Власть против церкви: Европейское Средневековье в Армении – МНЕНИЕ
Армянская церковь всегда была не просто духовным ориентиром для миллионов армян, а реальной политической силой.
«В годину бурь, суровых испытаний» армяне, независимо от высоты занимаемого положения, обращались за «словом божьим» к католикосам, протоиреям и архиепископам, чье предназначение, казалось бы, должно заключаться в моральной поддержке народа или, хотя бы, отдельных личностей, и напутствии на путь истины и нравственности. По уставу и протоколу.
В действительности же, всю историю армян католикосы, эти «полупроводники» божьего слова в народ, почему-то считали возможным поучать глав общин, диаспор и государств на предмет их действий на «благо народа и нации».
И, разумеется, во имя мира и процветания.
В итоге, армяне почти всегда были лишены и того, и другого.
Да и эфемерный пусть истины зачастую сводился к банальному грабежу. Видимо, именно так трактуют библейские понятия в Первопрестольном Эчмиадзине – по-своему, по-армянски.
Если бросить ретроспективный взгляд на то, чем прославилась Армянская Апостольская Церковь (ААЦ), то на память приходят лишь призывы «не смиряться» и бесконечное напоминание всему миру одной важной мысли: армяне – христиане.
Запомнили?
Только по этой причине немногочисленный чернобровый народ нужно холить и лелеять, кормить и никогда не бросать. А потому бродят армянские церковники по миру с алмазными крестами и посохами, как наглядное пособие, свидетельствующее о религиозной принадлежности армян, хмуро выглядывая из-под своих низко надвинутых капюшонов.
Мол, грустно нам и тяжело нести на плечах непосильную ношу, но таков наш крест.
Запад, конечно, купился на печальный взор армянской духовной канцелярии, хотя, поговаривают, что ААЦ и есть его порождение. И если не углубляться в историю вопроса, а ограничиться недавним прошлым и настоящим, то церковь всегда лезла «поперед батьки в пекло», неуклюже и беспардонно, не отделяя себя от мирской власти и не выпуская штурвал управления из когтистых лап. Вспомним ее роль в принесшем Южному Кавказу беды и войны движении «миацум».
Неслучайно, в 2013 году в Москве в трапезном зале армянского храма Святого Преображения прошел показ документального фильма «Миацум», организованный Координационным советом российско-армянских организаций при поддержке Российской епархии ААЦ.
А призывы католикоса армян Ближнего востока Арама Первого к объединению Карабаха с Арменией на пути к восстановлению «единой Армении»! И, наконец, заявление Гарегина II о том, что, если власти решат заключить мирный договор с Азербайджаном, по которому Карабах окажется в составе Азербайджана, армянский народ не смирится с этим.
Но это так, штрихи к портрету «святой» армянской инквизиции.
Безусловно, принадлежность христианству и наличие беспорядочно натыканных храмов, часовен и хачкаров обязывает европейскую цивилизацию «своих» не бросать, на что, собственно, и рассчитывает всемирное армянство. Однако методы, которыми действуют высокопоставленные монофизиты, сродни темным временам Средневековья с его крестовыми походами.
Потому что заявления по типу «армянский народ не смирится» от лица духовенства давно не в моде. Не говоря уже о том, чтобы ставить во главе политического движения сомнительного дяденьку в рясе, то ли Вазгена, то ли Баграта, блуждающего по стране с бродячим шапито «Тавуш во имя мира», призывающего народ к восстанию против законно избранной власти!
При том, что мыслит себя небескорыстный Баграт-Вазген не просто предводителем оппозиционного движения, а будущим премьер-министром временного правительства, которого, уверены его вдохновители, непременно изберут после свержения Пашиняна.
Неужто сеяние смуты и призыв к перевороту в той же Европе считаются нормальными проявлениями прав и свобод? Возможно, это было уместно в 11 веке, когда папа Урбан II на Клермонском соборе провозгласил Первый крестовый поход против сельджуков и призвал к вооруженному паломничеству в Иерусалим.
Но не в 21 веке, когда церковь не должна подстрекать государство к войнам и разрухам, имея десятки тысяч захоронений в Ераблуре.
Неужели 70 лет ограничений на свечном бизнесе породили массу бесов в амбициозных головах клириков, вероятно, забывших о застарелых конфликтах между церковью и светской властью в средневековой Европе, и привели к тому, что сомнительный Баграт был выдвинут на роль символа революции, дабы сподвигнуть европейских единоверцев на какие-то действия и членские взносы? И разве соседи не понимают, что для цивилизованного общества дурной театр во главе с человеком - даже с христианской атрибутикой – давно считается дикостью?! И бороться с этим должны отряды полиции при поддержке санитаров.
Да и как объяснить потуги армянской церкви, суть учения и принципы которой должны сводиться исключительно к миру, изо всех сил сопротивляющейся торжеству жизни?
Делимитация, демаркация, мирный договор… Все, что достигнуто на сегодня с неимоверным, колоссальным трудом после 30-летнего противостояния, может быть перечеркнуто одним крестным знамением.
А значит усилия тех же европейских «миротворцев», мирные площадки и платформы, дипломатию и встречи лидеров двух стран надо перечеркнуть и отбросить назад. Выходит, христианское милосердие и «не убий» разъело соленой водой в катакомбах Эчмиадзина.
Тем не менее, надеемся, что разум восторжествует. Вот и первые ростки. Пусть и с опозданием, но светская власть Армении что называется взбрыкнула. Не далее, как вчера спикер парламента Армении Ален Симонян предложил облагать церковь налогами на фоне протестов оппозиционного движения "Тавуш во имя родины", которое возглавил вышеупомянутый архиепископ Баграт.
"Необходимо обсудить, почему церковь не платит налоги, и вообще с юридической точки зрения нужно пересмотреть, что делает священника, которому целуют ручки, выше, чем обычного бизнесмена, который платит налоги и покупает патроны для армии", - заявил он на заседании правительства, которое транслировали в режиме реального времени местные новостные порталы. Спикер не преминул напомнить о налогах, от которых освобождена церковь, к примеру, налог на имущество, на добавленную стоимость, и пригрозил карой небесной.
Что ж, лед тронулся, хотя ставшая реальной политической силой и претендующая на власть армянская церковь сопротивляется и будет еще долго вести себя как инородный организм, который удаляют без анестезии.
Уже провозглашаются установки типа «христианская вера – одна из фундаментальных основ армянского государства», «именно благодаря церкви мы до сегодняшнего дня являемся армянами», а туру Баграта Србазана присвоена степень «движения, направляемого Богом».
Но на это у здравомыслящей части населения Армении уже есть антибиотик. Как сказал вице-спикер Национального Собрания Армении от правящей партии «Гражданский договор» Рубен Рубинян, обращаясь к предстоятелю Ширакской епархии ААЦ, «превращение имени Бога в политический капитал – это, мягко говоря, не богоугодный поступок».
Без комментариев…
Нигяр Алиева
В Ливане почти 900 тыс. человек покинули дома из-за боевых действий
Трамп предложил Алекса Вонга на должность первого заместителя помощника по нацбезопасности
В Канаде зафиксировали крупнейшую вспышку кори
WP: Трамп хочет уволить команду прокурора, выдвигавшего против него обвинения
Суд признал Конора Макгрегора виновным в деле об изнасиловании
Пашинян заявил, что сделает все для подписания соглашения с Азербайджаном до конца года