Нофель Шахлароглу: Главная проблема современного актера - неграмотность - ИНТЕРВЬЮ

Нофель Шахлароглу: Главная проблема современного актера - неграмотность - ИНТЕРВЬЮ
10 февраля 2024
# 20:00

«Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком», – сказал когда-то французский романист Альфонс Доде.  

Бесконечное перевоплощение, смена ролевых масок и декораций… В награду – аплодисменты, восторженные отзывы критиков, приглашение на новые кинопробы. Значит, тебе поверили.  

Говорят, быть актером, означает проживать не одну, а десятки разных жизней. Это ли не счастье? А может, тяжелое бремя? Многие ли из нас умеют достойно пройти свой единственный путь и не устать?

Впрочем, все эти философские, и не очень, вопросы Vesti.az адресует сегодня нашему гостю, кандидату филологических наук, популярному актеру Нофелю Шахлароглы (сын народного артиста Азербайджана Шахлара Гулиева – ред.).

- Нофель, вы больше известны публике, как актер комедийного жанра. Чем этот жанр так привлекает азербайджанскую публику и режиссеров? Ведь у нас в целом практически не снимаются ни мелодрамы, ни детективы, ни, уж простите, фэнтези… 

- Это закон кинематографии. В различные промежутки времени тот или иной жанр выбивается в фавориты. До 90-х годов прошлого века режиссеры снимали фильмы про производство, колхозы, любовь, романтику и, заметьте, все они имели успех. 

В «лихие» 90-е на нас обрушилось все разом: смена государственного строя, война в Карабахе, инфляция, миллионы наших беженцев и т.д. Прямо скажем, было не до кино.   

В промежутке с 2000 по 2010 годы вроде бы все уже в стране наладилось, но режиссеры стали отдавать предпочтение документалистике и сериалам. Первое объясняется тем, что скопилось достаточное количество документального материала, в том числе по военной тематике, а освещать ее из-за отсутствия финансирования, мы не могли. Ну а сериалы прочно вошли тогда в моду. И зрители спешили домой за очередной серией.
Что касается посещения кинотеатров, то просто пиковым периодом для них стали 2010 – 2015 годы. И, кстати, в этот же период случился  бум на комедийное кино, и я это связываю с тем, что та боль, которая оставалась в сердцах людей на протяжении стольких лет, начиная с 80-х, должна была во что-то сублимироваться. Кроме того, трагедия требует энергии. Людям же хотелось легкости. И вот именно тогда на первый план вышел жанр комедии, отодвинув все остальные в сторону. 

С 2015 по 2020 годы большая часть отснятой отечественными кинематографистами пленки была потрачена именно на комедии. Но, к сожалению, 90 процентов из них оказались ужасного качества: с весьма слабым сценарием, отсутствием сюжетной линии, плохой актерской игрой. Из плюсов: все эти картины были малобюджетными. 

Между тем, комедия - это невероятно сложный жанр, который пришел к нам еще от Аристофана. Чувство юмора у всех разное, да и сама комедия подразделяется на эксцентрическую, пародийную, романтическую, криминальную и так далее. 

Говорят, кино - это не ментальное искусство. А как по мне, очень даже ментальное! Наш народ энергичный, темпераментный, мы любим шутить, веселиться. К примеру, попробуйте развеселить скандинавов. Там вывернуться придется пока словишь эмоцию. А мы открыты для смеха.

Между прочим, в Турции, Италии, Туркмении и в Казахстане также популярен комедийный жанр.

- Но было же и другое кино в эти годы?

- Естественно, было. В 19-м и 20-м годах стали снимать очень качественную драму. К примеру, фильм «Xənnas» - мистический триллер от Эльвина Абдуллы. Эта лента была принята зрителями, и неплохо. Кто знает, может, в будущем, в 2035-м или 2040-м годах в Азербайджане будет популярен совершенно иной жанр кино? Никто не может сегодня это предугадать…

- Коль уж мы затронули наших соседей из тюркоязычных стран, хотелось бы отметить, что сегодня в Казахстане и Узбекистане все больше качественного кино. Видно профессиональную работу не только актеров, но и режиссеров, сценаристов, всей группы. Что не так с нами? Что мешает развитию нашего кинематографа? 

- Наверное, в этих странах, которые вы перечислили, правильный подход к процессу. Казахи и узбеки сами по себе очень талантливые народы. Мы тоже вроде не бездари. К примеру, мастером азербайджанского кинематографа именно с большой буквы «М» я считаю Рафига Гулиева. Второго такого оператора я не знаю и нигде не видел. Но разве он может что-то сделать один -  без сценариста, режиссера, актеров? Вся группа должна быть достойна его. То есть пазл команды должен сложиться. Поэтому ответ на ваш вопрос на поверхности – профессионалов нашему кинематографу катастрофически не хватает. И это на поверхности. 

- Давайте тогда, в продолжении темы, сравним современный кинематограф с кинематографом времен СССР… 

- Ну как здесь сравнишь? Кино - это сложное искусство. Возвращаемся к нашим рассуждениям выше: коллективное. И оно представляет из себя аудио-визуальное изображение. И снова повторюсь, состоит кино не только из актеров. Здесь важна режиссерская работа, сценарий, грим, свет, художественная сторона. В советские времена весь состав в кинематографе состоял из одних профессионалов.  А у нас сейчас даже мастера по свету нет. 

- А кто тогда подает свет на съемочных площадках?

- Я не могу точно ответить на этот вопрос (смеется). Но художников по свету на съемочных площадках сегодня в Азербайджане нет, отсутствует даже такой профиль. Найдут какого-нибудь «светаподавателя», сами его так назовут, он и будет освещать. Как человек, проживший какую-то часть своей жизни в Советском Союзе, могу сказать, что мы оставили там много хорошего. К примеру, советскую мультипликацию, которая была основана на гуманизме. 

Вспомните мультфильм «Крошка Енот», который был выпущен на голубой экран в 1974-ом году, и песню из этого мультика «От улыбки станет всем светлей». Согласитесь, сколько положительного, доброго, светлого в этой композиции! Самые отрицательные и противные герои-злодеи в советских мультфильмах и фильмах были уникальные, обаятельные, с неповторимой харизмой, несли все равно положительный образ. 

Даже Волк из «Ну погоди!», который все время курит, похож на бродягу, гоняется за бедным зайчиком, выглядит позитивным. Согласитесь, мы же любили этот персонаж. 

Советское кино было настолько синкретичным, профессиональным, глубоким, и одновременно серьезным! Вспомните произведение великого азербайджанского писателя Исмаила Шихлы, по которому был снят фильм «Dəli kür» («Кура буйная»). Режиссером фильма является замечательный Гусейн Сеидзаде. Главную роль Чахандар ага сыграл народный артист Азербайджана Аладдин Аббас. Какой роскошный состав талантов вылился в неповторимый комплект! 

Простите, за сравнение, но это как запчасти от дорогого автомобиля, которые идеально подходят друг другу и прекрасно срабатываются. Все на своем месте! 

В современной кинематографии этого нет. Во-первых, сценарии очень слабые, во- вторых, вкус и язык фильмов изменились не в лучшую сторону.  В 1950-х годах была целевая аудитория, когда зрители хлопали и смеялись над шутками и сценами одновременно. Современной аудитории для просмотра фильмов обязательно необходим попкорн и газированные напитки.  Сегодня когда нужно и не нужно звучат аплодисменты.  

В советском актерском мастерстве был академизм. Мы забываем о том, что существуют определенные правила произношения слов и их использование. Помните, какой раньше был у актеров академический тон, сегодняшние актеры так не смогут, если даже захотят.  Ровно так же, как не смогут быть Аббасом Шарифзаде, Ульви Раджабом, Исмаилом Османлы. У сегодняшних актеров нет страха в глазах, и каких-либо ограничений. Актер, сыгравший роль дьявола в 40-х годах, мог бояться потом самого себя, думать о том, как его воспримет зритель, общественность, правительство. Сегодня можно все. Вот только не могу понять, хорошо это или плохо?!

- Назовите главную проблему современного актера…

- Неграмотность. Многие актеры сегодня элементарно не знакомы с жанрами. Если спросить любого, что такое, к примеру, жанр элегии? Не каждый сможет ответить.  

- Но вы сами проводите тренинги по актерскому мастерству, по культуре речи. Молодежь интересуется вашим мероприятием? Кто ваша основная публика?

- Очень хочу, чтобы моим мероприятием интересовалась не столько молодежь, сколько люди, которым интересна эта сфера. А так, вот на последний тренинг пришла очень хорошая аудитория. Я видел интерес в глазах людей. Признаюсь, был удивлен, потому что аудитория была представлена всеми поколениями - от пожилых людей до школьников. 

Я ведь занимался преподавательской деятельностью и хочется передать знания и навыки людям, которым они могут быть полезны, даже если ты далек от актерства. 

Что касается работы с современной молодежью, она слишком засела на просторах Интернета. И там, конечно, многому можно учиться, развиваться, изучать… Но они же подписаны на развлекательные страницы. Хотя просто обязаны знать азербайджанских писателей, композиторов. Социальные сети в один момент могут исчезнуть, и с чем тогда они остануться?

Меня с самого детства сильно возмущало, когда кто-то рвал книгу. Мне кажется, я мог убить за это! Наверное, меня так воспитали родители, привили любовь к учебникам и чтению. И сейчас я не могу понять этого неуважения некоторых людей к книгам. Ведь в них вложен огромный труд и огромный талант!

- Как вы думаете, если известные старые азербайджанские фильмы перенести на качественную пленку, они будут смотреться, полюбятся зрителями?

- Самая качественная камера - это глаза человека. К примеру, если фильм «Мешади Ибад», который снят на пленку, был бы переснят в HD формате, думаю, он лишился бы первоначального эффекта.    

                                                                    

- Вы снимались в сериале Эмиля Гулиева «Körpü». Достаточно удачный серил, в нем вы сыграли одну из главных ролей и получили высокую оценку, как критиков, так и зрителей. В чем секрет успеха? Сложился «пазл»?

