Этот великий режиссер сотрудничал с фашистским журналом, возглавляемым сыном Муссолини

Этот великий режиссер сотрудничал с фашистским журналом, возглавляемым сыном Муссолини
28 сентября 2016
# 10:09

Vesti.Az продолжает проект «Легенды мирового кинематографа». В нашей рубрике публикуются статьи, очерки, эссе, повествующие о жизни и деятельности великих отечественных и зарубежных творцов кино. Великий, сказочный, реальный, прекрасный беспрестанно притягивающий нас кинематограф. Кто из нас не засматривался прекрасными художественными полотнами, которые раскрывались перед нами на экране? Или вдумчиво не следили за документальным и научно-популярным кино? За этими творениями стоит труд многих и многих людей кинематографического цеха. Но лишь определенная часть этих тружеников кино при жизни или после нее удостаивались звания великих. Они становились легендами кинематографа.

29 сентября этого года исполняется 104 лет со дня рождения одного из самых культовых режиссеров за всю историю мирового кинематографа. Он еще при жизни стал легендой мирового кино, а что касается его фильмов, то любопытна оценка, которую им дал сам создатель. Существует знаменитая фраза, обращенная к художнику Марку Ротко в момент посещения великим режиссером его рабочей мастерской: «Ваши картины — как мои фильмы... Они очень точные... И ни о чем»…

***

Речь идет, как вы уже догадались о великом итальянце Микеланджело Антониони. Кинематограф этого гениального мастера кино лишен повествовательности и музыкального комментария — он не намерен «усыплять внимание зрителей», но и лишать его бесценной тишины, но именно в ней становятся более отчетливы непостижимость и непредсказуемость окружающей нас действительности. И, конечно же, невыносимая легкость и растерянность человека перед собственной жизнью. «В моих фильмах вообще ничего нет, кроме того, что вы чувствуете», — так сформулировал режиссер вектор своего творчества. 

Будущий гений кинематографа окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье, хотя сначала изучал филологию (в том же Болонском университете). Параллельно с этим он писал критические статьи для местной газеты, рецензии Микеланджело отличались безжалостными выпадами в адрес итальянских комедий тех лет.                                                                                                                                                   В 1939-м году Антониони принимает решение переехать в Рим, где начинает сотрудничать с официальным фашистским журналом «Cinema» развлекательной направленности, возглавляемом Витторио Муссолини (сыном всем известного диктатора) и журналом «Bianco e nero». В этот же период Антониони учится режиссуре в киношколе и уже в 1942-м году стажируется на съемках «Вечерних посетителей» Марселя Карне. «Я не являюсь теоретиком кино. Если вы спросите меня, что такое режиссура, моим первым ответом будет: я не знаю. А вторым: все размышления на эту тему содержатся в моих фильмах» — скажет впоследствии Антониони.

Картина «Хроника одной любви», вышедшая в 1950-м году — первая игровая работа молодого автора и сделана она в духе неореализма — популярном течении итальянского послевоенного кинематографа. Натурные съемки, достоверность, «живая камера», внимание к деталям, исключение назидательности  — художественные составляющие этого течения.

Фигура Микеланджело Антониони в свете неореализма середины 50-х годов (сходившего постепенно на нет), напротив, приобрела совершенно новые оттенки и значимость. Произошло это потому, что увлечение авторов социальной тематикой уменьшалось на глазах, а превосходство авторского видения выходило на первый план. Антониони-автор в свете такого положения вещей только выигрывал: теперь его экзистенциальному кинематографу можно было проявлять себя в полной мере, не отвлекаясь на социальное.   

Первые три картины тетралогии («Приключение», 1960; «Ночь», 1961; «Затмение», 1962) связаны с точки зрения стиля и выбора темы: черно-белое изображение и малонаселенные персонажами интерьеры, где разыгрываются истории про людей, не способных находиться рядом друг с другом, не понимающих, не слышащих и не слушающих друг друга и самих себя. Актерами, воплотившими все обозначенное на экране, стали такие фигуры, как Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Леа Массари, Жанна Моро. И, разумеется, невероятная Моника Витти — муза Антониони, достигшая мировой славы благодаря работе с ним.

Фильм «Красная пустыня» (1964) — первая работа Антониони, снятая в цвете, но содержательно она соответствует вышеназванным работам, и поэтому является неотъемлемой частью тетралогии. Известно, что режиссер искусственно подкрашивал траву, деревья и реки, чтобы добиться нужного ему цветового эффекта: «Не слепо копировать цвета реальности, а создавать их по своей воле». Эта картина получила Главный приз («Золотого льва») XXV Венецианского кинофестиваля и сделала его автора знаменитым на весь мир. 

