Мусабеков: Итоги выборов в Армении во многом зависят от отношений с Азербайджаном — ИНТЕРВЬЮ

Мусабеков: Итоги выборов в Армении во многом зависят от отношений с Азербайджаном — ИНТЕРВЬЮ
6 ноября 2025
# 14:00

Накануне премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о намерении вновь участвовать в парламентских выборах, которые состоятся в июне следующего года. Для него это станет своеобразным экзаменом на доверие общества.

Сторонники Пашиняна убеждены, что он защищает независимость Армении и стремится освободить страну от внешнего влияния. Противники же обвиняют его в ошибках, приведших к «потере» Карабаха, ухудшению экономической ситуации и изоляции от традиционных союзников.

Хотя до выборов остаётся более полугода, политическая интрига уже набирает обороты. Особенно на фоне «мягкой зачистки» пророссийских сил, к которым относят Армянскую апостольскую церковь (ААЦ) и так называемых реваншистов.

Каков сегодняшний политический рейтинг Пашиняна? Каковы шансы его партии «Гражданский договор» сохранить большинство в новом парламенте? На эти и другие вопросы в интервью Vesti.Az ответил политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков.

-Как вы оцениваете  текущий рейтинг Никола Пашиняна и его партии, и насколько он отражает реальные электоральные настроения в обществе?

-Рейтинг Пашиняна за годы его нахождения у власти сильно просел. Если на пике популярности армянского премьера ему доверяли 60-70 процентов населения, то сегодня эта цифра упала до 10-15%.  И если учесть, что во внутренней политике в отношении своих соперников он избрал концентрационный стиль, то очевидно, что такие методы оттолкнули от него часть колеблющегося электората. Но даже при этом Пашинян остается самым рейтинговым политиком на армянской политической сцене.

-Может ли конфронтация Пашиняна с Армянской Апостольской Церковью, представляемой как проводник российских интересов, укрепить его позиции среди сторонников прозападного курса, или наоборот, оттолкнуть часть традиционного электората?

-Я бы не стал рассматривать ситуацию в контексте прозападного курса и конфронтации Пашиняна с церковной иерархией – все немного сложнее. Ведь ААЦ, к примеру, представлена в США, во Франции,  Аргентине.  Поэтому, в данном случае разделять данный духовный институт на западные и промосковские направления сложно.

Хотя общеизвестно, что Армянская церковь  в свое время была тесно связана с КГБ,  и нынешнее руководство также является прямой агентурой российских спецслужб. И основные источники доходов нынешних армянских клириков сосредоточены, скорее в России, чем в западных странах.

Конечно же, противостояние Пашиняна с ААЦ – большой риск для армянского премьера. Однако это вынужденная мера, так как фактически католикос и его окружение действуют в качестве прямой российской агентуры и предпринимают все для того, чтобы отстранить Пашиняна и его команды от власти.

Премьер-министр вызов принял, и посмотрим, насколько у него это получится. В целом же,  конечно, внутри страны церковные иерархи хоть и существенно потеряли влияние, но у них разветвленная структура, которая доходит до самых небольших и отдаленных сел, где есть представители ААЦ. И в случае если они будут вести консолидированную работу против Пашиняна, то армянскому премьеру придется сложно.

Кроме того, сама религиозная ситуация в соседней стране  непростая. В Армении набирает вес протестантское направление, число адептов которого уже насчитывает сотни тысяч. Считаю, что они, помимо прочих, окажут поддержку Николу Пашиняну.

Время покажет, как будут дальше развиваться события, но факт остается фактом: премьер-министр Армении бросил прямой вызов и миллиардерам, которых Москва засылает в страну, и «карабахскому клану», и церкви.

– Какова сегодня социальная и региональная база так называемых «реваншистских» сил? Есть ли у них шанс консолидироваться в единый политический блок перед выборами?

– Насколько я понимаю, задачи выступить против Пашиняна единым фронтом у них нет, да и создать такой блок практически невозможно. Между Сержем Саргсяном и Робертом Кочаряном существует непреодолимая вражда. Кочарян полагал, что по завершении президентского срока Серж Саргсян вернет ему власть — по образцу тандема Медведев–Путин. Однако этого не произошло: Саргсян не только не уступил пост, но и сам в итоге потерял власть, создав для Кочаряна серьезное препятствие на пути к руководству страной.
Поэтому выступление единым блоком маловероятно. Вместо этого Москва, по моим наблюдениям, формирует несколько отдельных политических структур, которые будут действовать против Никола Пашиняна.
Безусловно, партия «Гражданский договор» пройдет в парламент и сохранит относительное большинство. Главная цель пророссийских сил — не дать правящей партии найти союзников, с которыми она могла бы сформировать коалицию.
А вот смогут ли оппоненты Пашиняна, если пройдут в парламент, объединиться в подобие коалиции, как это было на выборах мэра Гюмри, — вопрос открытый, и сегодня на него никто не рискнет дать однозначный ответ.

– И последний вопрос. Вы уже в общих чертах обозначили перспективы правящей партии, но все же: сможет ли «Гражданский договор» сохранить парламентское большинство? И удастся ли пророссийским силам вообще преодолеть электоральный барьер и попасть в парламент?

– До выборов еще достаточно времени. Если экономическая ситуация в стране не ухудшится, не возникнет осложнений в отношениях с Азербайджаном и мирный процесс будет продолжен, то, как я уже говорил, партия Пашиняна получит относительное большинство в парламенте. Но сможет ли она в одиночку сформировать правительство — вопрос пока открытый.

# 960
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА