«Ошибку, которую Турция допустила в отношении Азербайджана 20 лет назад, повторять нельзя»
Интервью Vesti.Az с влиятельным турецким экспертом, президентом международного Института стратегических перспектив Юсуфом Чинаром.
- Насколько реальным выглядит возможность включения Азербайджана и Турции в евразийские проекты, в частности в Таможенный Союз?
- Необходим небольшой экскурс в историю. Когда Азербайджан и другие постсоветские страны приобрели независимость, у Турции появилась уникальная возможность стать политической моделью и гарантом безопасности этих государств. Но, к сожалению, в тот период политическая мощь Турции и геополитическая ситуация в регионе были несоизмеримы.
Некоторым восстановившим независимость государствам, в частности, Азербайджану, в силу этнической и религиозной идентичности, казалось, что Турция способна защитить их от политического давления России. Но скоро стало ясным как день, что надежды не оправдались – началась Карабахская война, и Турция не смогла сдержать слова, данного Азербайджану.
Достаточно вспомнить тот факт, что экс-президент Азербайджана Эльчибей попросил у экс-президента Турции Сулеймана Демиреля несколько вертолетов, но получил отрицательный ответ. Тогда Эльчибей попросил хотя бы помочь в оказании медицинской помощи военнослужащим, на что Турция также ответила отказом.
Впоследствии Гейдар Алиев пришел к такому неутешительному выводу: если во время Эльчибея, Азербайджан с помощью Турции смог бы противостоять России, Карабах не оказался бы у Армении. После Карабахской войны, Россия укрепила политические, экономические связи, как с Азербайджаном, так и с Турцией.
Возвращаясь непосредственно к вашему вопросу, я отмечу, что не отрицаю активного сотрудничества двух братских государств в энергетической сфере и не исключаю их совместного включения в Таможенный Союз. Турция на сегодняшний день понесла большие потери в экономике из-за событий в Сирии.
Если внимательно проследить за политикой министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу тоже можно заметить интерес к интеграционным проектам по типу евразийского. А если учесть, что Турция подписала контракт на приобретение китайских ракетных комплексов ПВО, то несложно понять, что сегодняшняя политика Турции ориентирована на политическую ось Китай- Россия- Азербайджан.
В целом, внешняя политика Давутоглу опирается на связи с соседями, а Азия и Южный Кавказ играют ключевую роль для официальной Анкары.
- Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании Евразийского экономического совета (ЕврАзЭС) заявил о том, что премьер-министр Турции Эрдоган обратился нему с вопросом: «Нельзя ли Турцию принять в Таможенный Союз?». В ответ на это заявление президент РФ Путин отметил, что необходимо подумать и найти решение. Действительно ли Эрдоган заинтересован в Таможенном Союзе?
- Долгие годы официальная Анкара имела целью и вела переговоры по включению Турции в ЕС. И если даже Турция сегодня пожелает войти в Таможенный Союз, в котором верховенствует Россия, ЕС станет барьером на ее пути.
Причина ясна – закулисная «холодная» война не окончена. В этой связи, появились два внешнеполитических вектора, и Турции необходимо пойти по одному из них. Мне кажется, что Турция в итоге предпочтет путь экономического сотрудничества с Азербайджаном, Средней Азией и тюркскими государствами.
Такой ожидаемый шаг Турции станет ответом Западу. Уже 50 лет Турция старается войти в ЕС, создалась такая ситуация, когда экономика Турции вынуждена конкурировать с экономикой ЕС. Турция желает показать Западу, что способна сама проводить независимую политику.
Если Турция войдет в Таможенный Союз, где главное слово за Россией, это существенно скажется на ее экономике. Более того, это избавит Турцию от психологии «холодной» войны, наблюдающейся с 2002 года. Турция оценит предложение войти в Таможенный Союз России.
- А каким Вы видите участие Азербайджана в ТС, ведь перед Баку стоит главный вопрос – возврат оккупированных территорий?
- Это «замороженный» конфликт. Отсутствие изменений ситуации и целей в регионе выявляет тот факт, что решение Карабахского вопроса в ближайшей перспективе невозможно. Россия имеет тесные отношения с Арменией, плюс ко всему Армения выразила заинтересованность в Таможенном Союзе РФ. Если Азербайджан останется вне Таможенного Союза, Россия может оказать на него серьезное давление. По той простой причине, что гегемония России в регионе будет иметь место еще длительное время, и именно Кремль решает, кого наградить, а кого наказать.
Если Азербайджан хочет привилегий в Карабахском вопросе, то он должен показать свою активность в вопросе включения в Таможенный Союз и другие евразийские проекты.
Но это вовсе не означает, что, проявляя активность в вопросе включения в ТС, Азербайджан должен делать это без предъявления условий Кремлю. Азербайджан должен превратиться в страну, которая сама распределяет роли. Если Азербайджану это удастся, то Азербайджан добьется более справедливого подхода России к самой важной для Баку проблемы.
Ведь и ребенку ясно, что без воли России, сдвинуть с «мертвой» точки Карабахский вопрос просто невозможно.
- В начале нашей беседы Вы совершили небольшой экскурс в историю. У меня к Вам такой вопрос: будет ли Турция рядом с Азербайджаном в новой Карабахской войне или вновь повторит историческую ошибку?
- Хороший вопрос. Давно известный принцип Турции «мир в своем доме и мир во всем мире» работает и здесь. Турция за мирное урегулирование этого конфликта и всячески пытается способствовать активизации ОБСЕ в этом вопросе.
Отрадно, что сегодня внешняя политика Турции имеет широкие просторы и на высшем уровне может решить правовые вопросы своих соседей. Если начнется новая Карабахская война, Турция должна изо всех сил пытаться решить правовую сторону этого вопроса на международном уровне. Ошибку, которую Турция допустила в отношении Азербайджана 20 лет назад, повторять нельзя.
Вугар Гасанов
В Баку отреагировали на антиазербайджанскую резолюцию парламента Люксембурга
Франция теряет Южный Кавказ - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Спикер Милли Меджлиса встретилась с Валентиной Матвиенко
Хакан Фидан: "Мир на Южном Кавказе сегодня ближе, чем когда-либо"
Не щадя ни «своих», ни «чужих»: тайна нового имиджа Пашиняна – РАЗЪЯСНЯЕТ ВЕЛИЗАДЕ
Карабахские армяне в Армении: «сто тыщ» проблем и сокращение помощи