«Сами себя восхваляя, даже не замечаем, что являемся одним из самых отсталых государств в мире» - БАГРАТЯН ОЗВУЧИЛ НЕ ВСЕ МИФЫ
Великие нации не кричат во всеуслышание о своей исключительности и великом предназначении. Как минимум, это является проявлением плохого тона, но видимо армяне не считают подобное пороком и испокон веков продолжают распространять байки о «самой древнейшей в мире нации».
Эта порочная практика привела к тому, что не являющиеся автохтонами Южного Кавказа армяне претендуют на исторические земли Азербайджана и присваивают историко-культурное наследие азербайджанского народа. Однако бывают и те редкие случаи, когда сами же армяне находят в себе мужество и здравомыслие в открытую заявить о том, что их народ живет пагубными иллюзиями.
Так, бывший премьер-министр Армении, депутат Грант Багратян на своей странице в Facebook написал о том, что армянские учебники и история наполняются лживыми фактами. «Нельзя фальсифицировать историю. Например, первым христианским государством в мире была Осроена. Хотя бы один раз пролистайте энциклопедии. Мы сами себя восхваляя, даже не замечаем, что являемся одним из самых отсталых государств в мире. А что мы сделали для того, чтобы действительно возгордиться? Такие неправильные послания в первую очередь направлены против нас. Всех начинаем учить, забывая о себе».
Это откровенное заявление одного из образованных государственных деятелей Армении (владеет пятью языками и имеет 86 опубликованных работ, в том числе 17 монографий, учебников и учебных пособий) говорит о том, что Багратян понимает в какую глубокую пропасть, может привести армян их болезненная склонность к сочинению мифов.
Армяне утверждают, что в 301 году они первыми в мире приняли христианство в качестве государственной религии. Принятие Арменией христианства в 301 году не могло иметь место по следующим причинам. Римский император Диоклетиан в 303-304 годах начинает проводить антихристианские акции, вошедшие в историю под названием «великие гонения». Им были изданы 4 эдикта, направленные против христиан. Первый эдикт Диоклетиана предписывал изгонять христиан с государственной службы, а также санкционировал разрушение церквей. Второй эдикт требовал от христианского духовенства совершать обряд жертвоприношения римским богам – отказ карался тюремным заключением. Третий эдикт гарантировал освобождение тому христианскому духовенству, которое принесет жертвы богам. Четвертый обязывал всех жителей империи совершать жертвоприношение – за отказ от выполнения этого эдикта были предприняты репрессивные меры. В соответствии с теми событиями, которые происходили в Риме, правящим в Армении парфянским царем Тиридатом II (298-330 гг.) также были предприняты гонения на христиан.
Здесь также необходимо учесть, что со второй половины третьего века Армения находилась фактически в политической зависимости Рима, а после подписания Нисибинского мирного договора (298 год) Армения официально была отнесена к сфере влияния Римской империи, об этом говорит и то, что Тиридат II воцарился на армянском престоле благодаря Диоклетиану.
Тиридат II, будучи обязанным Диоклетиану своим троном, проводил идентичную политику по отношению к христианам. В связи с этим принятие христианства в качестве государственной религии в Армении могло произойти только после Миланского эдикта (313 год), разрешившего свободу вероисповедания в Римской империи. Кстати, в Кавказской Албании христианство было объявлено официальной государственной религией именно в 313 году. Поэтому в связи с вышеприведенными фактами Армению также нельзя назвать вторым после Осроены государством, которое официально приняло христианство.
К сожалению, Грант Багратян не отметил и другие мифы, «доказывающие» не только «исключительность» армян, но и подпитывающие ненависть к азербайджанцам и туркам. Речь идет о возрасте Еревана и событиях 1915 года в Османской империи.