- Начнем с того, что данный сериал - это наша четверная работа с режиссером Эмилем Гулиевым. В прошлом году был снят второй сезон «Körpünün o tayı». 

Вообще с Эмилем Гулиевым работать очень легко. Он толковый, образованный, начитанный, прогрессивный режиссер. К тому же он обладает прекрасным вкусом. Эмиль Гулиев хорошо анализирует, имеет современное мышление, что очень важно. Я даже могу сказать, что он один из лучших азербайджанских режиссеров на сегодняшний день. Поймите, я хорошо о нем отзываюсь не потому, что у нас с ним отличные приятельские отношения, а потому что это объективно. И об этом говорят его многочисленные работы. 

У нас, конечно же есть и другие хорошо образованные режиссеры, но у многих их них отсутствует вкус. 

А что касается популярности «Körpü»... Азербайджанскому зрителю она полюбилась благодаря интересной теме. Наш народ любит мистику, а в этом жанре у нас почти ничего не снимается. К тому же картина красивая, задействованы интересные цвета. Кстати, хотелось бы отметить операторскую работу Магомеда Османова, она сделана на высшем уровне! 

- В одной из своих ролей, в короткометражном фильме Рустама Бабазаде «Son payız» вы очень убедительно вжились в роль персонажа-армянина. Насколько сложно далась вам эта роль? 

- Нет ничего легкого в жизни. Фильм вышел в 2020-м году и даже получил приз на одном из международных фестивалей, став лучшим среди 60-ти там представленных. Помню, был даже спецпоказ, на котором в зале сидели только иностранные зрители. Один из них подошел ко мне после спросить, не я ли случайно сыграл армянина? Оказывается, на просмотре многие решили, что роль исполнял армянский актер.

А вообще, думаю, что так глубоко вжиться в образ я смог не столько благодаря своему таланту, сколько интеллекту. При всем уважении, но режиссер ставил передо мной задачу сыграть карикатуру, то есть тот примитивизм, который мы наблюдаем в пародиях на армян, в разных анекдотах, как они сами себя шаржируют. Ну, помните, в 90-х фильмы по войну, в которых все армянские военные кричат: «Араа!»? 

Но мне хотелось, чтобы зритель поверил – перед ним не комический актер Нофель Шахлароглу. Перед ним вполне реальный персонаж. Я просмотрел огромное количество армянских роликов, съемок, фильмов… У меня получилось!

- В последнее время вы стали обсуждаемой фигурой из-за видеороликов, которые публикуете на своем YouTube канале, и в них вы поднимаете довольно острые социальные темы. Они действительно вас так волнуют? 

-  Естественно, я как бы часть этого общества. И главная его проблема сегодня – это образование. Необразованные люди несчастны. И я сейчас говорю не о школьной программе, а об общем широком спектре. Возьмите, к примеру, тот же мир искусства, шоу-бизнеса и культуры. 60 процентов – совершенно необразованные люди. Послушайте, что льется из носителей: сплошной «Sevgi sevən mərd olar» (композиции о любви – авт.). Примитив на уровне 1-го класса.  

- Но если народу это нравится! 

- Мне не хочется кого-то обижать, но задача людей сцены поднимать людей на более высокий уровень, а не опускаться самим до примитива. У казахского философа, поэта Абая Кунанбаева есть замечательная поэма про одного падишаха. Так случилось, что его окружали одни идиоты, которые любили стоять под проливным дождем. Падишаху было сложно справиться со своим народом, и для того, чтобы понять его, он тоже решил мокнуть под дождем. Вот я не хочу быть тем падишахом. Часто говорят, «народ требует», значит так надо. Это неправильно. Помните поговорку «Одна паршивая овца все стадо портит»? Вот я считаю, что это проблема стада, а не овцы. 


                           
- У вас есть любимые актеры? С кем бы вы хотели поработать на одной площадке?

- Знаете, я написал сценарий для короткометражного фильма, в котором задействованы 3 образа: мама, сын и его девушка. Вот очень хочу, чтобы роль мамы исполнила замечательная, талантливая актриса Театра юного зрителя, заслуженная артистка Азербайджана Гямяр Мамедова. Я восхищаюсь ее игрой.  Она блестящая актриса! И, мне даже кажется, мы с ней похожи внешне. У нее от природы большие красивые глаза. Поэтому хотелось бы видеть ее в роли своей мамы. К сожалению, она почти не снимается в кино, только играет в театре. Также хотелось бы сыграть с Ханларом Гашимзаде - актером шекинского театра. Он настоящий мастер. 

Ну и конечно хотел бы сыграть со своим отцом. Но, к сожалению, это невозможно, так как он сейчас болеет. 

- Что в ближайших планах?

- Несколько передач, которые, я думаю, будут полезны нашему зрителю. Съемки в новых фильмах. Творческая работа продолжается, но, знаете ли, внутри есть какая-то недосказанность. Кажется, остались незавершенные дела, есть чувство, что нужно делать большее. Внутренний голос подсказывает, что я еще не сыграл свою главную роль, и она впереди. Я по сути максималист. Человек способен на многое. Главное, все это многое воплотить. 


 

# 17535
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#