Модест Колеров: «Ошибки Москвы ничего принципиально не меняют»

Модест Колеров: «Ошибки Москвы ничего принципиально не меняют»
12 октября 2009
# 11:53
Интервью Vesti.Az с одним из ведущих российских политологов, бывшим главой Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, главным редактором российского информационного агентства REGNUM Модестом Колеровым.

- Господин Колеров, несмотря на мировой кризис, товарооборот России и Азербайджана продолжает уверенно расти, увеличившись только в 2008 году на 40%. Который год имеет место также полное взаимопонимание руководителей двух стран. Налажено плодотворное сотрудничество между странами в правовой и ряде других сфер. Вместе с тем, внутри российского общества, к сожалению, распространена ксенофобия, от которой чаще других страдают азербайджанцы. Что делается российскими властями для её преодоления?

- Не стоит обольщаться относительно причин роста товарооборота между нашими странами. Не исключено, что весь этот рост стал результатом сделок о приобретении Россией азербайджанских энергоресурсов. А решения о покупке и продаже таких товаров в наших взаимоотношениях носят политический, а не экономический характер. Поэтому в этом случае экономика прямо следует за политикой, а не наоборот. О взаимопонимании наших руководителей я ничего сказать не могу, ибо реально оценить этот фактор могут только они сами.

Что же касается ксенофобии, то это – крайне неприятная, но, к сожалению, нередкая проблема для тех стран, которые, как Россия, являются объектом интенсивной миграции. Если учесть, что часто мигранты из сопредельных государств в Россию плохо знают русский язык (потому что его по понятным причинам уже не стремятся усиленно преподавать в большинстве школ в этих государствах) и логично придерживаются своих земляческих и этнических сообществ, то возникают проблемы с их интеграцией. И значит – с реальной защитой полноты их прав от всяческих безобразий. От взаимопонимания руководителей такие вещи зависят мало.

Например, когда в 2006 году из-за нарастающих разногласий между Россией и Грузией правоохранительные органы активизировала высылку из страны незаконно находящихся в ней грузинских граждан и это стало новостью «номер один», очень быстро оказалось, что даже при таком «административном восторге» число высланных грузин в разы меньше высылаемых из России таджиков. Но СМИ это не интересно.

Так и в этом случае: думаю, что с позорными явлениями ксенофобии в России чаще сталкиваются, всё-таки, выходцы из Средней Азии, а не из Закавказья.
Единственный эффективный ответ властей на ксенофобию – максимальная интеграция. Только это может защитить права людей от ксенофобов, коррупционеров и, кстати, социального рабства у этнической мафии.

- У России, Азербайджана и Казахстана одинаковые позиции по статусу и делению дна Каспия, закрепленные соответствующими соглашениями. Почему же в спорах с Туркменией и Ираном, не признающими морских границ Азербайджана, Баку не ощущает должной, казалось бы, поддержки Москвы и Астаны?

- Решения по Каспию могут быть приняты исключительно консенсусом. И без участия «Каспийской стражи». Требовать от России односторонней поддержки на Каспии и одновременно участвовать вместе с внерегиональными силами в «страже» - лукавство. Лукавство, противоречащее окончательно победившему на нашем постсоветском пространстве принципу «многовекторности». Многовекторность и консенсус – две стороны одной медали. И с этим надо смириться.

Что касается дефицита поддержки Астаны, которую в этом вопросе ощущает Баку, то, думаю, в ходе недавнего тюркского саммита в Нахчывани, создавшего Тюркский совет, руководство Азербайджана смогло получить исчерпывающие объяснения от Казахстана как своего стратегического союзника по Совету и, кстати, энергополитике на Каспии.

- Как далеко, по-вашему, могут зайти туркменские власти в борьбе с Азербайджаном за спорные морские месторождения?

- Туркмении нет смысла «далеко заходить» в борьбе за Каспий. Ей достаточно просто политически блокировать окончательное урегулирование на Каспии.
Однако и её техническое перевооружение может стать серьёзным фактором: новые системы слежения в ближайшее время позволят ей зафиксировать виртуальную границу своих претензий в акватории и затем хоть ежедневно наполнять эфир сообщениями о зарегистрированных нарушениях своих интересов. Так, как это сейчас, например, делается в другом месте – на линии соприкосновения войск в Карабахе. Такой фон может создать гораздо больше проблем, чем представляется.

- Не считаете ли вы, что затягивание российской стороной решения вопроса расширения мощности Каспийской трубопроводной системы подтолкнуло Казахстан к сотрудничеству с Азербайджаном с целью вывода своих углеводородов через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) на мировые рынки в обход России? То есть Москва своими руками помогла Западу заполнить БТД?

- Да, вероятно, вы правы. Но Казахстан ни финансово, ни технически – и сейчас, и в ближайшее время – совершенно неспособен заполнять своими ресурсами БТД в дозах, превышающих символические. Так что даже ошибки Москвы ничего принципиально не меняют в западном направлении казахстанского энергоэкспорта. Кто знает – может быть, и эти, западные, месторождения тоже будут переориентированы на Китай. Во всяком случае, технически такой маршрут выглядит более реалистичным и экологически безупречным, чем дивизия танкеров на Каспии.