По утверждению армян, Еревану 2799 лет и этот город старше Рима на 30 лет. Армянская историческая наука отождествляет урартскую крепость Эребуни и Ереван. Обнаруженные археологами факты говорят о том, что Эребуни был основан 782 году до н. э. урартрийским царем Аргишти I. Предположение советского историк Бориса Пиотровского о том, «возможно, что даже в названии столицы Армянской ССР города Еревана продолжает жить урартское название города Эребуни», дало возможность армянам заявить о принадлежности Еревана к своей истории. В действительности же, насколько урартийцы не имели отношения к армянам, настолько и крепость Эребуни ни с территориальной, ни с исторической точек зрения, не имела связи с нынешним городом Ереван.
Известный армянский писатель Хачатур Абовян в статье «Краткий исторический очерк города Эривани» писал о том, что у армянских писателей до начала XIII в. нет упоминания о Ереване. А российский востоковед Василий Бартольд отмечал, что «Эривань возникла в качестве селения при Тимуре, а городом сделалась только в XVI веке при шахе Исмаиле, и тогда же получила свое нынешнее название». На самом деле этот город был основан в 1501 году по поручению Шаха Исмаила полководцем Реван-гулу ханом. Большую часть населения этого города составляли азербайджанцы, потомки которых были оттуда изгнаны в 1988-1989 годах с началом нагорно-карабахского конфликта.
О событиях 1915 года в Османской империи опубликованы тонны литературы, но армянское лобби все же не осмеливается обращаться в Международный суд ООН для придания правовой оценки этим деяниям. Армения также отказалась от предложения Турции создать совместную комиссию для исследования исторических архивов и выявления истинных причин данных событий.
Когда в 1914 году началась Первая мировая война проживавшие в Османской империи армяне развернули боевые действия в тылу турецкой армии. До этого начиная со второй половины 19 века армяне периодически устраивали кровавые восстания и теракты в отношении Османской империи, «верноподанными» которого они являлись. Эти действия привели к переселению армян в качестве меры по пресечению их подрывной деятельности. Перед переселением были созданы комиссии для обеспечения сохранности имущества армянского населения. Эти комиссии регистрировали собственность переселенцев, чтобы по возвращении они могли получить ее обратно.
Вместе с тем, исторические документы доказывают, что османское правительство не имело своей целью допущение и развитие подобных событий, напротив, оно наказывало тех, кто совершал преступления в процессе реализации постановления о переселении, датированного 27 мая 1915 года. Дела государственных служащих, не исполнявших инструкции об упорядоченном и безопасном переселении армян, рассматривались в военном суде, и те из них, кто был признан виновным, еще в 1916 году, задолго до окончания Первой мировой войны, были осуждены на смертную казнь.
Когда война кончилась, 22 декабря 1918 года, власти позволили переселенцам вернуться в свои дома, и выделили на это 120 миллионов лир (по нынешним временам — около миллиарда долларов). Порядка 200 тысяч армян смогли вернуться в свои дома.
Логичным было бы, чтобы обвинители обратили внимание на эти моменты, а не стремились возложить ответственность за действия более столетней давности на современную Турцию. Но им гораздо легче распространять на весь мир миф о «геноциде», чем разбираться в истинных причинах событий 1915 года.
Вымышленные мифы об «исключительности», «древности» и «избранности» на протяжении последних двух веков принесли немало горя и страданий в первую очередь самому армянскому народу. Но пока армяне не освободятся от призрачных иллюзий их страдания и лишения не прекратятся….
Заур Нурмамедов
Произраильское лобби и стратегия США: кто определяет внешнеполитические приоритеты? - АНАЛИТИКА
Армянский национальный комитет США инструктирует кандидатов в президенты США - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Бунты и побеги: тревожные сигналы из российских ИК – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Может ли БРИКС стать глобальной силой? Джим О'Нил сомневается – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Игры закончились: Баку против манипуляций Москвы и Еревана - МНЕНИЕ
Секреты модернизации ОАЭ: Вдохновение для Азербайджана в эру постуглеводородной экономики - АНАЛИТИКА