В мире
- Главная
- В мире
Юрий Фельштинский: После Украины Путин двинется на Европу - ЭКСКЛЮЗИВ ДЛЯ VESTI.AZ

Приход Дональда Трампа к власти в США стал переломным моментом для мировой политики. Однако главное его последствие – новый этап в российско-украинской войне. Америка, ранее активно поддерживавшая Украину оружием и финансами, теперь требует от нее фактической капитуляции.
Одновременно Трамп сворачивает военную помощь европейским союзникам, углубляя разногласия внутри НАТО – что явно играет на руку Владимиру Путину. Ослабление трансатлантического единства становится серьезным вызовом для Запада.
О том, как эти процессы повлияют на дальнейший ход российско-украинского конфликта, о перспективах США и о будущем Украины рассказал в интервью Vesti.az известный американский историк российского происхождения, автор множества популярных исторических работ и книги «Третья мировая: битва за Украину» Юрий Фельштинский.
- Вы автор множества книг о России, включая одну, посвященную российско-украинской войне. Как бы вы охарактеризовали текущий этап этого конфликта? Какие изменения, на ваш взгляд, могут произойти, если Трамп вернется в Белый дом?
- Мы подошли к трехлетней отметке войны, в которой Украине на протяжении всего этого времени не давали возможности победить. С одной стороны, Европа и США оказывали поддержку, за что им большое спасибо — без этой помощи сопротивляться агрессии было бы гораздо сложнее. Но при этом помощь предоставлялась на таких условиях, чтобы Украина не могла одержать окончательную победу, а Россия — не потерпела сокрушительного поражения. Запад опасался, что в случае проигрыша Кремль может прибегнуть к ядерному шантажу или страна распадется, что, по их мнению, лишь усугубит нестабильность.
Три года мы наблюдали бесконечный торг: какое оружие можно передавать Украине, а какое – нет, и как именно она может его использовать. Сначала ей запрещали наносить удары по территории РФ, затем – по Москве, и так далее. В итоге ракеты дальнего радиуса действия начали передавать лишь недавно. До последнего момента любое западное вооружение предоставлялось с жесткими ограничениями – Украина могла применять его только на оккупированных территориях, но не по противнику. Под этот запрет попадало даже стрелковое оружие, не говоря уже о ракетах.
Даже сегодня Украина не имеет права использовать западное оружие для ударов по Москве. А без этого войну невозможно ни выиграть, ни остановить. В результате условий, в которые была искусственно поставлена Украина, не имеющая возможности наносить удары по территории врага, российское общество, особенно в крупных городах, практически не ощутило войны — и не ощущает до сих пор.
Еще совсем недавно Россия воспринимала войну как нечто далекое, происходящее где-то на чужой территории. Лишь когда Украина начала наносить удары по провинциям и вошла в Курскую область, стало доходить, что война касается и самой России. Но у этой страны есть одна особенность: она – государство одного города. И этим городом является Москва. Вся жизнь государства сосредоточена в столице — это единственный нервный узел и слабое место страны.
Путин думает только о Москве, правительство заботится только о ней, управление и все ключевые учреждения находятся там. Останкинская телебашня, формирующая общественное мнение, тоже в Москве. Вся элита живет в Москве. Чтобы действительно повлиять на ход войны, удары должны наноситься именно по столице, ведь судьба провинции никого не волнует. Как, впрочем, и потери среди населения – в России человеческая жизнь исторически ничего не стоит. В любой войне она теряет больше всех, но ни власть, ни народ это не заботит. Но война стала перманентной, и Россия готова вести ее бесконечно.
Ситуация усугубилась: президентом США на ближайшие четыре года стал Дональд Трамп. Его победа не была неизбежной, но теперь, когда это свершилось, удивляться не приходится. Он просто выполняет свои обещания.
- Какая у Трампа мотивация загонять Украину в безвыходное положение, если она не проиграла войну? Что он выигрывает от такого сценария?
Трамп дал Путину обещание – сделать все возможное, чтобы Украина сдалась. Для этого, как рассчитывалось, достаточно было прекратить американскую помощь, что Трамп и сделал уже на третий день своего президентства.
Он многократно заявлял, что в случае победы на выборах прекратит поддержку Украины. Более того, еще до вступления в должность, используя свое влияние в Конгрессе, Трамп заблокировал военную помощь в критический момент, что привело к осложнениям на Харьковском фронте.
Можно спорить о причинах, по которым Трамп пообещал Путину сдать Украину. Но то, что он взял на себя это обязательство, сомнений не вызывает.
За последнее время Николай Патрушев, бывший директор ФСБ, дал два интервью — в 2024 и 2025 годах. В 2024-м он нагло и открыто напомнил Трампу о его обязательстве сдать Украину. А в 2025-м уже заявил, что Украина как государство прекратит существование, поскольку Трамп победил на выборах и, следовательно, выполнит свое обещание.
Трамп действует целенаправленно, используя хитрости и уловки, чтобы не просто формально выполнить обязательства перед Путиным. Формально говоря, он уже сделал все, что обещал: остановил военную помощь. Казалось бы, дальше от него ничего не зависит. Но он продолжает давить и унижать Украину, чтобы добиться не просто формального выполнения сделки, а полной капитуляции. В этом вопросе его интересы, к сожалению, совпадают с интересами Путина.
А Путину необходимо захватить Украину, чтобы двигаться дальше — сначала в Молдову, затем в Восточную Европу. Трамп же, в свою очередь, заинтересован в том, чтобы спровоцировать Путина на новые агрессивные шаги. Как только Украина падет, начнется российско-европейская война, которая, скорее всего, перерастет в классическую Третью мировую.
На этом фоне Трамп, наконец, сможет продемонстрировать своим избирателям, что Америка «снова стала великой». Ведь, как показывает история, США «становятся великими» именно на фоне полномасштабной войны в Европе — так было и в Первую, и во Вторую мировые войны.
- То есть мы подошли к любопытному моменту: означает ли это, что война в Европе отвечает национальным интересам Трампа или американской элиты?
- Это, безусловно, противоречит национальным интересам США. Причем не только в целом, но и интересам американской элиты, которая сама по себе неоднородна. Однако планы Трампа отвечают запросам той части консервативной элиты, для которой внутренний враг в лице американской либеральной демократии опаснее внешнего врага — Путина.
Для борьбы с этим врагом Трамп и его союзники готовы сотрудничать с кем угодно, включая Путина, лишь бы добиться победы любой ценой — даже ценой военного ослабления Европы. Для Путина же главным противником остается западная демократия. Не случайно и Канада оказалась в списке врагов — как в глазах Путина, так и в глазах Трампа. Ведь для Трампа мировая демократия является главным оппонентом, а ее оплотом остается Европа. Если же Канада занимает солидарную позицию с Европой, то и она автоматически попадает в категорию противников.
- Если Трамп фактически «сдает» Украину Путину, создавая условия для ее поражения, а Европа осознает, что после Украины следующей может стать она, какие шаги готова предпринять Европа, чтобы защитить себя, и обладает ли она для этого достаточными ресурсами?
- У Европы всегда были силы, и она остается мощной экономической машиной. По людским ресурсам, финансам и экономике она значительно превосходит Россию. Однако до недавнего времени ей не хватало политической воли и четкой стратегии в отношении России и Украины. Европа — это сообщество равноправных государств, и внутренние разногласия мешали ей действовать решительно. К тому же многие надеялись, что ситуация как-то утрясется сама собой. Ведь есть США и НАТО, есть Евросоюз — казалось, что против этих блоков Россия ничего не сможет противопоставить. Поэтому помощь Украине оказывали нехотя, с ощущением, что время само решит проблему.
А вот если из НАТО выходят Соединенные Штаты — а если вице-президент США на Мюнхенской конференции по безопасности ни разу не упоминает НАТО, значит, Америки в Альянсе уже нет — ситуация для Европы драматически ухудшается. Дело даже не только в том, что теперь Европе придется срочно формировать серьезный оборонный бюджет, чтобы сдерживать российскую агрессию в Украине и неминуемое вторжение России в Европу. Куда важнее то, что Европе необходимо выработать новую стратегию победы в российско-украинской войне — пока что именно российско-украинской, потому что Украина держит фронт.
При этом выход США из НАТО неизбежно нарушает ядерный баланс сил. Сейчас он держится на американском ядерном зонте, который прикрывает Европу. Если этот зонт исчезает, остается только французский и британский ядерный арсенал — а его недостаточно, чтобы сдерживать Россию. В количественном отношении Москва оказывается в выигрыше.
Как мне кажется, у Европы и Украины просто нет иного выхода, кроме как воевать. Они вынуждены противостоять российской агрессии, потому что капитуляция на условиях Путина и Трампа — это не мир, а дорога к самоубийству. А на это не пойдет ни одно государство.