Однако, мировая известность пришла к Антониони гораздо раньше, чем мир смог увидеть его «тетралогию некоммуникабельности» целиком. Речь идет о фильме «Приключение» (1960), открывающей ее. История таинственного исчезновения персонажа Анны — дочери известного дипломата – и ее поиска только на первый взгляд интересна своей детективной составляющей. Режиссера больше интересует психология героев, и он не считает нужным (и важным) объяснять кому бы то ни было, что же с ними произошло.

Картина «Приключение» получила Спецприз жюри Каннского кинофестиваля, уступив «Золотую пальмовую ветвь» фильму «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. 

Фильм по мотивам рассказа «Слюни дьявола» Хулио Кортасара — «Фотоувеличение» (1966) Антониони снимает в Великобритании и с английскими актерами. Это связано с тем, что режиссер принимает предложение поработать для англоязычной молодежной аудитории. Он вновь подкрашивал траву в парке Мэрион и требовал от художников по костюмам, чтобы те «предугадали моду на 2 года вперед». Проблемы современности, любовная и детективная линии, философская составляющая сделали этот фильм успешным, а со временем он стал «элементом стиля» не одного поколения молодых людей, интересующихся немейнстримовым типом кинематографа. Тем более, все происходящее в картине — универсально. Смысл названия фильма один критик раскрывает так: «Это глубокое исследование и философское осмысление окружающей действительности. Человеческое сознание не способно составить целостную картину реальности, увидеть чётче, познать суть вещей. Помогает фотоувеличение. Каждое фотоувеличение открывает новые, необычные детали, недоступные невооруженному взгляду и в кoрне мeняющие представлeние о действительности. Чeловек нaчинает мeтаться в пoисках aбсолютной истины и заблуждаeтся, пoтому что каждое новое увеличение рождает собственную реальность, новый мир». Кассовые сборы от этой картины в мировом прокате составили сумму более $ 10 млн., при бюджете в $ 1 млн. 400 тыс. 

Фильм «Профессия: репортер» рассказывает о журналисте, который больше всего на свете хочет стать невидимкой, чтобы все от него отстали. Но в любом обществе это практически невозможно и всем, в принципе, понятно. Вопрос побега от самого себя — еще более трудный и, скорее всего, неразрешимый. Антониони любит размышлять на этот счет и ставить в тупик не только своих героев, но и зрителей. И называет эту картину «самой рассудочной» в своей фильмографии, где он все также избегает повествовательности и, «вступая на знакомую территорию», в любой момент может «сменить направление». Главные роли здесь достались Джеку Николсону («человеку с безумным блеском глаз») и Марии Шнайдер, прославившейся к тому моменту своей работой в «Последнем танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. Субъективная камера, флэшбеки, тема человеческого умирания (как процесса) и смерти сознания... Фильм был воспринят неоднозначно: самые известные кинонаграды ему не достались, с коммерческой точки зрения он провалился, Джек Николсон считал его лучшим в своей карьере, а многие кинокритики называют его слишком сложным для публики тех лет. Поскольку это был «первый экзистенциальный фильм с голливудскими звездами первой величины». 

В 1985-м году вследствие инсульта Микеланджело Антониони оказывается частично парализован: он не может разговаривать и завершить задуманные картины. Тем не менее, спустя 10 лет ему удается снять полнометражный игровой фильм «За облаками» (1995), где ему помогал Вим Вендерс. А в 2004-м году он представляет последнюю свою работу в кино (снятую с помощью Стивена Содерберга и Вонга Кар-Вая) — новеллу «Опасная связь вещей» в сборнике короткометражек «Эрос». 

Его жена Энрико Фико (играла роль второго плана в «Идентификации женщины», 1992), на которой Антониони женился в 1986-м году, сказала в одном из интервью: «Каждый свой фильм он смотрел с чувством досады и неудовлетворения, потому что за то время, пока фильм монтировался и выходил на экраны, сам он успевал измениться, уйти вперед, его волновали уже другие проблемы. Оттого во многом то, что было снято, выглядело для него анахронизмом. Если коротко, то любой его фильм ко времени просмотра в зрительном зале был уже неадекватен Микеланджело Антониони». 

Микеланджело Антониони получил две «Золотые пальмовые ветви» в Каннах и еще более 55 других престижных кинонаград. Дважды он был номинирован на «Оскар» и получил его в 1995-м году «За жизненный вклад в искусство кино». Всю свою жизнь он страдал бессонницей, но умереть ему было суждено во сне. Это произошло 30 июля 2007 года.

Фуад Бакылы

[email protected]

# 7162
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#