- Не приведёт ли предложение России о совместном использовании арендуемой у Азербайджана Габалинской РЛС, в случае согласия США, к нежелательному для Москвы результату - усилению влияния Вашингтона в регионе?

- Усиление влияния США в Азербайджане после того, как в одну большую базу США в Закавказье превратилась Грузия, для России мало что меняет. А вот для Азербайджана – это перспектива крайне неприятная. Она категорически закрывает перспективы добрососедства Баку и Тегерана, а в случае какой-то смены власти в Иране сделает Азербайджан таким же заложником этих перемен, каким стал, например, Таджикистан, соседствующий с Афганистаном.

- Азербайджан – стратегический партнер России и Грузии, и его беспокоят их нынешние взаимоотношения. РФ, как член ООН, в прошлом не раз заявляла, что признаёт территориальную целостность Грузии. Как в таком случае объяснить, что в августе 2008 года после провального блицкрига армии Саакашвили в Южной Осетии Россия не ограничившись защитой осетин и ликвидацией военных объектов Грузии, признала независимость самопровозглашённой республики, а заодно и Абхазии?

- Объясняется всё очень просто: защита подразумевает не только уничтожение инфраструктуры агрессии, но и создание правовых основ для военной защиты, которые прямо требовали признания Абхазии и Южной Осетии. Но это с военной точки зрения. А с правовой – конечные причины тоже просты: ещё при правлении Гамсахурдии грузинская власть отменила для Грузии советское право и восстановила право Грузинской Демократической Республики начала 1920-х годов. Ни Абхазии, ни Южной Осетии, чья принадлежность Грузии поддерживалась бы Россией, в такой конфигурации нет.

Вообще – надо открыть глаза: ещё не закончившийся распад СССР и распад Югославии похоронили целостное международное право. И превратили случаи Эритреи, Северного Кипра, Восточного Тимора в массовые. Впереди – независимый Курдистан и расчленение Афганистана. И упомянутая ООН скоро будет наполовину состоять из тех, кто признаёт Косово. Вряд ли они поймут вас.

- Не приведёт ли в обозримом будущем, учитывая ещё и косовский прецедент, признание Россией государственности Южной Осетии и Абхазии ко второй, более страшной, чем первая, волне суверенитетов на постсоветском пространстве, в том числе и в самой РФ?

- Несомненно приведёт. Но часто звучащие в Баку апелляции к тому, что кто-то внутри России последует путём суверенитета, как в 1990-х – слишком похоже на настойчивое желание, чем на искреннее беспокойство. Парад суверенитетов в России закончился в 2003 году, когда Чечня проголосовала за конституционное возвращение в состав России.

- Часть российского истеблишмента считает, что цель Турции и стоящего за Анкарой Вашингтона при открытии границы с Арменией - упразднить препятствия, мешающие их влиянию на всю тюркоязычную часть бывшего СССР. Эти же политики отмечают, что Россия не может вечно кормить Армению и потому последняя идёт на сближение с Турцией. Насколько, по-вашему, обоснован такой взгляд и какие глобальные изменения на Южном Кавказе и вокруг него могут произойти в случае открытия упомянутой границы?

- Во-первых, Россия, вернее - её рынок, кормит Армению не больше, чем кормит Молдавию, Грузию, Таджикистан, Киргизию и даже – через трудовую миграцию – Азербайджан.

Во-вторых, закрытая армяно-турецкая граница никак не препятствует ни попыткам влияния, ни военному транзиту в Афганистан, ни глобальным изменениям в Закавказье.

В-третьих, я пока плохо представляю себе реальность действительно настежь открытой границы. Контролируемые, узкие «открытые двери» между странами, несомненно, повлияют на рост (неравного) товарооборота, вопросы безопасности, позиции США в регионе. Но принципиально ничего уже не изменят. Всё уже случилось. Грузия в тупике – и все вместе в заложниках у её смуты, которой не видно конца.

- Работы Ирана по обогащению урана и перспектива обладания им ядерным оружием вызывают всеобщую тревогу, которая усилилась после недавней демонстрации иранскими ВС ракеты Шахаб-3, способной долететь до Израиля. Как, по-вашему, что может Иран предпринять в ответ на возможную бомбардировку ряда его объектов Израилем или США?

- После того, как Израилю, Индии и Пакистану было фактически разрешено иметь ядерное оружие, остановить Иран на этом пути будет практически невозможно. И близкие отношения Азербайджана с США и, тем более, Израилем – мне представляются ошибкой. Ничто не остановит Иран как государство или, по крайней мере, Иран как проблему. И никакого профита от конфликта с ним для его соседей я не вижу.

- Подчёркиваю, вопрос чисто умозрительный, гипотетический. Не обернутся ли вероятные бомбёжки Ирана (не дай Бог!) бегством сотен тысяч и даже миллионов живущих там азербайджанцев в Азербайджан с последующей гуманитарной и прочими региональными катастрофами? Как предотвратить такое страшное развитие событий?

- Гипотетические бомбёжки Ирана не приведут к массовому беженству. Они приведут к эффекту домино в регионе: ускорению раскола Ирака и Афганистана, прямой угрозе безопасности Азербайджана, и главное – уходу США из региона с передачей какой-то части его под контроль Турции. Азербайджан в эту зону контроля не попадает.

Беседовал Рафаэль Мустафаев
# 1030
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#