- Правильно ли мы понимаем, что в случае выхода США из НАТО Франция, Германия, Евросоюз и европейские страны Альянса возьмут на себя военную, техническую и финансовую поддержку Украины?
— В целом, да. Но здесь тоже не все так просто. У России изначально было две стратегические цели во внешней политике: развал НАТО и уничтожение Евросоюза. Первая задача, по сути, решена после победы Трампа, а недавняя речь вице-президента Вэнса лишь закрепила этот результат. Фактически, НАТО в его прежнем виде, где ведущую роль играли США, больше не существует — Альянс перестал функционировать так, как это было прежде.
Теперь российскому руководству жизненно необходимо закрепить свою победу через подрыв и развал Евросоюза. Для этого будут мобилизованы все возможные ресурсы – политические, финансовые, медийные – чтобы обеспечить победу ультраправых партий в ключевых европейских странах: Германии, Франции, Италии. И в этом Путину вновь помогут американские «друзья» – миллиардеры с фашистскими взглядами, вроде Маска, чьи деньги и влияние позволяют безнаказанно вмешиваться в политику.
Мы уже видели, как Маск открыто поддерживал ультраправую немецкую партию, выступая на ее мероприятиях, не скрывая своих симпатий к нацистской символике. И он далеко не единственный на этом правом фланге американской элиты. Просто самый богатый. А потому, имея на финансовом поводке Трампа, может позволить себе практически все.
Сейчас начнутся попытки обеспечить победу ультраправых в Европе – сначала на местных выборах, затем в Европарламенте. Надежда проста: захватив влияние, эти партии начнут процесс выхода своих стран из ЕС, по аналогии с Великобританией. Если Евросоюз рухнет, Европа останется один на один с Путиным и его армией. А дальше – классический сценарий: Москва начнет поглощать страны поодиночке, двигаясь от Балтики вглубь континента.
- Можно ли в текущих условиях ожидать, что Европа начнет формировать новую систему безопасности и стремиться к сближению с Турцией?
- У Европы нет иного выбора — ей придется срочно создавать новую систему безопасности. Вопрос в том, будет ли это «обновленное» НАТО с временным (предположительно, на четыре года) выходом США из структуры или появится принципиально новый альянс. Логичнее сохранить НАТО и просто приостановить участие американцев, но в этом случае Трамп, скорее всего, попытается формально распустить организацию, чтобы не дать Европе использовать ее без США.
Если НАТО удастся сохранить, Турция останется в альянсе. Однако она по-прежнему вне Евросоюза, хотя стремится туда десятилетиями. В сложившейся ситуации Анкара может воспользоваться моментом и попытаться ускорить вступление в ЕС.
Турция, в отличие от многих европейских стран, представляет собой реальную военную силу, и многое будет зависеть от решений президента Эрдогана.
- А разве у Европы есть хоть какой-то реальный выбор, кроме как делать ставку на Турцию?
Мы обсуждаем Турцию так, словно это панацея от всех проблем. Однако, к сожалению, Путин, вероятно, тоже имеет рычаги влияния на Анкару. К тому же, Трамп располагает серьезными возможностями для давления на Турцию. Поэтому, повторюсь, многое зависит от позиции Эрдогана.
- Допустим, Россия сейчас одерживает победу и достигает своих целей в Европе — военных, геополитических. И что дальше? К чему она стремится? Восстановить СССР? Тогда ждать ли ее вторжения в Центральную Азию и на Южный Кавказ? За что вообще идет эта борьба?
- Сейчас немного пофантазируем: одни события легко предсказать, другие — нет. Например, война России против Украины была ожидаема. Я опубликовал книгу «Третья мировая: битва за Украину» еще в 2015 году, за семь лет до полномасштабного вторжения. Но вот то, что Россия не смогла захватить Украину и за три года войны не продвинулась вглубь страны, оказалось полной неожиданностью. Поэтому я уверен: Россию не ждет победа.
Однако возможная победа Трампа и выход США из НАТО станут для Путина искушением расширить фронт войны и попытаться оккупировать европейские страны. Другое дело, что успех такой авантюры не гарантирован и может привести к полному краху России. Если Украина не удержит фронт, ждать ли Европе вторжения? Безусловно. Но сможет ли Россия легко продвинуться? Нет. Сегодняшняя Европа — это не Европа 1921-1922 годов, она осознала угрозу и укрепила свою оборону. Вопрос в том, достаточно ли этого для отражения агрессии. Но даже без участия США на этом фронте Путина не ждут победы.
А вот до бывших советских республик Азии руки у Путина, скорее всего, не дотянутся — вмешается Китай.
- Хорошо, но вопрос остается открытым: какова конечная цель России?
