Процесс важнее результата: что зафиксировали переговоры во Флориде - ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Процесс важнее результата: что зафиксировали переговоры во Флориде - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
23 декабря 2025
# 11:00

Как того и следовало ожидать, трехдневный марафон переговоров высокого уровня между Украиной, США и европейскими партнерами во Флориде стал не прорывом, а скорее моментом сверки часов. Вопреки ожиданиям американского президента Дональда Трампа, иллюзий по поводу скорого мира он не породил. Однако в то же время четко зафиксировал рамки, в которых американцы намерены действовать дальше.

Формат встреч с участием ключевых американских эмиссаров и европейских советников по безопасности подчеркнул: Трамп отдает предпочтение дипломатии, будучи абсолютно уверенным в своей способности убедить Владимира Путина заключить обоюдовыгодную сделку. Украина и Европа же подыгрывают Трампу, одновременно продолжая выстраивать свою архитектуру отношений с Россией — воюющей и послевоенной — в случае удачи мирного проекта американского лидера.

В центре обсуждений с участием секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Рустема Умерова и начальника Генштаба ВСУ генерал-лейтенанта Андрея Гнатова, спецпосланника Трампа Стива Уиткоффа, его зятя Джареда Кушнера, сотрудника Белого дома Джоша Грюнбаума и ключевых советников по национальной безопасности из европейских стран оказались не столько формулы прекращения огня, сколько архитектура «дня после» — набор политических, военных и экономических гарантий, которые должны сделать любой будущий мир необратимым.

Симптоматично, что предметом дискуссий стали сразу несколько стратегических документов:

— расширенный «20-пунктный» план урегулирования;
— многосторонние гарантии безопасности;
— отдельный пакет двусторонних гарантий со стороны США;
— экономическая рамка восстановления Украины.

Иначе говоря, речь шла не о компромиссе с Москвой, а о консолидации западной позиции до возможного контакта с Кремлем.

Важным итогом флоридских встреч можно считать встраивание Европы в процесс как самостоятельного игрока. Взятые Европой на себя финансовые обязательства перед Украиной — предоставление финансовой поддержки в размере 90 млрд евро в 2026–2027 годах и заморозка российских активов — демонстрируют готовность Европы к затяжному конфликту и к тому, что ответственность за Украину будет лежать не только на США.

Это особенно важно на фоне американской внутриполитической турбулентности. Европа, по сути, страхует процесс и себя от возможных колебаний Вашингтона.

Параллельно с переговорами Украины и Запада велись отдельные консультации американских представителей с российскими эмиссарами. Однако Москва дала понять, что изменения и дополнения к американскому мирному плану ее не устраивают. Главный советник Владимира Путина по вопросам внешней политики Юрий Ушаков заявил журналистам в воскресенье, что предложенные поправки к плану Вашингтона могут продлить конфликт в Украине.

Кремль по-прежнему отвергает любые формулы, не закрепляющие его территориальные и политические требования. The Guardian приводит данные американской разведки, свидетельствующие о том, что глава Кремля по-прежнему планирует захватить всю Украину и вернуть себе части Европы, ранее находившиеся под влиянием Советского Союза. Не прибавляет оптимизма и отношение самого Путина к европейским лидерам, которых он назвал «подсвинками».

Все это означает принципиальный момент: Флорида не могла стать и не стала площадкой сближения позиций. Скорее наоборот — она зафиксировала глубину расхождений. Россия продолжает рассматривать переговоры как инструмент давления и затягивания войны, а не поиска компромисса.

Об этом свидетельствует отказ Путина прекратить огонь и вынужденное ведение переговоров на фоне продолжающихся боевых действий и ракетных ударов по украинским городам и населенным пунктам, по гражданской и энергетической инфраструктуре.

В ответ Украина продолжает громить инфраструктуру российского нефтепрома, дотягиваясь уже и до кораблей и нефтедобывающих платформ в Каспийском море, и до танкеров теневого флота России в Средиземном море, проводит дерзкие операции по поражению российской подлодки в Новороссийске и вражеских истребителей Су-30 и Су-27 на военном аэродроме в Липецке.

А коронным номером украинской стороны стало появление Зеленского в Купянске, о «победном захвате» которого ранее заявил Путин.

Таким образом, главный итог встреч во Флориде — процесс важнее результата. Марафон не дал ответа на основной вопрос — когда и на каких условиях война может быть остановлена. Но он дал не менее важное понимание.

Запад исходит из того, что быстрого решения не будет, а значит, необходимо институционализировать поддержку Украины, выиграть время для укрепления украинской устойчивости, для адаптации экономики войны, для выстраивания послевоенной системы сдерживания России.

Это требует оказания дипломатического и санкционного давления на Россию, о чем, кстати, предупредил министр финансов США Бессент в случае отказа России от предложений США. «Мы будем готовы ввести их уже на следующей неделе. Решение будет зависеть от дальнейшего развития ситуации», — сказал он.

То есть, как бы сильно этого ни хотел и ни добивался Дональд Трамп, это переговоры не о мире завтра, а о том, как не проиграть. Тем более что Путин не отказывается от своих максималистских требований, сохраняет жесткую линию, рассчитывая на усталость Запада и политические изменения в европейских столицах.

Таким образом, Флорида стала не точкой разворота, а точкой фиксации реальности: дипломатия возможна, но только как продолжение войны другими средствами.

# 705
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА