, в политике которых доминируют проиранские силы. Но после 150 обстрелов стало понятно, что, как выразились представители Пентагона, гибель солдат США - "только вопрос времени". В конце концов, 158-ой обстрел обернулся летальным исходом для трех из них. По словам американского чиновника, побеседовавшего на условиях анонимности с изданием Politico, удар пришелся на жилые помещения военной базы.
Теперь уже США вынуждены реагировать. Президент Джо Байден заявил: "Вчера вечером у нас был тяжелый день на Ближнем Востоке. Мы потеряли трех храбрецов в результате нападения на одну из наших баз... И мы ответим". Министр обороны Ллойд Остин сказал: "Ополченцы, поддерживаемые Ираном, несут ответственность за эти непрекращающиеся нападения на американские войска, и мы ответим в удобное для нас время и в удобном месте".
На самом деле эта формулировка указывает на нерешительность. Хезболла - проиранская милиция, контролирующая Ливан, примерно такими словами отвечает на каждую израильскую операцию, в ходе которой израильские военные убивают ее военных лидеров. Не то, чтобы Хезболла не отвечала, но она не рвется на большую войну и наносит в ответ лишь ограниченные удары, в то время как могла бы бить значительно сильнее.
Отвечая в том же стиле, американцы снова, в который раз демонстрируют слабость, характерную для всей политики нынешней администрации в Вашингтоне. Байдену не позавидуешь, если, конечно, не считать того, что он - самый могущественный человек на планете. Он попал в сложную ситуацию, когда любой шаг выглядит рискованным.
В год перед выборами его демократическая администрация боится раскачать лодку и ввязаться в большую войну на Ближнем Востоке - типичная предвыборная ситуация, когда руководители США менее всего склонны рисковать. Кроме того, у американцев есть негативный опыт войн в этом регионе, в Ираке и Афганистане. И наконец, в том случае, если разразится большая война американо-израильской коалиции с Ираном, цены на нефть, согласно прогнозам экономистов Bloomberg, могут подняться до 150 долларов за баррель; итогом станет падение мировой экономики на 1 триллион долларов и высокая вероятность глобальной рецессии, а это в свою очередь, затормозит американскую экономику и окончательно похоронит шансы Байдена на победу на выборах в ноябре 2024 года. Все перечисленное - не более чем вероятные сценарии, они могут и не реализоваться. Например, в случае мощного американского удара по центрам принятия решений в Тегеране, правительство Исламской республики Иран, может быть, и не решится на сопоставимый ответ, потому что ее руководители хотят жить.
С другой стороны, не ответить на вызов США тоже не могут. Во-первых, сверхдержава не может позволить себе выглядеть слишком слабой и мягкой - чтобы поддерживать свой статус, она должна показать, кто в доме хозяин. Во-вторых, снова вспомним про выборы в США. "Единственным ответом на эти атаки должно быть сокрушительное военное возмездие против террористических сил Ирана, как в самом Иране, так и на всем Ближнем Востоке, - говорится в заявлении сенатора Тома Коттона, республиканца от штата Арканзас. - Все, что меньше, подтвердит, что Джо Байден - трус, недостойный быть главнокомандующим". В том же духе высказываются и некоторые другие республиканцы. И это серьезно. Может быть большинство американцев не хотят сегодня новой большой войны на Ближнем Востоке, но в то же самое время они не любят слабаков и лузеров.
В настоящее время американские военные в Ираке и Сирии говорят, что у них связаны руки, поскольку начальники (читай - "политики") запрещают им наносить сильные контрудары по оппонентам - проиранским ополчениям. Для военных США дело чести - нанести удары по иранским специальным силам, в противостоянии с коими американцы участвуют уже несколько десятилетий, но Вашингтон это запрещает. В подобных условиях американским войскам больше нет смысла оставаться в Ираке и Сирии. И вот уже происходят утечки материалов в прессу, согласно которым США рассматривают вопрос о выводе войск из Ирака и Сирии. Но если поступить так сегодня, это будет выглядеть как бегство под ударами иранцев. Такого Байден допустить не может.
Чем слабее показывает себя администрация Байдена, тем сильнее будет оказанное на них иранское давление. Видя слабость Вашингтона, иранцы продолжают проверять на прочность его красные линии, будь то Ирак, Иордания, Сирия или Красное море.
Сложилась парадоксальная ситуация. США усилили свою группировку на Ближнем Востоке, чтобы защитить Израиль, а выглядит так, что они не способны защитить самих себя.
Словом, все эти вещи влияют на администрацию Байдена и на ее будущие решения. Можно предположить, что американцы нанесут серию мощных ударов по проиранским милициям в Сирии, Ираке и Йемене, но не по Ирану. Кроме того, еще раньше США заговорили о новых санкциях против Ирана. Возможно, Байден, пригрозив Китаю санкциями, перекроет иранские поставки в эту страну, которая покупает 90 процентов иранской нефти.
Специально для Vesti.az эксперт по Ближнему Востоку
Михаил Шерешевский
В Баку отреагировали на антиазербайджанскую резолюцию парламента Люксембурга
Франция теряет Южный Кавказ - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Спикер Милли Меджлиса встретилась с Валентиной Матвиенко
Хакан Фидан: "Мир на Южном Кавказе сегодня ближе, чем когда-либо"
Не щадя ни «своих», ни «чужих»: тайна нового имиджа Пашиняна – РАЗЪЯСНЯЕТ ВЕЛИЗАДЕ
Карабахские армяне в Армении: «сто тыщ» проблем и сокращение помощи