- В 1917 году большевики пришли к власти под лозунгом мировой революции. Замораживать советскую власть в границах одного государства они не собирались. После Октября 1917 года границы советских республик расширялись с той скоростью, с которой удавалось захватывать новые территории. К 1945 году советская власть распространилась на половину Европы, и только создание США атомного оружия остановило ее дальнейшее продвижение — у СССР тогда ядерного арсенала еще не было.
Заморозив конфликт в Европе на линии раздела Востока и Запада, Кремль начал экспансию в Африке, Латинской Америке, на Кубе и в Азии, где коммунисты пришли к власти в Китае, Вьетнаме, Камбодже и других странах. И хотя мировая революция не была реализована буквально, к 1991 году коммунистическое влияние охватило добрую половину мира.
Путин, похоже, мечтает затмить Сталина. Его планы по созданию нового миропорядка сводятся к тому, что Россия должна править, а все остальные подчиняться. На реализацию этой программы у него есть четыре года — пока в Белом доме сидит капитулировавший перед Москвой Трамп. Более удобных условий Путину никто не создаст.
- Хорошо, допустим, он побеждает. Как это изменит ситуацию на постсоветском пространстве?
- Во-первых, он не победит. Поэтому никакого постсоветского пространства не будет. Это уже очевидно на примере российско-украинской войны. Мы видим, как Путин продвигается вперед медленно, оставляя за собой лишь руины. Называть это победой трудно. Есть принципиальная разница между варварским разрушением цивилизованной страны и настоящей победой. Вопрос лишь в том, сколько еще стран Россия успеет разрушить, прежде чем рухнет под тяжестью собственных амбиций.
- Одной из главных тем последних дней стало соглашение между США и Украиной по использованию ее ресурсов и редкоземельных металлов. Как вы оцениваете предложения Трампа? Насколько велика вероятность, что Украина подпишет этот договор?
- Как раз сегодня Украина, кажется, подписала какой-то вариант этого договора. Однако я считаю, что со стороны Трампа это очередная попытка обмануть украинское и мировое общественное мнение. Внешне соглашение выглядит как долгосрочное стратегическое партнерство, и на первый взгляд в этом нет ничего плохого. Но проблема в том, что Трамп не собирается помогать Украине, даже несмотря на это соглашение.
Пока что мы только слышали о передаче США 50% украинских полезных ископаемых в счет долгов, полученных Украиной от США во времена администрации Байдена. Такое партнерство во время войны невыгодно Украине. Ей нужна помощь здесь и сейчас, а разработка месторождений – это вопрос лет. К тому же часть этих месторождений находится на оккупированных территориях. Какой смысл в соглашении, если оно не решает главную проблему – отсутствие немедленной поддержки?
Америка не начнет помогать, потому что Трамп взял на себя обязательства перед Путиным. Если этот договор и будет подписан, с его реализацией возникнут серьезные проблемы. Я абсолютно убежден, что Украина не получит ни доллара и никакой реальной помощи.
- Хорошо, но даже The Telegraph написала, что эти соглашения по своим условиям хуже, чем репарации, наложенные на Германию после Первой мировой войны. Опубликованный New York Times текст проекта соглашения действительно подтверждает, что условия для Украины крайне тяжелые. Как Украина может на них согласиться?
- Об этом и речь: условия, которые выдвигает Трамп, неприемлемы для любой страны. Типичный Трамп: предлагает Канаде, занимающей площадь, сопоставимую с Соединенными Штатами, стать 51-м штатом. Получив отказ, вводит против нее 25%-й тариф. Это нормальное предложение соседу и главному торговому партнеру — отказаться от независимости? Конечно, нет. Как не было нормальным предложение Дании продать Гренландию или Панаме — вернуться под американский контроль. Но Трамп не стесняется озвучивать подобное.
Вот и Украине он делает максимально оскорбительное предложение, заведомо неприемлемое. Его цель — не договориться, а создать видимость попытки «помочь» Украине. В результате он сможет заявить, что предлагал экономическое сотрудничество, но Украина отказалась.
Для Путина Трамп — ледокол, прокладывающий ему путь в Европу через сдачу Украины и прорыв фронта. А сам Трамп рассчитывает руками Путина разрушить демократическую Европу. Их союз основан на борьбе с общим врагом — мировой демократией.

Пашинян: Два пункта мирного договора с Азербайджаном до сих пор не согласованы

Таяние ледников в Норвегии раскрывает древние артефакты

Белый дом: Встреча Путина и Трампа пока не запланирована

Когда закончится война: мир, который уже никогда не будет прежним - ОБЗОР

Африканец с 16 женами не может запомнить имена всех детей и внуков

Politico: Маск начинает все больше раздражать республиканцев