Джейхун Бакинский: Я однозначно не человек шоу-бизнеса - ИНТЕРВЬЮ

Джейхун Бакинский: Я однозначно не человек шоу-бизнеса - ИНТЕРВЬЮ
21 мая 2024
# 20:00

Чем ярче мишура и огни на эстрадной сцене, чем больше надрыва и натурализма на очередном «Евровидении», чем пошлее и обнаженнее шоу-бизнес, тем сильнее тяга к искренности и душевности в песенной музыке. И именно их предлагает слушателю городской шансон, который не изменяет себе десятилетиями, совмещая мелодику романса, фольклора, тюремного «блатняка», военных песен…

Он, как правило, о жизни. Но вот только рассказать ее так, чтобы поверили, дано не каждому. Сегодняшний гость Vesti.az, один из немногих представителей бакинского шансона, который весьма правдив, убедителен и интеллигентен в его подаче. Недаром в народе артиста прозвали «принцем» этого жанра музыки.

Итак, Джейхун Бакинский о своем пути на сцену, учителях, будущем бакинского шансона, и…немного о личном.   

     

- Как вам «титул» принца? Вообще различные титулы и звания имеют значение для артиста?  

- Принц и принц… почему бы и нет? Раз меня так называют, мне это даже нравится (улыбается). Но намного важнее иметь своего преданного зрителя, который приходит на твои концерты. Причем не только в Баку. Я много езжу со своей программой по миру, выступаю как в больших концертных залах, так и на закрытых мероприятиях, общаюсь с коллегами из разных стран. Титулы и звания – особенно государственные, конечно же льстят любому исполнителю. Но они должны быть оправданными. Боюсь показаться нескромным, но думаю, что сделал и продолжаю делать немало для развития бакинского шансона. Очень хочется, чтобы молодое поколение сохранило этот жанр.

Поэтому на первом месте у меня все же музыка и творчество. А еще такое редкое сегодня качество, как порядочность. Ну и конечно же - семья.

- И все же, интересно было бы узнать, если вы - принц, то кто же тогда король?

- Королем бакинского шансона однозначно является Эйюб Ягубов. И пока он на сцене – это место занято. Искренне желаю ему оставаться на ней как можно дольше, радуя нас своим творчеством.

- Давайте разъясним читателю происхождение псевдонима «Бакинский». Правда, что вас так назвал известный гармонист Гусейн Гасанов, он же Гусейн Бакилы?

- Помните, композицию «Bakılı», посвященную бакинцам? Ее исполнял я и замечательный певец Джейхун Нейматов. Нас часто путали. И однажды я попал на одно мероприятие с покойным Гусейном Гасановым, где ему сказали: «İki bakılı səhnədə» (Два бакинца на сцене - авт.). На что он ответил: «Бакилы - я, а Джейхун - Бакинский». Вот так я стал Джейхуном Бакинским.

А вообще мы были очень близки с Гусейном Гасановым, я много лет дружу с его сыном Парвином. Мы даже учились вместе, и сейчас продолжаем сотрудничать.

- Никто не подсчитывал сколько лет шансону, наверное, это и нереально, но многие считают, что он будет жить вечно. А вы как думаете?

- Я на стороне тех, кто уверен, что шансон вечен. Это фольклор горожан, и исполнять его должны только те, кто родился и живет в городе. Впитал его в себя. Поэтому пока будут стоять города, будет и этот своеобразный красивый жанр.

Я не хочу никого сейчас обидеть, но, к примеру, в бакинском шансоне не должно быть внежанровых акцентов, он весьма своеобразен, и при внешней простоте полон своих смыслов. Не зная, не чувствуя их, как можно браться за микрофон?

Вообще шансон поражает многообразием. Для тюремного блатного шансона не обязательно отсидеть, но понимать значение жаргонов нужно обязательно.

А наши любимые с юности дворовые песни? «Жизненные», лирические, часто грустные. Песни тех, кто жил в этих «итальянских» дворах с бесконечными лестницами, бельевыми веревками, обязательными виноградником и тутовым деревом… И когда кто-то начинает их перепевать, неправильно выговаривая слова, не понимая о чем песня, не обращая внимание на произношение слов, то невольно задаешься вопросом – зачем?

Вы поймите, если мы говорим о профессионалах, о сцене, то шансон это далеко не самый легкий жанр. И всем, кто пытается его исполнять, нужно много раз подумать и многому научиться прежде, чем за него браться.


 

- Кстати, правда, что у вас нет музыкального образования?

- Правда. Хотя петь я начал еще в школе. Вначале на школьных концертах, позже в ресторанах. Известный уже в то время музыкант предложил самостоятельно провести свадьбу. Я прекрасно понимал, насколько это ответственно, но молодость и самонадеянность сыграли свою роль: взял микрофон в руки и пропел все мероприятие.

Ну и понеслась «ресторанная жизнь», которая, во-первых, приносила мне удовольствие, так как я был на публике, да еще свободен в выборе репертуара. А во-вторых, это был неплохой заработок для того времени и моего возраста. Однако в какой-то момент я понял, что рестораны перерос, а вот для сцены мне не хватает ни знаний, ни профессионализма.  И я обратился за помощью к заслуженному артисту Азербайджана Теймуру Амраху и певцу Интигаму Керимову. Они оба прекрасные музыканты, замечательные педагоги, которые согласились за меня «взяться».

- Ваша новая композиция «Баку» в дуэте с популярным грузино-германским исполнителем Брендом Стоуном выбилась в первые строчки рейтингов. Будете продолжать тенденцию дуэтных проектов?

- Сейчас планируем совместный музыкальный проект с Рамилем Набран. Предварительная договоренность между нами есть. А вообще планов и проектов очень много, в том числе и дуэтных. Потихоньку будем воплощать их в реальность.

- Вы уже много лет на эстрадной сцене. Можно назвать Джейхуна Бакинского частью азербайджанского шоу-бизнеса?

- Однозначно - нет. Возможно, еще и оттого, что в нашем шоу-бизнесе порой творится такой беспредел, что быть его частью мне бы совсем не хотелось. Глядя на местные телеэфиры с участием «звезд», у меня возникает стойкое ощущение, что прикоснуться к миру отечественного шоу-бизнеса можно путем бесконечных скандалов с коллегами, взаимных оскорблений и весьма сомнительного пиара.

Возможно, я чего-то не понимаю, но по мне задача артиста – служить музе, сцене и зрителю. Но в нашем шоу-бизнесе творчество отодвигается далеко за кулисы, а на фасад выставляются склоки, которые так любит определенная часть публики.  

Что касается лично меня, то ни воспитание, ни уважение к своим слушателям не позволяют мне углубляться в «междоусобные войны» между артистами. Я много лет зарабатывал уважение аудитории и не хочу его терять. Поэтому, я однозначно не человек шоу-бизнеса. 

- Об этих телешоу сейчас много говорится. Впрочем, как и о музыкальных передачах, которые транслирует местное телевидение. Да и вообще ведется много споров о вкусах большей части населения и особенно молодежи. А как изменить эту тенденцию?

- Я думаю, что это сложно сделать в наше время. Посмотрите, сколько примитивизма «крутится» в интернете, в музыкальных эфирах… Ведь ротации практически отсутствуют. Любому сейчас в голову может прийти мысль о том, что он исполнитель: записал песенку и выпустил в эфир. Все покупается. И этот «шедевр» будет крутиться 2-3 месяца, а потом новый «хит» … Это же вирус!  Как можно обвинять слушателя, которому это навязывается с утра до ночи. К тому же, чем примитивнее музыка и текст, тем прочнее они могут заселиться в мозг, и выгнать их оттуда порой не так легко. Поэтому воспитывать и прививать музыкальный вкус нужно не только зрителям, но прежде всего самим исполнителям.

- По вашему мнению, какой процент населения страны предпочитает азербайджанскую качественную музыку «вирусу», о котором вы говорили?

- Может, процентов 20 продолжают слушать качественную музыку. Остальные 80 - предпочитают то, что им подают «из утюга».

Сейчас вообще непонятно, что происходит на музыкальной сцене. Ощущение, что в азербайджанскую музыку стараются впихнуть мелодии всех народов мира. А именно наше родное выносят куда-то на задворки. Это очень огорчает.

Примечательно, что, когда выступаешь за пределами страны, многие зрители просят напротив исполнить старые азербайджанские народные песни, или же композиторские мелодии.

- А что чаще просят исполнить?

- Как правило, наших корифеев. Песни Рашида Бейбутова, Мирзы Бабаева, Флоры Керимовой, Шовкет Алекперовой, Зейнаб Ханларовой, ну и других.  Ведь только в их песнях и сохранился тот самый национальный музыкальный колорит. И мне самому очень приятно исполнять эти композиции.

- Не могу не спросить о последнем «Евровидении-2024». Наши представители не смогли пройти даже в первый полуфинал. По вашему мнению, есть необходимость Азербайджану и дальше участвовать этом конкурсе?

- По-моему, «Евровидение» это уже давно не про песни, а про политику. Я никогда не следил и не слежу за этим конкурсом. Посмотрел его всего раз, когда жил в России. Друзья сообщили, что наши выбираются на первое место, и мне стало интересно выступление конкурсантов.

Ну а участвовать или нет Азербайджану в последующих конкурсах «Евровидение», решать не мне. Я это мероприятие не считаю обязательным.

- Многие не знают, но у вас замечательная семья, и вы недавно стали отцом. Мы искренне вас поздравляем с рождением малыша. С появлением сына что-то изменилось в вашем творчестве?

- Моя семья действует на меня как вдохновение, и только положительно отражается на творчестве. Быть мужем и отцом - огромное счастье для любого мужчины.

Моя супруга меня всячески поддерживает в творчестве, и я ей за это безумно благодарен. А когда поет счастливый человек, то это, конечно, благотворно влияет и на исполнителя, и на качество пения, и на зрителя. А зрителя обмануть нельзя.

- Что бы вы пожелали нашим читателям?

- Желаю почаще слушать качественную музыку, ведь она играет большую роль в жизни каждого. Стать другом в трудные времена, оживить чувства и эмоции, поднять настроение. И конечно же, я желаю всем мирного неба в эти сложные времена.

- Спасибо за интересную беседу!

 

# 15048
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#